Открытый город 2017 В СТАТЬЯХ
От первого лица

Станислав Михаловский — о новом жилом квартале на Красной Пресне

17 Февраля 2015

На Пресненском Валу, на месте бывшего завода «Красная Пресня», строится современный квартал, в котором реализованы основные принципы комфортной жилой застройки — приватное пространство двора без заборов и общественный фронт первых этажей. Сейчас проектировщик ОАО «Моспромпроект» ведет авторский надзор, строительство дошло до восьмого этажа. Подробности проекта Порталу Архсовета рассказал начальник мастерской Станислав Михаловский.

— В чем особенность выделенной под застройку территории?

— Наш квартал занимает 3 га в Пресненском районе ЦАО. Это территория снесенного завода «Красная Пресня», плотно зажатая окружающей застройкой. Здесь мы создаем современный квартал, который будет отвечать всем потребностям жителей.

— Один из основных принципов квартальной застройки — создание комфортного и уютного жилого пространства без заборов. На Пресне действительно удастся обойтись без них?

— Да, удастся. Дворы в Москве огораживают высокими заборами, чтобы получить приватное пространство около дома. Мы принципиально отказались от заборов и создали уютную придомовую территорию путем планировки. Задача была в том, чтобы само пространство подсказывало, где частная зона, а где общественная.

— Какие механизмы вы для этого применили?

— Само расположение домов делит территорию на более частную зону и более общественную. Здесь есть внутренний двор, рассчитанный на жителей квартала, но есть и хорошо обозримая и насыщенная инфраструктурой площадь, доступная жителям окружающих домов. В этой общественной зоне размещены детские и спортивные площадки, места для летних кафе, беседки — все, чтобы создать комфорт.

В таких условиях люди, не живущие в этом квартале, просто не будут ходить во внутренний двор, в этом нет никакой необходимости. А местные жители, наоборот, смогут активно пользоваться и своим придомовым пространством, и этой общей зоной.

— Как распланированы маршруты внутри квартала?

— Общественная часть благоустройства сформирована пешеходными осями. Главный бульвар проходит с юга на север, расширенная прогулочная зона идет вдоль Расторгуевского переулка. Есть еще западный ход в сторону улицы Пресненский Вал и восточный ход в сторону Большой Грузинской улицы. Рядом с этими осями и на их пересечениях сконцентрирована вся «внешняя» общественная функция и благоустройство.

— Какие социальные и культурные объекты окружают будущий квартал? Вы учитывали их наличие при проектировании?

— Наш участок расположен в центре, поэтому вокруг достаточно объектов инфраструктуры: рестораны, кафе, Московский зоопарк и знаменитый костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. А вот зелени очень не хватает. Сейчас проектируется парк на месте снесенного клуба «Самолет», который очень оживит это сугубо городское пространство. Мы сразу учитывали его при планировке, ориентируясь на эту зеленую зону, спроектировали нашу западную пешеходную ось.

— Квартал строится в центре, где расположены перенасыщенные транспортные магистрали. Если нет препятствий в виде заборов, не будут ли водители объезжать пробки по придомовой территории?

— На автомобиле можно будет подъехать к любому объекту, но циркулировать постоянно внутри квартала сложно. Для ограничения скорости предусмотрено большое количество поворотов, в среднем каждые 40 м водителю придется менять направление движения. Кроме того, проезжие части пересекают мощения пешеходных дорожек, что дает визуальное преимущество: сразу видно, что здесь главный пешеход. Все эти меры направлены на то, чтобы пространство было непривлекательным для автомобилистов. Вообще все автомобильные зоны расположены, в основном, на периферии участка: здесь находится и въезд в подземную автостоянку, и гостевые парковочные места.

— Кстати, а как решался на Пресне вопрос парковки?

— У нас подземная парковка на 481 машиноместо, которая располагается под пятью домами из шести, и наземная парковка на 62 машиноместа. Так что автомобили не должны занимать пространство во дворах.

— Расскажите о самих жилых домах...

Высотность зданий продиктована, в первую очередь, инсоляцией окружающих объектов. Так как в этом районе очень плотная застройка, мы не могли сделать наш квартал высоким. Поэтому у нас переменная этажность: 7, 10, 12 и 14 этажей. Самая высокая точка — обозначенная в ГПЗУ максимальная отметка 50 м (14 этажей). Но к ней мы приближаемся только в четырех секциях из тринадцати. В сторону Расторгуевского переулка и улицы Климашкина идет понижение этажности. Квартиры будут однокомнатные, двухкомнатные и трехкомнатные, площадью от 40 до 80 м. В застройке два детских сада, в первом и шестом корпусах. На 90 и 75 мест соответственно.

— Что разместится на первых этажах жилых домов?

— Первые этажи у нас все нежилые. Здесь, кроме входных групп, расположены общественные объекты. Все фасады первых этажей имеют витринное остекление. Мы сразу спроектировали места под вывески одной высоты и с единым принципом расположения, учтя возможность применения дизайн-кода.

— Как решался вопрос отделки фасадов?

— Все элементы фасада подчинены модулю 900 мм и всевозможным вариациям этого размера. Ширина и высота окон, размеры панелей, расстекловка балконов и витрин. На основании модуля было разработано несколько принципиальных фасадных рисунков, которые применены в разном порядке. Отделка фасадов достаточно сдержанная, двух цветов: молочно-белого и терракотового. Фасады первых этажей, выходящие на прогулочные площади, облицованы темным облицовочным кирпичом.

— Что для вас было самым сложным в этом проекте?

— Что касается архитектуры, сложностей не было. Немного дольше запланированного мы занимались увязкой строительства с метрополитеном. Дело в том, что под кварталом проходит линия метро, поэтому здесь применена современная технология виброизоляции.

— На каком этапе объект находится сейчас?

— Сейчас ведется строительство. В самой высокой точке в бетоне выполнено восемь этажей. Возводятся перегородки, выполняется устройство кровли подземной автостоянки и обратная засыпка. По графику сдача планируется на четвертый квартал 2015 года.


Изображения: ОАО «Моспромпроект»


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.