Союзы и Палаты: как устроены профессиональные организации архитекторов
В преддверие нашей конференции «Открытый город. Образование» 27-28 октября мы попросили вице-президента Союза архитекторов России Елену Сергеевну Баженову рассказать, как устроены профессиональные объединения архитекторов и чем они полезны тем, кто начинает самостоятельную практику. Эту тему мы продолжим обсуждать в рамках специальной сессии 27 октября в 15:30.
— Для чего сегодня существуют профессиональные организации в сфере архитектуры?
— Говоря формальным языком, основными целями являются консолидация деятельности творческих общественных объединений, защита творческих, социальных и профессиональных интересов архитекторов, эстетическое воспитание населения и международное творческое сотрудничество.
В уставе САР, например, говорится также о целях содействия формированию полноценной жилой среды и сохранению архитектурного и культурного наследия, природы нашей страны. Есть и такая задача, как защита общества от непрофессиональных действий в области архитектуры.
— А какие международные организации сегодня самые влиятельные?
— Существует всемирная «пирамида» организаций, объединяющая архитекторов всех стран. Во-первых, это Международный Союз Архитекторов (UIA), координирующий работу профессиональных Союзов, Институтов и Палат по всему миру. Союз Архитекторов России также является его активным членом с 1948 года. Кстати, именно советские архитекторы были вдохновителями и организаторами создания UIA и довольно долгое время влияли на развитие этой организации.
Ведущую роль в его деятельности на сегодня играет Американский Институт Архитекторов (AIA), хотя несколько десятилетий назад «законодателем мод» в становлении и развитии архитектурной профессии играл Королевский Союз Британских архитекторов (RIBA).
В Европе координирующую роль выполняет Архитектурный Совет Европы. Еще есть объединенные Архитектурные Советы стран Латинской Америки, Австралии и т.д.
— Как выглядят эти профессиональные организации и чем они отличаются от наших?
— В разных странах выглядят по-разному: где-то это «институты» — в переводе с английского, а точнее союзы или объединения, имеющие простую или разветвленную, как в США, структуру. Их история насчитывает более ста лет, так что функции и задачи дополняются и изменяются.
В постсоветских странах сейчас действуют как добровольные Творческие Союзы Архитекторов, так и Палаты Архитекторов — объединения «квалифицированных архитекторов», наделенные законодательными полномочиями в рамках законов конкретной страны.
Юридическая форма организации архитектурного сообщества в очень большой степени зависит от политического устройства страны
развитости ее законодательства в сфере архитектуры, сплоченности архитектурного сообщества, наличия архитектурного «лобби» в правительственных кругах, и в целом — от общего культурного уровня.
— Взаимодействуют ли такие организации со сферой образования?
Сегодня и международным сообществом, и Российским законодательством в области образования принят принцип «непрерывного профессионального образования», что фактически исключает независимое развитие академического профессионального образования и образования в процессе практической деятельности.
Из "Соглашении о рекомендуемых стандартах профессионализма в архитектурной практике"(ACCORD) международного Союза Архитекторов (UIA):
«Образование архитектора — пожизненный процесс. Оно не прекращается, когда получена степень или диплом, после 5 или 6 лет обучения. Хотя опыт накапливается на практике, ожидается, что архитекторы должны не отставать от новых событий в искусствах и архитектурной науке в течение всей своей карьеры. Дополнительное профессиональное образование (в соответствии с Законом „Об образовании в РФ“) осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки), которые могут быть предложены профессиональными институтами, школами или независимыми учебными заведениями, исходя из рекомендаций Соглашения (ACCORD) и могут также быть подвергнуты соответствующим формам аккредитации/ валидации для сохранения стандарта. Постоянное пополнение знаний и участие в программах (непрерывного) дополнительного архитектурного образования является обязанностью каждого аттестованного (лицензированного) архитектора».
