ENG
 
От первого лица

Юрий Григорян: новое основание для развития музея

01 Июля 2014

Архитектурное бюро «Проект Меганом» стало победителем конкурса на разработку архитектурной концепции развития ГМИИ им. А.С. Пушкина.  Основатель бюро, архитектор Юрий Григорян рассказал об особенностях  конкурса и своем проекте.

В первую очередь хотелось бы спросить о главных трудностях в работе над проектом, с которыми вам пришлось столкнуться.

Недостатки комплекса Музея изобразительных искусств являются продолжением его достоинств. Сейчас в него входят семь городских усадеб хорошей сохранности, и это стало главным вызовом для нас. Посетители воспринимают как музей главное здание, построенное по проекту Клейна, но им непонятно, какие здания из окружения являются музейными, а какие нет. Поэтому главной нашей задачей стала идентификация этой зоны как музейной, чтобы посетители понимали, что они находятся в музейном квартале, а не просто в одном из исторических районов города.

Концепция развития государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Архитектурное бюро «Проект Меганом»

Что в вашем проекте стало главным лейтмотивом, объединившим разновременные здания в единое целое?

Мы предложили концепцию ризосферы – это такое плато, почва, новое основание, которое все организует. По сути – концентрированная версия выставки, включающая и навигацию, и благоустройство – связующую ткань, отраженную в нашем генплане. Причем эта ризосфера живая: она изменяется, например, в зависимости от времени года. Это общественное пространство, оформленное особым образом, отличающееся от обычного благоустройства своим музейным характером. Вступая на эту территорию, посетители сразу понимают, где они находятся: это – земля музея.

А что Вы думаете о проекте вашего предшественника Нормана Фостера, вокруг которого было так много полемики?

Я считаю, что проект Фостера – это очень интересный проект. И надо признаться, что он во многом до сих пор определяет концепцию развития музея, потому что именно в нем появилась история подземных связей и другие моменты, которые фигурируют в современной концепции.

Этот проект не был реализован потому, что Фостеру не были предоставлены ограничения, связанные с охраной наследия. Другая проблема была связана не с проектом, а с заказом: очень часто у нас заказывают концепции, которые потом не могут реализовать; заказчики просто не в силах это сделать.

Победитель конкурса. Концепция развития государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Архитектурное бюро «Проект Меганом»

Кстати, по поводу наследия: проект Сергея Скуратова был не принят, в том числе, и потому, что он предусматривает снос Кремлевской бензоколонки, построенной предположительно по проекту Алексея Душкина. А каким образом вы включили этот недавно выявленный памятник в генплан?

Мы не считаем возможным инициировать его снос хотя бы потому, что это не было предусмотрено в техническом задании конкурса. Сам факт передачи бензоколонки музею представляет определенный курьез – она не нужна музею. Мы предложили  оставить ее как есть и сделать экспонатом в летнем павильоне, который по нашему проекту должен здесь появиться.

Случай с бензоколонкой показателен: в условиях конкурса нам нужно было находить ответы на ТЗ, но я уверен, что при разработке конкретных решений потребуется более глубокий анализ ситуации, и  нам так или иначе придется корректировать многие моменты. Само техническое задание на этот участок не совсем учитывает современные городские реалии, в которых музей существует: например, в нем фигурирует подземная парковка на 100 машиномест, но ее невозможно реализовать в 50 метрах от метро.

В своем выступлении на объявлении результатов конкурса директор ГМИИ Марина Лошак отметила как достоинства всех трех предложений, так и их недостатки. Будете ли вы брать что-то из проектов Владимира Плоткина и Сергея Скуратова?

Вряд ли мы используем что-то из других проектов; я считаю неправильным заимствование – надо исправлять недостатки собственного. Более того, я пока не видел работ коллег за исключением нескольких картинок, по которым трудно судить о проекте. Поэтому я не могу их комментировать.

Победитель конкурса. Концепция развития государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Архитектурное бюро «Проект Меганом»

Какие основные вопросы были заданы членами жюри и экспертного совета?

Каждому из участников конкурса было отведено 40 минут на защиту своего проекта. Мы выступали первыми, и нам в основном достались вопросы, касающиеся технического задания, так как эксперты не всегда понимали сложность задачи объединения музея, разбросанного в разных зданиях, и не знали досконально самого ТЗ. Они увидели наши концепции, и что-то им показалось странным, требовавшим разъяснения. Например, Массимилиано Фуксас задавал вопросы, связанные с размещением главного входа на территорию в случае строительства нового здания: сколько там должно быть основных входов и прочее.

То есть одной из основных проблем в организации пространства было грамотное распределение потоков посетителей?

При наличии такого количества зданий, разбросанных на обширной территории, трудно найти идеальное решение: у каждого здания свой вход и ориентация в городе. Мне кажется, наша концепция ризосферы адекватно отвечает на этот вопрос.

Каким образом новое здание вписывается в музейный городок в вашем проекте?

Мы предложили разбить это здание на два объема, чтобы создать проницаемость внутри квартала. В одном корпусе находятся общественные пространства – это так называемая агора, а второе – технологический корпус, где размещаются реставрация, хранение – все то, что связано с внутренней работой музея. Масштабы этих корпусов продиктованы размерами участка, а серый цвет для них – цветом главного здания музея. Использование такого цветового решения – это  возможность создать ощущение целостного комплекса.

Победитель конкурса. Концепция развития государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Архитектурное бюро «Проект Меганом»

В конкурсной документации обозначен временной горизонт работ – 2020 год...

По сути дела этот конкурс был направлен на выбор бюро, которое будет сопровождать деятельность музея по развитию на этот период в архитектурных аспектах. Совершенно очевидно, что и проект будут корректироваться в зависимости от тех или иных проблем, которые неизбежно возникнут при более вдумчивом рассмотрении территории и потребностей музея.

Понятно, что это масштабный проект, который невозможно реализовать «за раз». Как Вы думаете, какую задачу вам придется решать в первую очередь?

Я еще не очень вник в проблемы музея – мы только что выиграли конкурс. Первоочередной задачей считается реставрация главного корпуса, а для этого надо перевозить экспонаты в новое хранилище, которое предстоит построить, и лишь затем приступать к работам на старом здании.

Честно говоря, я не вижу никаких проблем у Музея, которые мешают ему развиваться: Музей изобразительных искусств был и продолжает быть важным культурным местом на карте Москвы и мира, и его развитие, как мне кажется, не так сильно связано с новым строительством.


Изображения: (с) arts-museum.ru, Михаил Федоров


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.