ENG
 
События

100 лет павильону России в Венеции

03 Июля 2014

К 100-летию со дня открытия Русского павильона на 11-й международной художественной выставке в Венеции Музей современного искусства «Гараж» издал альбом, в котором собраны архивные материалы, во всей полноте раскрывающие замысел автора павильона – выдающегося архитектора Алексея Щусева.

Русский павильон в Венеции. А. В. Щусев

Русский павильон на крупнейшей международной художественной выставке начинался в 1900-е годы с успехов экспозиции Сергея Дягилева в 1907-м и посещения Италии Императором Николаем II в 1909-м. В ответ на возросший интерес к русскому искусству было принято решение построить для него специальное здание – первое и единственное постоянное экспозиционное пространство России за рубежом, которая до того момента ограничивалась отделом в общих залах Выставочного дворца (Palazzo delle Esposizione).

Открытие Русского павильона в Венеции. 29 апреля 1914 г.

Венецианская биеннале всегда была выставкой международного художественного авангарда (с 1975 года к нему прибавился архитектурный авангард). Разработку проекта павильона Академия Художеств доверила выдающемуся архитектору Алексею Щусеву, который виртуозно проектировал и строил во всех стилях своей эпохи. Строить павильон в Венеции архитектор предложил в популярном в Европе начала XX века «русском стиле», заимствовав мотивы из своего более раннего и удачного проекта здания Казанского вокзала в Москве.

Россия до того времени никогда не возводила на международных выставках капитальных павильонов, но Щусев со своей задачей справился блестяще. Павильон предстал изящной комбинацией «русского стиля» с цитатами из неповторимой венецианской архитектуры. Архитектор продумал проект до мельчайших деталей, создав для него, в частности, и эскизы мебели.

проект павильона А.В. Щусева

К сожалению, подлинная обстановка до нашего времени не сохранилась, и само здание понесло кое-какие утраты: так, исчезла деревянная калитка со львом и единорогом, часть окон была заложена, позабыли и про террасу позади павильона с великолепным видом на лагуну, которая сейчас используется для технических нужд. Впрочем, учитывая, что сегодня к каждой новой экспозиции пространство павильона меняется и фактически конструируется заново, сохранился он в целом неплохо. Четыре года назад здание, наконец, основательно отремонтировали после инцидента, когда в 2008-м крыша начала протекать прямо над головами посетителей.

А.В. Щусев

К столетнему юбилею павильона особенно приятно сознавать, что спустя век к нему снова приковано внимание многонациональной толпы посетителей: два года подряд он удостаивается специальной премии Архитектурной биеннале – в 2012 году за экспозицию «i-city/i-land», одним из авторов которой был главный архитектор Сергей Кузнецов, а в нынешнем году – за проект Института «Стрелка» под названием Fair Enough.

На XIV Биеннале Россия впервые присутствует и в новом пространстве – павильона с экспозицией Москвы, который разместился в залах церкви Санта Мария делла Пьета. Впрочем, главным присутственным местом, «посольством» России на международной художественной арене, остается щусевский павильон в садах Джардини: он по-прежнему изящен и скромен и в то же время велик историей побед и признаний нашего художественного и архитектурного авангарда за рубежом.


Изображения: (с) garageccc.com


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.