ENG
 
От первого лица

Томас Шаллер – об искусстве и архитектуре

07 Августа 2017
1 из 16
2 из 16
3 из 16
4 из 16
5 из 16
6 из 16
7 из 16
8 из 16
9 из 16
10 из 16
11 из 16
12 из 16
13 из 16
14 из 16
15 из 16
16 из 16
1 / 16

Увеличить
Thomas W Schaller

Творчество знаменитого американского акварелиста Томаса Уэллса Шаллера тесно связано с миром архитектуры. За его плечами – два бестселлера «Искусство Архитектурного чертежа» и «Архитектура в акварели», множество профессиональных наград и мировое признание. В интервью порталу «Архсовета» художник рассказал о связи между воображением, бумагой и окружающим миром.

Архитектурная графика сегодня – это что-то среднее между историей и цифровой инновацией. Что же остаётся в ней неизменным, и как она представляется новым устройством мысли современной архитектуры?

– С течением времени и с технологическим прогрессом, графические средства выражения будут также развиваться. Цифровая графика не лучше и не хуже, чем рукотворная. Они являются лишь различными методами, применяемыми художниками или архитекторами для выражения своего видения. И художнику не следует чего-то избегать или игнорировать в попытке поведать лучшую историю лучшим возможным способом.

Но любые способы выражения – любые виды невербального выражения или повествования – будут наиболее эффективны в том случае, если они прямолинейны и неотфильтрованы.

Я считаю, ничто не в силах заменить простоту, плавность и выразительность выполненного от руки эскиза или рисунка.

Простой карандаш – это естественное продолжение моей собственной руки. Он обеспечивает мгновенную связь между моим воображением и бумагой, на которой моё вдохновение может быть выражено наиболее ясно, быстро и ярко.

В чём заключается отличие чертежа, выполненного архитектором, от чертежа, выполненного художником? Художник и архитектор изображают архитектуру по-разному?

– Художники бывают разные. Когда мы делаем то, что дейсвительно любим, и делаем это со всей страстью, самоотдачей, честностью и новаторством, мы сами становимся творцами. Тогда по определению, многие архитекторы – художники, творцы.

С точки зрения графики, сходств достаточно много: на первом месте – невербальное повествование. Общее между архитектором и художником в момент, когда они рисуют – это сам творческий процесс рисования.

Архитекторы чаще всего проектируют с классификацией элементов позитивного и негативного пространства – детали и идеи материального – чтобы создать что-то в границах трёхмерного мира, основанного на реальности.

Художник тоже проектирует. Но помимо многих похожих элементов, которыми пользуются архитекторы, в игру вступают так же элементы выразительности, эмоциональности и толкования.

Чертежи архитектора создаются для дальнейшего использования их в построение чего-либо в трёхмерном мире, в то время как чаще всего, работы художника могут существовать только в двух измерениях.

Поэтому, когда художник обращает внимание на предметы архитектуры, нам следует понимать, что его проекты и эскизы – это не столько архитектура, сколько идеи и чувства, вызванные архитектурой, и реакция на неё. Работы, вдохновлённые архитектурой, не существуют за пределами контекста –  архитектура, воспринимаемая в контексте идей, желаний, воспоминаний, эмоций и течения времени.

Графика – это способ обучения. Чему вы учитесь, и что исследуете в разных городах по всему миру?

– Отличный вопрос! Все мы – результат нашего прошлого, нашей собственной истории. С самых малых лет мы все растём, у нас формируются идеи об эстетике, приоритетах, красоте и т.д., которые не всегда принадлежат только нам. Эти идеи – результат нашего окружения и культуры. Если мы не знакомимся с другими культурами, образом жизни и менталитетом, наши понятия о том, что «красиво», «важно», «правильно» или «неправильно», а что – нет, будут крайне ограниченными.

По этой самой причине путешествия для меня – необходимость. Я всегда знал, что есть другие пути познания и мировосприятия, отличные от тех образов, которыми я проникся в провинциальных районах Америки. Я знал, что на другом конце света есть люди, с совсем другими приоритетами, обычаями и понятиями о жизни. Я всегда хотел узнать и увидеть как можно больше за то время, что отведено мне на земле.

И да, рисование – это мой способ обучения. В своём альбоме я изображаю не только то, что вижу, но и то, что чувствую, то, о чём мечтаю, и что рождает моё воображение.

Где я только ни бывал, эти грёзы и мечты попадают под влияние места, мышления и обычаев культуры, в которых я оказываюсь.

В этом плане, эскизы в моём альбоме – это что-то вроде «зрительного дневника» всех мест, в которых я побывал, – и в реальном мире, и в мире моих мыслей и чувств.

Как вы определяете место для рисования, куда поставить мольберт? Как вы находите истории?

– Куда бы я ни направился, я изо всех сил стараюсь не создавать предвзятых идей о месте, – неважно даже, насколько хорошо я знаю это место по прошлым поездкам или по тому, что я о нём прочёл или изучил. Я стараюсь увидеть его заново – пережить новый опыт в новом свете.

