ENG
 
От первого лица

Татьяна Гук: «Невозможно научить всех, но можно установить правила и научить их выполнять»

22 Августа 2014

Заместитель председателя Москомархитектуры Татьяна Гук, курирующая деятельность по столичному благоустройству, рассказала Порталу Архсовета, какие новинки дизайн-кода появляются на улицах города.

Проект летней веранды на ул. Чаянова

Расскажите, пожалуйста, как устроена деятельность управлений Москомархитектуры, занимающихся вопросами архитектурно-художественного облика Москвы.

В блоке комплексного благоустройства работают два управления – Архитектурно-художественного облика и Государственных услуг по комплексному благоустройству. Первое занимается формированием стратегии благоустройства – городскими программами по различным направлениям, в рамках которых Комитет готовит техзадание разработчикам и осуществляет экспертную деятельность. Так, например, управление выступает техническим заказчиком на разработку архитектурно-художественных концепций столичных улиц и магистралей.

Второе управление занимается оказанием госуслуг в сфере комплексного благоустройства, в частности, согласовывает дизайн-проекты вывесок и осуществляет оформление колористических паспортов фасадов зданий. В рамках межведомственного взаимодействия комитет также согласовывает дизайн-проекты размещения рекламных конструкций, если это относится к крышным конструкциям, медиа-фасадам и уникальным объектам. А кроме того, в рамках схемы размещения рекламных объектов согласовывает их местоположение в городе: есть утвержденные типы конструкций и территории, где они могут размещаться, с учетом пешеходного и транспортного движения.

Проект летней веранды на Садово-Кудринской

Дизайн-проекты размещения летних кафе тоже согласовывает Москомархитектура?

Да, однако сегодня мы приходим к мнению, что типовые решения оборудования летних кафе – зонты, зонтики, стулья, маркизы (предполагается, что это будут пергольные конструкции заводского производства) – не будут требовать согласования. Индивидуальные решения будут рассматриваться в рамках Регламентной комиссии Архитектурного совета. Мы идем по пути установления правил и требований и четкого контроля их выполнения органами исполнительной власти.

А кто проводит Худсовет?

Управление Архитектурно-художественного облика. Художественный совет –важный и нужный инструмент, позволяющий собрать экспертные мнения по очень широкому спектру вопросов – от архитектурного освещения, комплексного благоустройства и формирования пешеходных зон до дизайна отдельных элементов городской среды. К сожалению, документы к нам часто поступают слишком поздно, когда уже сделана рабочая документация, а надо бы на стадии концепции, чтобы можно было учесть рекомендации и поправить ошибки. Ведь архитектор должен не просто нарисовать красивую картинку, но и думать, как это будет работать во всех слоях – ехать, двигаться, светиться, запитываться, собирать дождевую воду и т. п.

Фрагмент дизайн-кода для Петровского бульвара

Какие московские улицы уже получили свой  дизайн-код в рамках архитектурно-художественных концепций, которые разрабатывает Москомархитектура?

Согласно техзаданию, которое подготовил комитет, работа над этими концепциями ведется в три этапа. Первый уже выполнен: это 65 концепций улиц в пределах Садового кольца, включая само кольцо. Сейчас по этим материалам уже идет работа контролирующих органов, выдаются предписания на демонтаж конструкций, не соответствующих новым стандартам. На втором этапе у нас разрабатывается ряд улиц в пределах Третьего транспортного кольца. На данный момент их 43: архитектурно-художественные концепции будут опубликованы до 1 сентября текущего года.

Могут ли быть расхождения с общими правилами?

Безусловно, бывают случаи, когда мы понимаем, что то решение, которое было принято ранее и не попадает под правила, – единственно возможное. Наметилась тенденция рассматривать здание целиком или  даже комплекс задний в целом. Вот недавно мы смотрели объект культурного наследия, где вывеска перекрывает архитектурные элементы. Здание выполнено в псевдорусском стиле, с каменной резьбой, куда бы ты не сдвинулся – залезаешь на пилон, окно или карниз. То решение, которое правообладатели вывески сделали раньше, напротив, очень органично  вписывается, даже перекрывая архитектурные детали, и мы в этом тоже не видим ничего страшного – просто будет дополнительное согласование.

Фрагмент дизайн-кода для Страстного бульвара

Представители рынка обращаются к нам за некоторыми уточнениями концепций, потому что в рамках своей работы мы не всегда можем учесть весь диапазон функционального назначения помещений, которые могут располагаться в зданиях. Например, требования к размещению информационных конструкций для банка и для магазина различны. Поэтому мы показываем некую универсальную модель, которая может быть дополнена для конкретного функционального назначения деталями: кронштейн для магазина или цифровое табло обмена валют для банка. В таких случаях мы проводим согласование в индивидуальном порядке.

А кто непосредственно разрабатывает стандарты?

ГлавАПУ в данном случае является единственным поставщиком услуг, но мы также привлекаем экспертов из различных областей для того, чтобы сформировать комплексный подход к данному вопросу.

Новые уличные указатели

Одним из направлений работы Москомархитектуры в сфере столичного дизайн-кода является усовершенствование системы адресной навигации…

Да, эта работа ведется с прошлого года. Заказчиком выступает Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы; у них разыгран большой контракт на единую систему навигации в Москве. Мы подготовили предложения по шрифтам, колористическим решениям, пиктограммам, которые целесообразно использовать в рамках навигации. Естественно, мы это делали с привлечением экспертного сообщества.

