От первого лица

Т+Т architects — про бережную реконструкцию и вторичное использование объектов

27 Марта 2017

Бюро молодых архитекторов Т+Т architects — его руководителем и идейным вдохновителем является Сергей Труханов — имеет свой профессиональный «конек», проекты по редевелопменту территорий. Архитекторы уже готовы поделиться своим опытом и с целью ликбеза и привлечения внимания профессии к этой теме выпускают специальное исследование.

Архсовет: Вместе с KR Properties вы работали над проектом STUDIO #8, теперь вот STUDIO #12 — таких локальных интервенций в виде лофт-кварталов в довольно неблагополучную городскую ткань. Оказалось, что это неплохо работает. Как вы думаете, почему?

Сергей Труханов: Оба проекта — это низкоэтажная застройка, максимум четыре уровня. С точки зрения формата, конечно, интересные проекты, новая фишка для Москвы. По функции — апартаменты, от 40 до 200 кв. м, по идеологии — формат «живи-работай», когда, условно говоря, ты фотохудожник, внизу на 1 этаже у тебя мастерская, а наверху ты живешь.

Студия 8, которая была реализована в 2014 году, сейчас очень популярна. Она стала таким культурным центром у подножия «Триумф Паласа». Ранее ведь там вокруг ничего не было, ни магазинов, никакой социальной жизни. Когда открылась Студия 8 и туда заехали «Старбакс», крафтовые бары, цветочные магазины, English First, спортивный клуб единоборств, там такая жизнь началась! Появился малый европейский квартал, и даже вокруг него все как-то благоустроилось, образовался хороший трафик людей.

Кстати, любопытный факт заключается в том, что очень много покупателей в Студии 8 было жильцов из «Триумф Паласа». Этот формат, видимо, им больше понравился, и они из своих пентхауов переехали туда. Почему? В высотке ты чувствуешь себя в изоляции, а тут все время какое-то движение, ты вышел — и по эмоциям совсем другая атмосфера, другой формат жилья, ты пребываешь в центре какой-то жизни.

STUDIO #8

— Выходит, и для города это сыграло в плюс...

— Конечно, потому что район оживляется, появляется инфраструктурный центр, туда начинают приходить и из соседних районов, потому что там приятно. Потом KR Properties придумали хорошую модель работы с интересами жильцов — до десяти вечера Студия 8 работает и на вход, и на выход, а вот с 22.00 или с 23.00 только на выход. То есть бары работают долго, жильцы могут попасть на территорию и позже, а вот посторонние нет. Так что концентрация жильцов в баре больше, и ты спокойно сможешь сидеть там с соседом из 3 корпуса.

— А что в Студии 12 будет?

— Когда Студия 8 с успехом реализовалась, тот же заказчик предложил нам сделать нечто подобное в Марьиной роще. В первом приближении, когда проект стартовал, было много времени потрачено на идею: за что ухватиться, к чему прицепиться, все-таки территория местами маргинальная, а конкретно на участке располагались небольшие мастерские и гаражи. Хотя, с точки зрения перспективы ближайших лет десяти, местоположение очень удачное. Рядом активно строится жилье хорошего класса, которое существенно освежит формат людей этого района, достроится метро, уже есть довольно крупные инфраструктурные объекты.

STUDIO #8

— Примерно схожие задачи, я имею в виду оживления общественной жизни, формирования правильного набора функций вы будете решать в проекте реконструкции «Гидропроекта»?

— Да, мы начинаем концепцию реконструкции стилобатной части здания. Там сейчас очень стихийная функциональная и планировочная нарезка, ларьки, кафе, магазины... Хотя, на самом деле, эта стрелка Лениградки и Волоколамки — место с огромным трафиком, там большое количество институтов рядом, при этом территория, мягко говоря, не комфортная. Сейчас наши партнеры по маркетингу будут оценивать потенциал развития стилобата, мы с ними будем определять функциональную программу, оценивать возможную нарезку лотов, прогнозировать трафик. И по итогу подготовим консолидированную оценку с точки зрения функционального зонирования, эффективности будущей планировочной схемы, масштабов вмешательства в строительные и отделочные работы, финансовую модель.

— Вы так погрузились в тему редевелопмента, что выпускаете даже книгу про него...

— Я бы назвал это аналитическим "поп мануалом", исследованием не о проекте, а об инструменте, главной целью которого является попытка обосновать, что любое здание можно реновировать. Не часто мы становимся свидетелями, когда удается показать и доказать, что бережная реконструкция и вторичное использование объектов возможны, а при должном подходе — прибыльны для инвестора.

