События

Энрике Собехано выступил в Пушкинском музее

27 Июня 2014

Член жюри конкурса по развитию Пушкинского музея изобразительных искусств и автор ряда известных проектов музеев и музейных реконструкций, партнер-основатель мадридского бюро Nieto Sobejano Arquitectos, Энрике Собехано выступил с лекцией в Отделе личных коллекций.

Проект музейного городка, который Пушкинский должен получить к 2020 году, – не просто очень сложный, но абсолютно новый для российского контекста, который пока еще никогда не реализовывал музейных кварталов. Как отметил на пресс-конференции по итогам голосования жюри главный архитектор Сергей Кузнецов, «Проект Меганом» стал победителем не только потому, что оказался самым лояльным к наследию и не планировал снос ни одного исторического памятника. Но и потому, что лучше всех подошел под поэтапное освоение площадки, огромного бюджета и реализацию сложных технических решений, проявив обязательную в этих случаях гибкость.

Сергей Кузнецов представляет Энрике Собехано

Музейные кварталы формируются, как правило, в плотной исторической среде и часто, как в случае с ГМИИ, имеют в основе несколько разрозненных старых зданий, которые нужно объединить, расширить и сформировать вокруг некую новую среду. При этом тот же ГМИИ закрываться на период реконструкции не собирается и будет продолжать работать в старом здании, пока не получит новые выставочные площади и не переедет туда, чтобы приступить собственно к реконструкции здания Р. Клейна.

Именно в силу новизны таких задач, которые российские архитекторы для себя еще не ставили, присутствие в конкурсном жюри зарубежных экспертов было особенно важным.

В частности, в состав жюри вошел партнер-основатель испанского бюро Nieto Sobejano Arquitectos Энрике Собехано, которого мировое архитектурное сообщество знает как автора изящных и деликатных проектов реконструкции именно музейных зданий. Лекция Собехано, которая состоялась в тот же день вечером, что и объявление итогов конкурса, позволила представить себе примерную картину того, что будет реализовано на Волхонке.

Проект ГЦСИ. Nieto Sobejano Arquitectos

Российским архитекторам Энрике Собехано стал широко известен в прошлом году, когда вошел в тройку финалистов конкурса на проект нового здания ГЦСИ на Ходынском поле. А еще ранее, как напомнил Сергей Кузнецов, Собехано выступил в роли приглашенного издателя номера журнала SPEECH, посвященного музеям, и был почетным гостем презентации.

Каждый свой музейный проект, о которых Собехано подробно рассказал на лекции в Пушкинском музее, он позиционирует на принципах лояльности к историческому контексту, что, впрочем, не означает, что в ткань новых построек цитаты из прошлого вводятся буквально.

Его архитектурные приемы – это новый, современный язык, развивающийся на тонких аллюзиях прошлого.

Как, например, характерный арабский орнамент, который вдохновил Nieto Sobejano Arquitectos на уникальную планировку Центра современного искусства в Кордове. В ее основе — шестигранный модуль, буквально вырастающий в пространство фрагмент исламской вязи, из которых собрана цепь выставочных залов.

Центра современного искусства в Кордове. Nieto Sobejano Arquitectos

В свою очередь, в проекте ГЦСИ экспозиционные пространства возникают из нарезанных по горизонтали «цилиндров» знаменитого дома Мельникова в Кривоарбатском переулке. Объемы здания имеют множество интересных ассоциаций и с перепрофилированным «промышленным гигантом», и с театральной декорацией, и, конечно, с абстрактными композициями русских авангардистов.

Впрочем, в контексте истории с ГМИИ наиболее близким ему по смыслу представляется музейный квартал, созданный Nieto Sobejano Arquitectos в австрийском Граце.

Он включает множество корпусов 17–19 веков (в том числе — знаменитый «Кунстхаус Грац» Питера Кука), которые объединились в ансамбль т.н. Иоаннеум-квартала. Его центральная часть – большой подземный вестибюль – также и самая невидимая часть, и в этом состоит квинтэссенция подхода Собехано к работе в исторической среде: на поверхности он проявляет себя лишь световыми колодцами в форме разрезанных конусов, в одном и которых спрятан эскалатор, ведущий в новый вестибюль.

Иоаннеум-квартал. Nieto Sobejano

В концепции «Проекта Меганом» (которая, впрочем, как подчеркнул Сергей Кузнецов, будет еще сильно меняться и учитывать массу замечаний членов жюри и, быть может, даже включит ценные находки проектов двух своих соперников) работа в историческом контексте, в общем, строится по схожим принципам.

Новые музейные объемы выглядят именно как новые, современные и архитектурно нейтральные, на фоне которых старые музейные здания обретают второе дыхание за счет переливающегося между ними вновь создаваемого общественного пространства.

«Я считаю, Энрике Собехано — выдающийся мастер. Его работы отражают сложность в развитии музейной функции в городе, прекрасную работу с контекстом, с исторической частью, соседством старого и нового, — отметил Сергей Кузнецов. — И, надеюсь, мы еще что-то совместно сделаем».


Изображения: Nieto Sobejano Arquitectos


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.