ENG
 
От первого лица

Свобода от "улучшайзинга": что дает архитектору работа сценографом

13 Ноября 2018

В воскресенье в московском театре "Геликон-опера" состоялся премьерный показ для детей оперы "Волшебная флейта". А в понедельник 12 ноября насладиться музыкой Моцарта и постановкой режиссера Ильи Ильина смогли уже взрослые. Эта версия "Волшебной флейты" особенно будет интересна и широкой архитектурной общественности — ведь именно в ней себя в качестве художника-постановщика попробовал главный архитектор столицы Сергей Кузнецов. Его соавтор, архитектор Агния Стерлигова в колонке для РИА Недвижимость рассуждает о транзите ответственности от проектировщика к режиссеру и рассказывает, как театр, показывая мир идеального, спасает творческую мысль от "адаптайзинга" действительности.

Контекст, помещенный в контекст

Три года назад я открыла свою компанию — Planet 9. В основе манифеста моего бюро заложен принцип работы с проектами, у которых есть содержательная часть, с проектами в области культуры. Это осознанный выбор, условный "фильтр", через который проходят все поступающие предложения.

Мне нравится история с узкой профессиональной спецификой: в этой нише, как оказалось, ограничений нет — переход от временных экспозиций к музейным пространствам, культурным центрам, сценографии и программированию целых территорий оказался удивительно органичен. Участие в неочевидных для архитектора проектах — это прекрасная возможность увидеть привычные рабочие практики с совершенно новых ракурсов. Подобные "упражнения", как и путешествия, чтение книг, встречи с интересными людьми, являются исходным материалом, откуда в процессе внутренней работы создаются новые концепции и идеи.

Каждый раз я могу создавать по большому счету самодостаточное художественное произведение. Все законы мироздания — бюджет, сроки, физика и прочее — конечно, присутствуют, но сам механизм, принцип работы в этой отрасли отличается от проектирования зданий.

Если добавить к этой формуле возможность постоянного общения с ведущими кураторами, художниками, режиссерами, то получается очень увлекательное приключение.

Приближаясь к "идеальному миру"

Первый серьезный опыт работы в театре случился в 2017 году — им стала работа над сценографией спектакля "1917. Светлый путь" в МХТ имени Чехова.

Я помню, что только в момент начала первых прогонов поняла, какие невероятные возможности дает работа сценографа. Вы не просто создаете пространство для действия. Само действие, положение актеров и их взаимодействие с возведенными декорациями "фиксируется" в образе завершенного спектакля. Приближение к "идеальному миру" максимально — при всей, казалось бы, спонтанности театра, с точки зрения архитектора вы получаете самое "запрограммированное" свое произведение.

Но есть важная оговорка: в театре самый главный человек — режиссер, и к этому действительно надо привыкнуть. Вы работаете в команде, вместе, но окончательные решения принимает именно он. Мне показалось забавным, что для меня, архитектора, привыкшего собственно быть главным человеком на стройке и принимать все решения, подобный транзит ответственности произошел без сложностей.

Одна из самых любимых моих работ — это сценография спектакля "Слава" в апреле 2018 года. Михаил Рахлин, молодой режиссер театра, выбрал пьесу в стихах Виктора Гусева в рамках темы "После революции". Минимальный бюджет, сжатые сроки, сложный материал — все это, тем не менее, сложилось, на мой взгляд, в действительно классную постановку. В качестве основной декорации мы "высекли" из пенопласта огромные буквы "СЛАВА", нашли в театре белый линолеум и застелили им сцену, откуда-то прикатили фуры, из картона вырезали девушку с веслом и поставили ее на пенопластовый постамент, зажгли лозунг "Светлое будущее", меняли свет и реквизит в сценах. Получилось, как мене кажется, очень просто и очень красиво.

О статусных соавторах

Вместе с главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым мы стали художниками-постановщиками оперы "Волшебная флейта" — одной из самых популярных опер в мире, что, безусловно, добавило азарта в работу творческого коллектива. Кажется, что за год у нас в обсуждении было около трех вариантов. Мы постоянно обменивались референсами, образами, какими-то эскизами и ссылками на понравившиеся постановки.

С Сергеем у нас уже есть опыт совместной работы, общность взглядов и способность находиться в творческом диалоге. Я могу сказать, что для меня это еще и возможность учится у профессионала, многие взгляды которого я разделяю. Совместная работа над сценографией по-настоящему увлекательно.

Режиссер спектакля — Илья Ильин — начал подготовку задолго до нашего включения в проект и с самого начала обозначил важность разделения двух миров — женского и мужского. Разворачивающееся противостояние и последующее примирение происходят на фоне декораций луна-парка — миража. Выбранная тема оставляет большой простор для маневра между вымышленным и реальным мирами. Габариты декораций таковы, что, когда их собирали на сцене, у меня было ощущение, что еще немного усилий и в построенный парк аттракционов можно будет запускать посетителей. Это чудо театра невозможно ни с чем сравнить!

Архитектура как театр online

Архитектура и театр — две системы ценностей, принципов, ориентиров, рассказ про одно и то же, но разными словами. Сюжеты из окружающей нас обстановки переносятся на театральные подмостки, и наоборот, новаторские подходы в сценографии приживаются в архитектурной практике.

Работая над постановкой вы знаете, что после выпуска спектакля никто объявление на бумажке А4 не прилепит на декорацию, и вывеску "магазин" не прибьют, и внешний блок кондиционера не вкрутят — скорее всего, спектакль будет спасен от спонтанных проявлений "улучшайзинга" и "адаптайзинга" потенциальными пользователями в виду отсутствия оных. Это своего рода привилегия, возможность существования в идеальном мире — прототипе мира настоящего.

Из плохих новостей — временность, всего несколько часов существования в рамках репертуара театра. Проектирование же пространств для жизни часто, то есть постоянно с этой жизнью сталкивается и также часто, увы, проигрывает в неравной борьбе. В этом отношении театральность архитектуры заложена не только в захватывающих дух видовых перспективах и раскрытиях, но в сценарии ее использования, способности просчитать, учесть, заложить многообразие потенциальных историй. Получается такой очень долгоиграющий, почти вечный театр, в котором при постоянстве каркаса декораций заложена по умолчанию бесконечность смены пьес — театр online.


Изображения: .


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.