100 лет павильону России в Венеции
К 100-летию со дня открытия Русского павильона на 11-й международной художественной выставке в Венеции Музей современного искусства «Гараж» издал альбом, в котором собраны архивные материалы, во всей полноте раскрывающие замысел автора павильона – выдающегося архитектора Алексея Щусева.
Русский павильон на крупнейшей международной художественной выставке начинался в 1900-е годы с успехов экспозиции Сергея Дягилева в 1907-м и посещения Италии Императором Николаем II в 1909-м. В ответ на возросший интерес к русскому искусству было принято решение построить для него специальное здание – первое и единственное постоянное экспозиционное пространство России за рубежом, которая до того момента ограничивалась отделом в общих залах Выставочного дворца (Palazzo delle Esposizione).
Венецианская биеннале всегда была выставкой международного художественного авангарда (с 1975 года к нему прибавился архитектурный авангард). Разработку проекта павильона Академия Художеств доверила выдающемуся архитектору Алексею Щусеву, который виртуозно проектировал и строил во всех стилях своей эпохи. Строить павильон в Венеции архитектор предложил в популярном в Европе начала XX века «русском стиле», заимствовав мотивы из своего более раннего и удачного проекта здания Казанского вокзала в Москве.
Россия до того времени никогда не возводила на международных выставках капитальных павильонов, но Щусев со своей задачей справился блестяще. Павильон предстал изящной комбинацией «русского стиля» с цитатами из неповторимой венецианской архитектуры. Архитектор продумал проект до мельчайших деталей, создав для него, в частности, и эскизы мебели.
К сожалению, подлинная обстановка до нашего времени не сохранилась, и само здание понесло кое-какие утраты: так, исчезла деревянная калитка со львом и единорогом, часть окон была заложена, позабыли и про террасу позади павильона с великолепным видом на лагуну, которая сейчас используется для технических нужд. Впрочем, учитывая, что сегодня к каждой новой экспозиции пространство павильона меняется и фактически конструируется заново, сохранился он в целом неплохо. Четыре года назад здание, наконец, основательно отремонтировали после инцидента, когда в 2008-м крыша начала протекать прямо над головами посетителей.
К столетнему юбилею павильона особенно приятно сознавать, что спустя век к нему снова приковано внимание многонациональной толпы посетителей: два года подряд он удостаивается специальной премии Архитектурной биеннале – в 2012 году за экспозицию «i-city/i-land», одним из авторов которой был главный архитектор Сергей Кузнецов, а в нынешнем году – за проект Института «Стрелка» под названием Fair Enough.
На XIV Биеннале Россия впервые присутствует и в новом пространстве – павильона с экспозицией Москвы, который разместился в залах церкви Санта Мария делла Пьета. Впрочем, главным присутственным местом, «посольством» России на международной художественной арене, остается щусевский павильон в садах Джардини: он по-прежнему изящен и скромен и в то же время велик историей побед и признаний нашего художественного и архитектурного авангарда за рубежом.
- Темы:
- биеннале |
- Алексей Щусев