Татьяна Гук: «Невозможно научить всех, но можно установить правила и научить их выполнять»
Заместитель председателя Москомархитектуры Татьяна Гук, курирующая деятельность по столичному благоустройству, рассказала Порталу Архсовета, какие новинки дизайн-кода появляются на улицах города.
Расскажите, пожалуйста, как устроена деятельность управлений Москомархитектуры, занимающихся вопросами архитектурно-художественного облика Москвы.
В блоке комплексного благоустройства работают два управления – Архитектурно-художественного облика и Государственных услуг по комплексному благоустройству. Первое занимается формированием стратегии благоустройства – городскими программами по различным направлениям, в рамках которых Комитет готовит техзадание разработчикам и осуществляет экспертную деятельность. Так, например, управление выступает техническим заказчиком на разработку архитектурно-художественных концепций столичных улиц и магистралей.
Второе управление занимается оказанием госуслуг в сфере комплексного благоустройства, в частности, согласовывает дизайн-проекты вывесок и осуществляет оформление колористических паспортов фасадов зданий. В рамках межведомственного взаимодействия комитет также согласовывает дизайн-проекты размещения рекламных конструкций, если это относится к крышным конструкциям, медиа-фасадам и уникальным объектам. А кроме того, в рамках схемы размещения рекламных объектов согласовывает их местоположение в городе: есть утвержденные типы конструкций и территории, где они могут размещаться, с учетом пешеходного и транспортного движения.
Дизайн-проекты размещения летних кафе тоже согласовывает Москомархитектура?
Да, однако сегодня мы приходим к мнению, что типовые решения оборудования летних кафе – зонты, зонтики, стулья, маркизы (предполагается, что это будут пергольные конструкции заводского производства) – не будут требовать согласования. Индивидуальные решения будут рассматриваться в рамках Регламентной комиссии Архитектурного совета. Мы идем по пути установления правил и требований и четкого контроля их выполнения органами исполнительной власти.
А кто проводит Худсовет?
Управление Архитектурно-художественного облика. Художественный совет –важный и нужный инструмент, позволяющий собрать экспертные мнения по очень широкому спектру вопросов – от архитектурного освещения, комплексного благоустройства и формирования пешеходных зон до дизайна отдельных элементов городской среды. К сожалению, документы к нам часто поступают слишком поздно, когда уже сделана рабочая документация, а надо бы на стадии концепции, чтобы можно было учесть рекомендации и поправить ошибки. Ведь архитектор должен не просто нарисовать красивую картинку, но и думать, как это будет работать во всех слоях – ехать, двигаться, светиться, запитываться, собирать дождевую воду и т. п.
Какие московские улицы уже получили свой дизайн-код в рамках архитектурно-художественных концепций, которые разрабатывает Москомархитектура?
Согласно техзаданию, которое подготовил комитет, работа над этими концепциями ведется в три этапа. Первый уже выполнен: это 65 концепций улиц в пределах Садового кольца, включая само кольцо. Сейчас по этим материалам уже идет работа контролирующих органов, выдаются предписания на демонтаж конструкций, не соответствующих новым стандартам. На втором этапе у нас разрабатывается ряд улиц в пределах Третьего транспортного кольца. На данный момент их 43: архитектурно-художественные концепции будут опубликованы до 1 сентября текущего года.
Могут ли быть расхождения с общими правилами?
Безусловно, бывают случаи, когда мы понимаем, что то решение, которое было принято ранее и не попадает под правила, – единственно возможное. Наметилась тенденция рассматривать здание целиком или даже комплекс задний в целом. Вот недавно мы смотрели объект культурного наследия, где вывеска перекрывает архитектурные элементы. Здание выполнено в псевдорусском стиле, с каменной резьбой, куда бы ты не сдвинулся – залезаешь на пилон, окно или карниз. То решение, которое правообладатели вывески сделали раньше, напротив, очень органично вписывается, даже перекрывая архитектурные детали, и мы в этом тоже не видим ничего страшного – просто будет дополнительное согласование.
Представители рынка обращаются к нам за некоторыми уточнениями концепций, потому что в рамках своей работы мы не всегда можем учесть весь диапазон функционального назначения помещений, которые могут располагаться в зданиях. Например, требования к размещению информационных конструкций для банка и для магазина различны. Поэтому мы показываем некую универсальную модель, которая может быть дополнена для конкретного функционального назначения деталями: кронштейн для магазина или цифровое табло обмена валют для банка. В таких случаях мы проводим согласование в индивидуальном порядке.
А кто непосредственно разрабатывает стандарты?
ГлавАПУ в данном случае является единственным поставщиком услуг, но мы также привлекаем экспертов из различных областей для того, чтобы сформировать комплексный подход к данному вопросу.
Одним из направлений работы Москомархитектуры в сфере столичного дизайн-кода является усовершенствование системы адресной навигации…
Да, эта работа ведется с прошлого года. Заказчиком выступает Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы; у них разыгран большой контракт на единую систему навигации в Москве. Мы подготовили предложения по шрифтам, колористическим решениям, пиктограммам, которые целесообразно использовать в рамках навигации. Естественно, мы это делали с привлечением экспертного сообщества.