В каждом из перечисленных выше профессиональных объединений архитекторов есть подразделения или Советы по непрерывному архитектурному образованию, цели которых описаны в Хартии ЮНЕСКО/МСА по Архитектурному Образованию. Эта Хартия задумана как «динамичный» документ, который будет регулярно пересматриваться, учитывая современные потребности и достижения как в профессии, так и в системах образования.
Главной заботой Хартии является социальная миссия профессии, т.е. осознание каждым архитектором своей роли и ответственности перед обществом, а также улучшение качества жизни
Хартия ЮНЕСКО/МСА, первоначально утвержденная в 1996 г., была подготовлена группой из десяти экспертов. Работу координировал Фернандо Рамос Галино (Испания). В состав группы входили: Лахман Альвис (Шри Ланка), Балькришна Доши (Индия), Александр Кудрявцев (Россия), Жан-Пьер Элог Мбасси (Бенин), Хавьер Кортес Роха (Мексика), Ашраф Салама (Египет), Ролан Швейцер (Франция), Роберто Сегре(Бразилия), Владимир Шлапета (Чешская Республика), Поль Вирильо (Франция).
Последняя редакция Хартии принята в 2004 — 2005 гг. Комитетом ЮНЕСКО/МСА по валидации архитектурного образования в сотрудничестве с Комиссией МСА по образованию.
— Чем профессиональные Союзы могут быть полезны начинающим свою практику архитекторам?
— Прежде всего, это возможность получить исчерпывающую информацию о доступе к профессии. Так, например, Американский институт архитекторов и Национальный совет комиссий по архитектурному лицензированию США на основе Стандарта профессиональной деятельности архитектора в каждом Штате выпускают информационные брошюры о пошаговой процедуре получения квалификационного аттестата на право ведения самостоятельной архитектурной практики, начиная с довузовского образования и заканчивая процедурой подачи документов и сдачи экзаменов на квалификацию.
Российский стандарт профессиональной деятельности архитекторов, подготовленный, кстати, Советом по образованию САР, содержит достаточно много новелл, которые должны реализоваться в сфере образования в ближайшем будущем. Главное направление изменений — скорейшая адаптация норм отечественной практики к общепринятым мировым стандартам, что не в последнюю очередь связано с уже свершившимся фактом присоединения России к ВТО. Так, одно из актуальных положений связано с реализацией непрерывного архитектурного образования в цепочке — Среднее специальное и академическое высшее образование (бакалавриат и магистратура) — практическая стажировка (работа выпускника после окончания высшего профильного учебного заведения под руководством лицензированного архитектора), включающая в себя подготовку к сдаче квалификационного экзамена — сам экзамен и регистрация на получения права ведения самостоятельной профессиональной деятельности.
К замечаниям о «кризисе» современного образования в области архитектуры могу отнести действительно трагическое — отсутствие стадии практической подготовки архитекторов в нашей стране
— Какие пути у вчерашнего выпускника есть на рынке трудоустройства сегодня?
Профессия развивается по многим направлениям, и чем «экзотичнее» траектория образования — тем интереснее может быть путь трудоустройства.
Сегодня я бы рекомендовала выпускникам либо начать работу в иностранных проектных компаниях, либо поработать немного на стройке у подрядчиков — с тем, чтобы получить необходимый практический опыт, прежде всего.
— Чему не учат российские архвузы?
— Не учат по серьезному — профессиональной этике в практической деятельности, теориям лидерства в профессии. Отсутствует принятая во всем мире интернатура как этап подготовки архитекторов.
— Почему российские архитекторы почти неизвестны за рубежом?
— Наши архитекторы талантливы, но не могут вписаться в международный контекст профессиональной архитектурной деятельности, думаю, в силу неразвитости, «архаичности» и низкого уровня организации и регулирования профессиональной практики у нас. А это, в свою очередь, связано с особенностями законодательства. Международный союз архитекторов стремиться унифицировать правила архитектурной деятельности во всем мире на основе рекомендуемых стандартов профдеятельности, но у России как всегда «свой путь».
- Темы:
- образование