Любое здание может приносить деньги — вопрос, какие и как долго вы будете отбивать инвестиции. Но это уже вопрос ваших амбиций и собственных аппетитов

Зачастую, такой средовой объект воспринимается как городской̆ «мусор», вместо которого лучше построить что-то «красивое». В общем, в этой брошюре мы хотим показать, что, используя определенный набор аналитических выкладок, можно узнать, что сделать с вашим объектом и какой у него потенциал — с точки зрения архитектуры и градостроительства, трафика, интереса к нему, функции, а также с точки зрения экономики.

STUDIO #12

— И как будет выглядеть исследование?

— Сначала это будут две брошюры. Одна — со схемами, на которых мы попытаемся объяснить, что обычно анализируем и как оцениваем потенциал объекта. Вторая — конкретный кейс, студенческое общежитие национальных меньшинств Запада (теперь заброшенное общежитие МГЛУ) на Китай-городе, в Петроверигском переулке, много раз горевшее, заброшенное. Мы разобрали его с точки зрения местоположения, контекста, предложили несколько функциональных сценариев, просчитали их с точки зрения реализуемости, с архитектурно-конструктивно-планировочной, инженерной и экономической точек зрения и, исходя из всех плюсов и минусов, пришли к определенному выводу: сколько будет стоить такая реализация, и что из этого может получиться.

Конечно, вся эта работа будет носить определенную долю условности, но наша задача, главным образом, привлечь внимание к проблеме конфликта интересов города, экономики, девелоперов, архитектурных ценностей объекта.

— Как поживает ваш проект в Саратове — редевелопмент территории бывшей мельницы Шмидта на набережной?

— Мы закончили его как проект и не вели там авторский надзор. Первую очередь они, насколько я знаю, завершили, реконструировали основное здание мельницы под офисы.

Мельница Шмидта

— А какая судьба у красивого здания, которое в вашей концепции выходило на набережную?

— Это 4 очередь — на этом месте стоял гигантский элеватор на 32 «банки», который закрывал весь вид на реку. Сделать из него что-то современное — специфика конструкций советских элеваторов практически не предусматривает возможности безболезненного приспособления под гражданские функции. Легче там что-то новое построить. Думали делать музей лодок или авиации, но в итоге решили сносить и под ним делать паркинг. А над ним город попросил сделать концертный зал.

— Еще один интересный проект у вас в Екатеринбурге, и тоже в знаковом месте, на центральной набережной...

— Да, мы выиграли международный конкурс на концепцию редевелопмента территории бывшего приборостроительного завода, которая располагается между набережной и параллельной ей улицей Пушкина.

— Почему жюри выбрало вашу концепцию, как вы думаете?

— Тут две вещи. Во-первых, само здание завода имеет Г-образную форму, и наша часть — являющаяся предметом конкурса и выходящая на набережную — имела продолжение вглубь территории. Главное, что вот этот «хвост» принадлежал другому собственнику, водораздел был буквально по углу. Мы волей неволей должны были привязаться к этому объекту. Поэтому мы сохранили масштаб здания, шаг и общую структуру, сделали его более ажурным и в более дорогих материалах. А потом подумали и решили соединить улицу Пушкина и набережную: разрезать здание пополам, по лестничной клетке, сделать акцент на торцевые стены, чтобы затянуть в этот проход людей и дать адрес объекту.

Екатеринбург, проект жилого комплекса на территории приборостроительного завода

Жюри это понравилось. Второе, я думаю, то что мы ориентировались на сложившуюся застройку и уровень набережной, соседний с нами памятник — дом Савостьянова, тогда как многие конкурсанты выступили с высотным строительством, предложив впихнуть башню с видом на реку.

— По срокам реализации что-то понятно?

— После результатов конкурса наступило затишье. Заказчик решил поменять назначение земли, чтобы иметь возможность строить жилье, и спустя год в конечном итоге мы получили обновленное ТЗ. Территория уже будет закрытой: концепция из такого открытого квартала с гостиничным комплексом в центре стала закрытым клубным домом, но, к счастью, не потеряла в качестве. Нам идеологически пришлось переосмыслить этот проект. Сейчас мы уже сделали архитектурную, инженерную и конструктивную концепции, также собрали BIM модель в хорошем уровне детализации.


Изображения:


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.