ENG
 
От первого лица

Томас Шаллер: любое хорошее здание — результат хорошего рисунка

01 Декабря 2015

Один из самых известных архитектурных пейзажистов мира, почетный президент Американского общества архитектурных графиков (ASAI) Томас Шаллер уверен в том, что такие традиционные навыки как рисунок и живопись по-прежнему важны в профессии архитектора. В интервью порталу «Архсовет Москвы» Томас Шаллер рассказал о своем увлечении и поделился впечатлениями от первого визита в Москву.

После 20-летней карьеры архитектора в Нью-Йорке Томас Шаллер решил изменить свою профессию и полностью посвятил себя рисунку. Он получил множество наград, стал лауреатом самой престижной премии в этой области — Hugh Ferriss Memorial Prize,  а также написал ряд книг и статей о любимом занятии. В этом году Томас Шаллер вошел в состав жюри международного конкурса архитектурного рисунка АрхиГрафика 2015-2016, а совсем недавно стал почетным гостем презентации книги рисунков главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова.

— Насколько, по Вашему мнению, важен рисунок в современных архитектурных школах? Должен ли современный практикующий архитектор уметь хорошо рисовать?

— Если вкратце, то да. Конечно, я пристрастен и считаю, что любое хорошее здание является результатом хорошего рисунка и хороших идей, а выразить их можно только с помощью практики рисования. В США, к сожалению, практически нет академических курсов, мало школ, которые бы обучали таким традиционным навыкам, как рисунок или живопись. Но постепенно эта тенденция возвращается, например, в Оклахомском университете есть программа, обучающая и живописи, и рисунку, и наброскам. Есть нечто подобное и в Бостоне, и в Калифорнии….

— Как привлечь молодых архитекторов к этой теме? Если этого не требует рынок, что еще могло бы стать катализатором?

— По правде, многие молодые люди, которые приходят в профессию архитектора, надеются, что их будут учить как раз рисованию. Я получаю каждый день огромное количество писем на своем сайте и в блоге, в которых молодые художники и архитекторы говорят: «Вот я бы хотел заниматься тем, чем вы сейчас занимаетесь, прийти к этому....». И я всегда желаю им удачи, потому что на самом деле спрос есть, как раз со стороны этих молодых людей, которые считают, что можно создать хорошее здание только с помощью выразительного искусства. Я мечтаю, чтобы университеты в США подхватили это знамя. Плохо это или хорошо, трудно сказать, я ведь самоучка. Многие молодые люди считают, что я получил классическое образование в этой сфере, а на самом деле я просто читал книги, практиковался, занимался самообразованием.  

— Вы увлеклись рисованием в пору работы архитектором. В вашей практике скетчи всегда предшествовали проекту?

— Да, но ведь я сам приносил свои рисунки клиентам, и они говорили «о, вот это да, Вы умеете рисовать!».  Зачастую, кроме меня, никто этого не умел делать, и если говорить об американских архитектурных бюро, то там никогда даже не было столов для рисования, карандашей. Я приносил все сам, показывал свои навыки…. Тогда это было довольно необычно, а я всегда был влюблен в эту традицию 18-19 веков и считал, что долг всей моей жизни – показать архитекторам, насколько это полезный и необходимый для них навык.

— Сегодня хорошо рисующие архитекторы Вам часто встречаются?

— В США, к сожалению, это скорее экзотика, хотя должно быть общей практикой. И мало осталось тех, кто рисует вручную здания. Сейчас очень трудно найти такого специалиста, и я опасаюсь, что это направление начинает отмирать. Вот почему я пытаюсь научить этим навыкам молодежь.

— Что Вы скажете об архитектурной среде Москвы? Насколько она Вам кажется комфортной, в том числе для художников?

— Я с удовольствием рисую Москву, я здесь всего несколько дней, но каждый раз после возвращения в отель провожу полночи рисуя…. Мне кажется, Москва – самый художественный, самый артистичный город, с которым даже Париж в каком-то отношении не может сравниться. Конечно, я провел здесь не так много времени, но когда я хожу по улицам, то вижу, насколько важно искусство в вашем городе. В Москве архитектура воспринимается именно как форма искусства, и это, с одной стороны, делает тебя таким маленьким по сравнению с тем, что ты видишь вокруг, а с другой, несомненно вдохновляет. Я мог бы рисовать Москву годами.

— Вас поразило сочетание разных архитектурных стилей?                                              

— Я не эксперт, но здесь я чувствую огромное уважение к прошлому и одновременно взгляд в будущее. Меня это восхищает, а также напоминает о том, как у нас обстоят дела в Нью Йорке: мы охраняем и защищаем наши старые уважаемые здания, но в то же время внедряем и современные технологии. Кстати, в Нью Йорке есть целое движение по сохранению архитектурных памятников, которое началось в 1968 году после трагической утраты здания вокзала Пенсильвании, его снесли за одну ночь.   

— А когда Вы были практикующим архитектором, какую архитектуру Вы проектировали, какой стиль Вы предпочитаете?

— Меня привлекают все стили, если они выполнены цельно. Очень привлекает модернизм, если в нем есть простота и четкость линий.  В моей практике, наверное, все-таки преобладали проекты, связанные именно с этим направлением.  


Изображения: Василий Буланов, thomasschaller.com


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.