ENG
 
От первого лица

Союзы и Палаты: как устроены профессиональные организации архитекторов

26 Октября 2016

В преддверие нашей конференции «Открытый город. Образование» 27-28 октября мы попросили вице-президента Союза архитекторов России Елену Сергеевну Баженову рассказать, как устроены профессиональные объединения архитекторов и чем они полезны тем, кто начинает самостоятельную практику. Эту тему мы продолжим обсуждать в рамках специальной сессии 27 октября в 15:30.

— Для чего сегодня существуют профессиональные организации в сфере архитектуры?

— Говоря формальным языком, основными целями являются консолидация деятельности творческих общественных объединений, защита творческих, социальных и профессиональных интересов архитекторов, эстетическое воспитание населения и международное творческое сотрудничество.

В уставе САР, например, говорится также о целях содействия формированию полноценной жилой среды и сохранению архитектурного и культурного наследия, природы нашей страны. Есть и такая задача, как защита общества от непрофессиональных действий в области архитектуры.

— А какие международные организации сегодня самые влиятельные?

— Существует всемирная «пирамида» организаций, объединяющая архитекторов всех стран. Во-первых, это Международный Союз Архитекторов (UIA), координирующий работу профессиональных Союзов, Институтов и Палат по всему миру. Союз Архитекторов России также является его активным членом с 1948 года. Кстати, именно советские архитекторы были вдохновителями и организаторами создания UIA и довольно долгое время влияли на развитие этой организации.

Ведущую роль в его деятельности на сегодня играет Американский Институт Архитекторов (AIA), хотя несколько десятилетий назад «законодателем мод» в становлении и развитии архитектурной профессии играл Королевский Союз Британских архитекторов (RIBA).

В Европе координирующую роль выполняет Архитектурный Совет Европы. Еще есть объединенные Архитектурные Советы стран Латинской Америки, Австралии и т.д.

— Как выглядят эти профессиональные организации и чем они отличаются от наших?

— В разных странах выглядят по-разному: где-то это «институты» — в переводе с английского, а точнее союзы или объединения, имеющие простую или разветвленную, как в США, структуру. Их история насчитывает более ста лет, так что функции и задачи дополняются и изменяются.

В постсоветских странах сейчас действуют как добровольные Творческие Союзы Архитекторов, так и Палаты Архитекторов — объединения «квалифицированных архитекторов», наделенные законодательными полномочиями в рамках законов конкретной страны.

Юридическая форма организации архитектурного сообщества в очень большой степени зависит от политического устройства страны

развитости ее законодательства в сфере архитектуры, сплоченности архитектурного сообщества, наличия архитектурного «лобби» в правительственных кругах, и в целом — от общего культурного уровня.

— Взаимодействуют ли такие организации со сферой образования?

Сегодня и международным сообществом, и Российским законодательством в области образования принят принцип «непрерывного профессионального образования», что фактически исключает независимое развитие академического профессионального образования и образования в процессе практической деятельности.

Из "Соглашении о рекомендуемых стандартах профессионализма в архитектурной практике"(ACCORD) международного Союза Архитекторов (UIA):

«Образование архитектора — пожизненный процесс. Оно не прекращается, когда получена степень или диплом, после 5 или 6 лет обучения. Хотя опыт накапливается на практике, ожидается, что архитекторы должны не отставать от новых событий в искусствах и архитектурной науке в течение всей своей карьеры. Дополнительное профессиональное образование (в соответствии с Законом „Об образовании в РФ“) осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки), которые могут быть предложены профессиональными институтами, школами или независимыми учебными заведениями, исходя из рекомендаций Соглашения (ACCORD) и могут также быть подвергнуты соответствующим формам аккредитации/ валидации для сохранения стандарта. Постоянное пополнение знаний и участие в программах (непрерывного) дополнительного архитектурного образования является обязанностью каждого аттестованного (лицензированного) архитектора».