Можно ли в Москве уже увидеть, как это выглядит?
На данный момент новые типы указателей появляются в пределах Пресненского района и Арбата. Их несколько видов. Сейчас два типа указателей на адресную привязку – начало улицы, два типа указателей для пешеходных зон, где мы делаем их более «историческими», и для всей остальной территории города. На указателях впервые появились пиктограммы, а в пределах Садового кольца – транслитерация. Я считаю, это прорыв для города, мы стали ориентированы в том числе на зарубежного туриста. Кроме того, помимо домовых указателей, появились уличные, которые определяют направление движения до социально значимых объектов, объектов культуры и исполнительной власти.
Но главное, на мой взгляд, достижение – это типоразмеры указателей (габариты, шрифт), которые теперь варьируются по масштабу территории. Если вы выйдете у нас здесь, на Большой Садовой, перейдете на другую сторону кольца и посмотрите на новый указатель – вы увидите, что он с противоположной стороны совершенно четко читается. Сильно увеличен типоразмер и для районов на периферии города, поскольку указатель должен быть ориентирован не только на пешехода, но и на проезжающего автомобилиста.
Москомархитектура подготовила к публикации Альбомы типовых решений благоустройства столичных магистралей. Как они будут работать в городе?
Во все новые стандарты благоустройства заложен главный принцип – приоритет пешехода, движение которого должно быть беспрепятственным. Это можно сделать, не только расчистив поле, но и задав направление движения, сформировав территории для отдыха, отделив эту территорию от велодорожек, от проезжей части, размещения некапитальных объектов. То есть стандарты – это планировочные принципы плюс детали, при реализации которых мы получаем еще и экологический эффект, и эффект по уборке и содержанию территории.
Я бы не рассматривала Альбомы типовых решений как некий сухой документ, с помощью которого мы везде будем делать одинаково. Это скорее универсальная совокупность решений, которые можно применять на разных городских объектах. Например, с учетом новых стандартов были реконструированы скверы на Таганской площади и в Оружейном переулке. Там уже есть технические тротуары, что позволяет безболезненно убирать территорию, предотвращать смыв грунта на проезжую часть и загрязнение газона реагентами. Кстати, тот же технический тротуар в некоторых случаях дает возможность предотвратить несанкционированную парковку.
Добавлю, что те решения, которые предлагаются в альбомах, могут быть реализованы необязательно сегодня. Потому что они требуют изменения технологий при производстве – например, тактильных покрытий в городе. Сейчас у нас для маломобильных групп используется бетонная плитка, направляющая или предупреждающая, которая окрашена масленой краской. Мы предлагаем ее либо окрашивать в массе, либо применять другие материалы, например, брусчатку из гранита или современные пластики.
Где можно увидеть результат?
Сейчас работы ведутся по Каширскому и Варшавскому шоссе, на Волгоградском проспекте. Это было поручение Мэра Москвы Сергея Собянина Комплексу городского хозяйства: в рамках реконструкции вылетных магистралей необходимо создать пространство, которое будет еще и комфортным для жителей. Это вопросы размещения остановок, пересадки жителей, доступ к подземным переходам, трафик через магистраль, прилегающие дворовые и озелененные территории. Таким образом, реконструкция вылетных магистралей должна завершиться целым комплексом работ по благоустройству.
Типовые решения благоустройства – значит, похожие друг на друга?
Вовсе нет. Из одного куска ткани можно сшить два разных платья – так и здесь, все зависит от фантазии проектировщика. А альбом скорей устанавливает некие требования к комфортности среды – чтобы не пересекались потоки, не загромождалось пространство для движения пешеходов, чтобы любой маломобильный житель имел возможность пересечь перекресток или отдохнуть и т.п.
Часто интересуются ассортиментом растений, в частности, высадкой плодовых деревьев вдоль магистралей. Возможно ли это?
Ассортимент используемых в городе растений закреплен в МГСН (Московские городские строительные нормы)1.02-02 , мы ничего нового не изобрели. Вопросы озеленения в альбомах освещены с точки зрения, скорее, технических параметров при различных видах посадки: внимание обращено на архитектонику кроны, ее плотность, размеры кома, потребность растений в свете.
Вместе с этим, учитывая экологические условия магистрали (загазованность, почву, гидрологические условия), вы и ассортимент будете подбирать соответствующий. Ведь есть устойчивые к атмосферному и почвенному загрязнению растения, есть неустойчивые. То, что будет хорошо расти на внутриквартальной улице, не всегда будет расти на магистрали, но где-то, на отдельных участках, может, это будут и яблони.
Чем еще занимается ваше управление?
Много чем… Например, мы сейчас делаем большую программу по праздничному оформлению, включающую архитектурное освещение. Вообще же наша главная задача – формулировать универсальные принципы, некое правовое поле, в рамках которого всем будет удобно и комфортно работать. Невозможно научить всех, но можно установить правила и научиться их выполнять – мы движемся сейчас в этом направлении.