Сначала я просто брожу по улицам, зарисовывая, рассматривая, чувствуя. И что-то обязательно меня зацепит. И очень часто это будет не то, о чём я изначально думал.

Если в моей работе и в моём источнике вдохновения и существуют какие-то согласующиеся предметы, то это свет и контраст. Это взаимодействие тёмного и светлого, диалог «противоположностей» – тёплого и холодного, построенного и разрушенного, горизонтального и вертикального и так далее. А условия освещения меняются иногда от города к городу, изо дня в день, каждое мгновение.

Я стараюсь не обращать особого внимания на характерные «объекты» или «явления». Я уповаю на то, что меня привлекут абстрактные световые композиции, строения и формы в архитектуре, на лице какого-то человека, в толпе люде й, в лесу... В своём альбоме, я проработаю эти абстрактные композиции тёмного и светлого, пока не получится интересный, полный жизни или противоречивый образ. После этого я выбираю место для мольберта. Позже я добавлю элементы реального в мои абстрактные световые композиции. Так мне удается найти самые лучшие композиции для моих эскизов и набросков.

Каждый город, в который вы приезжаете рисовать, имеет свои особенности. Какие места кажутся вам наиболее удобными и комфортными? По каким принципам они организованы?

– Все города отличаются друг от друга, и в каждом можно найти много нового и интересного, что послужит вдохновением для художника или архитектора. Хаотичность и отсутствие уличного освещения, что характерно для многих городов в мире, могут быть такими же завораживающими, как и обычная симметрия и педантичность в иных местах. Например, в Венеции маленькие уютные дворики, скрытые от посторонних глаз, мирно соседствуют с величественными площадями, открытыми всем ветрам.

Как правило, я избегаю стереотипных образов, но стараюсь найти наименее посещаемые места и пустынные дороги. Очень часто такие места таят в себе что-то особенное и неповторимое.

Что угодно может поймать мой взгляд и вдохновить на новый эскиз. Даже игра света может поведать новую историю, и я всегда к ней прислушиваюсь.

Можете ли вы сказать, что ваша техника претерпела эволюцию от ранних работ к сегодняшним?

– Как и что я рисую и черчу определённо очень сильно изменилось за годы. Проще всего это объяснить так: раньше мне приходилось много стараться, чтобы сделать свои рисунки как можно более технически совершенными. Но сейчас я стараюсь сделать их как можно более экспрессивными, заставить их «говорить».

На мои ранние работы сильно повлияли идеи эклектического стиля боз-ара; его субъективные идеалы и эталоны красоты. Рука художника скрывалась за слоями техники и мастерства, стремящимися к отдалённым, возвышенным идеалам. Мне до сих пор нравится такой вид работы, и я стараюсь совершенствовать свою технику каждый день. Но сейчас я хочу, чтобы мои эскизы и чертежи выглядели так, будто их смог нарисовать только я. Я хочу передавать свое видение напрямую, а не через призму стиля и техники.

Раньше я держал зрителя на расстоянии. Сейчас я хочу вовлечь его в свою работу, в свой мир.

Может ли обыкновенная застройка современных городов быть такой же выразительной, как застройка исторических городов, и может ли она стать предметом вашей работы?

– Да, обыкновенные улицы и здания любой эпохи – это всегда оригинальные и неповторимые образы для художника. Повседневные пейзажи привлекают меня гораздо больше, чем исторические достопримечательности.

Я много лет прожил в Нью-Йорке, и обычные уличные пейзажи, которые я там рисую, получаются более запоминающимися и эмоциональными, чем рисунки Эмпайр-стейт-билдинг или панорамы с Бруклинского моста, которые были нарисованы и сфотографированны миллионы раз до меня.

И как бы меня ни восхищало здание общественной библиотеки Нью-Йорка эпохи неоклассицизма, я всегда буду отдавать предпочтение малоизвестным образцам архитектуры модернизма. Так легче показать публике свое видение.

Как художник, какие различия вы видите в структуре традиционного исторического города и современного?

– Я очень люблю все, что связано с градостроительством, и не устаю поражаться тому, как эволюционировали города древнего мира. Хотя древние города строились по чётко определенному плану, их масштабы и приоритеты сильно изменились с течением столетий.

Например, относительно маленький, укреплённый и огороженный глухой стеной античный Рим эволюционировал в огромный современный мегаполис.

Как художника, меня привлекают и вдохновляют не только контраст светлого и тёмного, размеров, материалов и форм, но и сама концепция времени.

На плоской, двухмерной поверхности бумаги, в физическом мире, у меня есть только два инструмента: высота и ширина, и я ищу любую возможность проникнуть в третье измерение – перспективу и глубину.

Тем не менее, способность рассказать свою историю – поэзия рисунка или чертежа – появляется лишь в сочетании с четвёртым измерением – течением времени. Тема времени является краеугольным камнем моего творческого поиска.


Изображения: Томас Шаллер


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.