Улицы для людей: интервью с Александром Шумским
Пятницкая улица, Маросейка и Покровка скоро изменятся до неузнаваемости. Их реконструируют по концепциям, разработанным экспертным центром «Probok.net». Городские власти одобрили проекты экспертов – 13 мая станут известны подрядчики, выигравшие тендеры, и уже к Дню города в сентябре работы планируется завершить. О том, что изменится на столичных улицах после реконструкции и как сделать центр города комфортным, портал Архсовета Москвы расспросил у руководителя «Probok.net» Александра Шумского.
«Человечная» Пятницкая
Самая известная из ваших концепций – реконструкция Пятницкой. Город готов потратить на этот проект 376 млн. рублей. Насколько изменится улица?
Все в городе должно быть ориентировано на людей – не на транспорт или на показатели вроде длины выделенных полос, а на человека. Наши эксперты изучили Пятницкую от дома до дома – и выяснили, что улица достаточно безликая, неприятная, некомфортная. Там четыре полосы, длинные пешеходные переходы, нет нормального озеленения и освещения.
Понаблюдали за интенсивностью движения: сколько там автомобилей, пешеходов. Замерили ширину парковки и тротуара. Оказалось, что приличная часть улицы используется нерационально: из имеющихся четырех полос для движения нужны только две. Парковка на улице тоже слишком широкая. Соответственно, если убрать все лишнее, высвободятся 2-3 метра, которые можно добавить к пешеходной и велосипедной инфраструктуре.
Так родился принципиально новый вариант профиля улицы. Согласно нашей концепции для движения сохраняются две полосы, а две полосы остаются для парковки. Сокращается ширина проезжей части на пешеходных переходах, что уменьшает возможность наезда на людей. Появляется дополнительное место под тротуары, столбики, малые архитектурные формы. Плюс единое освещение: сейчас там изрядная часть освещения идет по воздуху – ее уберут и сделают взамен стационарное.
Велосипедисты-бизнесмены
Для Пятницкой мы спроектировали еще и новую велодорожку. Таких в городе пока нет – только те, что начерчены на тротуаре: отобрали половину прохода у пешеходов – и все. А мы делаем встроенную в тротуар – защищенную. И это первая велодорожка, предназначенная для деловых поездок. Она проходит не по парку, а по городу. Ее можно использовать для поездки в кино, на работу. Дорожка идет от Садового кольца и заворачивает к пешеходной зоне возле метро «Третьяковская». У нее есть еще одна часть – от «Третьяковки» до Болотной площади, но там проект еще надо доделать.
Вывернутые карманы
Пространство у остановок общественного транспорта тоже станет другим?
На Пятницкой появятся так называемые «антикарманы» – это еще одна новая технология. Обычная остановка общественного транспорта устроена так: автобус перестраивается и въезжает в карман, чтобы высадить пассажиров. Вокруг все запарковано, люди толпятся. А при европейской организации движения перед остановкой делают пешеходный выступ. И автобус подъезжает к ней, не меняя полосу. Он быстро высаживает людей и едет дальше. Не перестраиваясь, потому что из-за этого образуются заторы.
Соответственно, антикарман позволяет увеличить число парковочных мест. Больше не нужно запрещать парковку за 15 м до остановки и через 15 м после. Машины, стоящие рядом с остановкой, не мешают автобусам.
1+2 и 1+1
Что изменится на Маросейке и Покровке? Этот проект обойдется городу еще дороже, чем реконструкция Пятницкой. Начальная сумма тендера – почти 471 млн. рублей.
Там принцип примерно такой же, как на Пятницкой. Для Маросейки разработан проект организации движения, а на него накладывается все остальное: малые архитектурные формы, освещение. Точки притяжения людей – возле станции метро и на некотором расстоянии от нее. Есть проблемы с парковкой, в том числе вторым рядом: машины и особенно троллейбусы теряют из-за нее скорость и любую маневренность. Поэтому было предложено убрать парковку в узких местах. На Маросейке парковки вообще не остается – она будет только на Покровке.
Что касается количества полос, останется одна плюс две: ряд для троллейбусов в центр и два из центра – для автомобилей. При этом выравнится геометрия всей дороги: сузятся полосы, расширятся тротуары.
В самом узком месте Маросейки с шириной тротуара 90 см придется сократить количество полос до одной плюс одна – чтобы люди перестали ходить по проезжей части.
Возле Политеха сделают новый разворот: сейчас его нет, там просто длинный объезд.
Восстановят все четыре пешеходных перехода, которые исчезли с перекрестка у памятника героям Плевны. Там подземный переход, но люди все равно бегают поверху. Процентов пятьдесят пешеходов просто нарушают правила. Ну, кто будет переходить под землей три тихие полосы?
Кстати, еще реконструкция Пятницкой и Маросейки подразумевает обновление фасадов зданий. Их очистят от следов времени и незаконной рекламы – а законная изменит свой стиль: везде будет применен дизайн-код, разработанный студией Артемия Лебедева.
Зеленая ловушка
А какие посадят деревья?
Озеленение – единственное, что у нас не получилось: ни на Пятницкой, ни на Маросейке. Основная причина – в стране отсталые нормы. Для якобы безопасной посадки деревьев требуется огромное расстояние: 5 м от здания и 2 м от бордюрного камня. То есть фактически нужен тротуар не менее 8 м плюс ширина самого дерева. Таких тротуаров в Москве просто нет! Но Департамент по природопользованию непреклонен.
А кадковое озеленение – это очень дорого. Кроме того, уют создают именно высокие большие кроны. К счастью, рядом с Пятницкой есть деревья – они спрятаны во дворах, но кроны выходят на улицу. Это несколько приятней, чем полное отсутствие зелени.