Можно ли в Москве уже увидеть, как это выглядит?

На данный момент новые типы указателей появляются в пределах Пресненского района и Арбата. Их несколько видов. Сейчас два типа указателей на адресную привязку – начало улицы, два типа указателей для пешеходных зон, где мы делаем их более «историческими», и для всей остальной территории города. На указателях впервые появились пиктограммы, а в пределах Садового кольца –  транслитерация. Я считаю, это прорыв для города, мы стали ориентированы в том числе на зарубежного туриста. Кроме того, помимо домовых указателей, появились уличные, которые определяют направление движения до социально значимых объектов, объектов культуры и исполнительной власти.

Новые домовые таблички

Но главное, на мой взгляд, достижение – это типоразмеры указателей (габариты, шрифт), которые теперь варьируются по масштабу территории. Если вы выйдете у нас здесь, на Большой Садовой, перейдете на другую сторону кольца и посмотрите на новый указатель – вы увидите, что он с противоположной стороны совершенно четко читается. Сильно увеличен типоразмер и для районов на периферии города, поскольку указатель должен быть ориентирован не только на пешехода, но и на проезжающего автомобилиста.

Москомархитектура подготовила к публикации Альбомы типовых решений благоустройства столичных магистралей. Как они будут работать в городе?

Во все новые стандарты благоустройства заложен главный принцип – приоритет  пешехода,  движение которого должно быть беспрепятственным. Это можно сделать, не только расчистив поле, но и задав направление движения, сформировав территории для отдыха, отделив эту территорию от велодорожек, от проезжей части,  размещения некапитальных объектов. То есть стандарты – это планировочные принципы плюс детали, при реализации которых мы получаем еще и экологический эффект, и эффект по уборке и содержанию территории.

Из альбома типовых решений по благоустройству вылетных магистралей

Я бы не рассматривала Альбомы типовых решений как некий сухой документ, с помощью которого мы везде будем делать одинаково. Это скорее универсальная совокупность решений, которые можно применять на разных городских объектах. Например, с учетом новых стандартов были реконструированы скверы на Таганской площади и в Оружейном переулке. Там уже есть технические тротуары, что позволяет безболезненно убирать территорию, предотвращать смыв грунта на проезжую часть и загрязнение газона реагентами. Кстати, тот же технический тротуар в некоторых случаях дает возможность предотвратить несанкционированную парковку.

Добавлю, что те решения, которые предлагаются в альбомах, могут быть реализованы необязательно сегодня. Потому что они требуют изменения технологий при производстве – например, тактильных покрытий в городе. Сейчас у нас для маломобильных групп используется бетонная плитка, направляющая или предупреждающая, которая окрашена масленой краской.  Мы предлагаем ее либо окрашивать в массе, либо применять другие материалы, например, брусчатку из гранита или современные пластики.

Проект размещения летней веранды на ул. Мясницкая

Где можно увидеть результат?

Сейчас работы ведутся по Каширскому и Варшавскому шоссе, на Волгоградском проспекте. Это было поручение Мэра Москвы Сергея Собянина Комплексу городского хозяйства: в рамках реконструкции вылетных магистралей необходимо создать пространство, которое будет еще и комфортным для жителей. Это вопросы размещения остановок, пересадки жителей, доступ к подземным переходам, трафик через магистраль, прилегающие дворовые и озелененные территории. Таким образом, реконструкция вылетных магистралей должна завершиться целым комплексом работ по благоустройству.

Типовые решения благоустройства – значит, похожие друг на друга?

Вовсе нет. Из одного куска ткани можно сшить два разных платья – так и здесь, все зависит от фантазии проектировщика. А альбом скорей устанавливает некие требования к комфортности среды – чтобы не пересекались потоки, не загромождалось пространство для движения пешеходов, чтобы любой маломобильный житель имел возможность пересечь перекресток или отдохнуть и т.п.

Визуализация проектных решений, Каширское шоссе

Часто интересуются ассортиментом растений, в частности, высадкой плодовых деревьев вдоль магистралей. Возможно ли это?

Ассортимент используемых в городе растений закреплен в МГСН (Московские городские строительные нормы)1.02-02 , мы ничего нового не изобрели. Вопросы озеленения в альбомах освещены с точки зрения, скорее, технических параметров при различных видах посадки: внимание обращено на архитектонику кроны, ее плотность, размеры кома, потребность растений в свете.

Вместе с этим, учитывая экологические условия магистрали (загазованность, почву, гидрологические условия), вы и ассортимент будете подбирать соответствующий. Ведь есть устойчивые к атмосферному и почвенному загрязнению растения, есть неустойчивые. То, что будет хорошо расти на внутриквартальной улице, не всегда будет расти на магистрали, но где-то, на отдельных участках, может, это будут и яблони.

Визуализация проектных решений, Варшавское шоссе

Чем еще занимается ваше управление?

Много чем… Например, мы сейчас делаем большую программу по праздничному оформлению, включающую архитектурное освещение. Вообще же наша главная задача – формулировать универсальные принципы, некое правовое поле, в рамках которого всем будет удобно и комфортно работать. Невозможно научить всех, но можно установить правила и научиться их выполнять – мы движемся сейчас в этом направлении. 


Изображения: Москомархитектура


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.