В каждом из перечисленных выше профессиональных объединений архитекторов есть подразделения или Советы по непрерывному архитектурному образованию, цели которых описаны в Хартии ЮНЕСКО/МСА по Архитектурному Образованию. Эта Хартия задумана как «динамичный» документ, который будет регулярно пересматриваться, учитывая современные потребности и достижения как в профессии, так и в системах образования.

Главной заботой Хартии является социальная миссия профессии, т.е. осознание каждым архитектором своей роли и ответственности перед обществом, а также улучшение качества жизни

Хартия ЮНЕСКО/МСА, первоначально утвержденная в 1996 г., была подготовлена группой из десяти экспертов. Работу координировал Фернандо Рамос Галино (Испания). В состав группы входили: Лахман Альвис (Шри Ланка), Балькришна Доши (Индия), Александр Кудрявцев (Россия), Жан-Пьер Элог Мбасси (Бенин), Хавьер Кортес Роха (Мексика), Ашраф Салама (Египет), Ролан Швейцер (Франция), Роберто Сегре(Бразилия), Владимир Шлапета (Чешская Республика), Поль Вирильо (Франция).

Последняя редакция Хартии принята в 2004 — 2005 гг. Комитетом ЮНЕСКО/МСА по валидации архитектурного образования в сотрудничестве с Комиссией МСА по образованию.

— Чем профессиональные Союзы могут быть полезны начинающим свою практику архитекторам?

— Прежде всего, это возможность получить исчерпывающую информацию о доступе к профессии. Так, например, Американский институт архитекторов и Национальный совет комиссий по архитектурному лицензированию США на основе Стандарта профессиональной деятельности архитектора в каждом Штате выпускают информационные брошюры о пошаговой процедуре получения квалификационного аттестата на право ведения самостоятельной архитектурной практики, начиная с довузовского образования и заканчивая процедурой подачи документов и сдачи экзаменов на квалификацию.

Российский стандарт профессиональной деятельности архитекторов, подготовленный, кстати, Советом по образованию САР, содержит достаточно много новелл, которые должны реализоваться в сфере образования в ближайшем будущем. Главное направление изменений — скорейшая адаптация норм отечественной практики к общепринятым мировым стандартам, что не в последнюю очередь связано с уже свершившимся фактом присоединения России к ВТО. Так, одно из актуальных положений связано с реализацией непрерывного архитектурного образования в цепочке — Среднее специальное и академическое высшее образование (бакалавриат и магистратура) — практическая стажировка (работа выпускника после окончания высшего профильного учебного заведения под руководством лицензированного архитектора), включающая в себя подготовку к сдаче квалификационного экзамена — сам экзамен и регистрация на получения права ведения самостоятельной профессиональной деятельности.

К замечаниям о «кризисе» современного образования в области архитектуры могу отнести действительно трагическое — отсутствие стадии практической подготовки архитекторов в нашей стране

— Какие пути у вчерашнего выпускника есть на рынке трудоустройства сегодня?

Профессия развивается по многим направлениям, и чем «экзотичнее» траектория образования — тем интереснее может быть путь трудоустройства.

Сегодня я бы рекомендовала выпускникам либо начать работу в иностранных проектных компаниях, либо поработать немного на стройке у подрядчиков — с тем, чтобы получить необходимый практический опыт, прежде всего.

— Чему не учат российские архвузы?

— Не учат по серьезному — профессиональной этике в практической деятельности, теориям лидерства в профессии. Отсутствует принятая во всем мире интернатура как этап подготовки архитекторов.

— Почему российские архитекторы почти неизвестны за рубежом?

—  Наши архитекторы талантливы, но не могут вписаться в международный контекст профессиональной архитектурной деятельности, думаю, в силу неразвитости, «архаичности» и низкого уровня организации и регулирования профессиональной практики у нас. А это, в свою очередь, связано с особенностями законодательства. Международный союз архитекторов стремиться унифицировать правила архитектурной деятельности во всем мире на основе рекомендуемых стандартов профдеятельности, но у России как всегда «свой путь».


Изображения: AIA UK


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.