ENG
 
От первого лица

Сергей Кузнецов: после карантина общественные пространства со спортивной функцией станут еще актуальнее

03 Июня 2020
1 из 9
2 из 9
3 из 9
4 из 9
5 из 9
6 из 9
7 из 9
8 из 9
9 из 9
1 / 9

Увеличить

С нетерпением ждем открытия набережной Марка Шагала, где завершены работы по благоустройству и высадке растений. Волнообразная велодорожка делит парк на несколько зон, где размещены кафе, спуски к воде, амфитеатр и «зеленые» островки со множеством сортов деревьев, кустарников, трав и цветов. По мнению главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, после окончания карантина этот проект будет актуален как никогда.    

- Откуда возникла идея возникновения парка у воды на ЗИЛе? 

Идея с парком фактически возникла на стыке двух масштабных проектов, когда мы занимались развитием территории ЗИЛа и концепцией по благоустройству набережных Москвы-реки. Здесь протяженная береговая линия и перспективные сценарии ее использования, и поскольку планировалась масштабная застройка ЗИЛАРТА, возникла идея в качестве пилотного проекта сделать красивые функциональные набережные. Так что можно сказать, все начиналось еще в 2012-2014 годах, и мы прошли долгий путь.  

- Как велась работа с застройщиком? 

Мы совместно c «Группой ЛСР» решали множество вопросов, ведь хотелось сделать все как можно лучше, а подобного практического опыта было мало. Инвестор активно включался в работу, с энтузиазмом воспринимал наши идеи и доработки, с их стороны было много инициативы, за что им отдельное спасибо. И как вы видите, такой совместный подход принес свои плоды, набережная получилась очень современной и многофункциональной.

- В основу проекта заложено три базовых принципа: проницаемость, открытость и разнообразие функций. Что под этим подразумевается?

- Это ключевые понятия, которые характеризуют публичные общественные пространства, то есть берега не огораживаются, не делаются достоянием только жильцов ближайших домов. На Марка Шагала можно попасть как с территории ЗИЛа, так и со стороны соседних набережных, которые находятся выше и ниже по течению реки. И по сути это звено в цепочке городских общественных пространств. 

Что касается разнообразия функций, но без этого принципа не обходится не один современный парк – это и спорт, и просто активный отдых, и более пассивное времяпрепровождение, кроме того, нужно где-то перекусить. Пространство без точек притяжения людей: кафе, точек проката разного спортивного инвентаря, туалетов и так далее – все это плохо работает. Люди не могут чувствовать себя комфортно, поэтому это обязательная часть проекта, и мы стараемся везде так делать. И на ЗИЛе в этом плане все продумано: есть павильоны для кафе, плюс общественные первые этажи ближайших домов.

- Насколько актуально устройство причалов возле ЗИЛАРТА? Будут ли ими пользоваться жильцы близлежащих районов, или это все же туристическая история?

В рамках развития территории ЗИЛа нас заложена возможность пассажирского движения по реке, для этого создается сеть причалов. Это очень перспективная история, хотя со стороны это может казаться иначе. Все дело в том, что река еще мало обитаема, поэтому реализация идет медленно. Собственно, этот фактор и подтолкнул нас к этой идее – на берегах живет и находится слишком мало людей для того, чтобы общественный транспорт речного формата был востребован. Но эта тема будет неизбежно нарастать. Территория развивается, заселяется, людей будет все больше и больше, поэтому пассажирское движение по реке начнется рано или поздно, и эти причалы пригодятся. Так что это не только туристическая история. Я думаю, что уже очень скоро в Москве появится регулярный речной транспорт.

- Как вы оцениваете качество исполнения проекта? 

Я оцениваю его хорошо и считаю, что команда, которая его готовила – большие молодцы. Много было сложностей, много нетиповых решений, которым приходилось обучаться заранее. И в целом я считаю, что мы получили интересный и качественный проект, благодаря слаженной работе с «Группой ЛСР». 

- Будет ли актуальна данная концепция после карантина?

Я уверен, что будет актуальна даже в большей степени, чем до карантина. Потому что мы осознали ценность пребывания на свежем воздухе, возможность заниматься спортом, и это ощущение будет только усиливаться после вынужденного и долговременного нахождения дома.   

- На ЗИЛе предусмотрены разные маршруты для бега и для пешеходов. Где в Москве есть подобные маршруты, куда вы можете порекомендовать отправиться после карантина?

Должен сказать, что идея занятий спортом на улице, в частности, бегом, витала в воздухе еще при подготовке к Олимпиаде-80. Река всегда была «беговой» и вообще является частью спортивной культуры в городе. Пока что Москва отстает от мировых лидеров, причин для этого много, и основная – неблагоустроенные прибрежные территории. Но я думаю, что мы наверстаем это отставание как раз за счет таких проектов, создавая условия для людей, которые готовы и хотят заниматься спортом. Более того, многие придут в спорт, когда увидят, что для этого созданы условия. Сейчас уже есть прекрасные беговые маршруты в Лужниках и частично на Андреевской набережной, но мы стремимся к тому, чтобы так было везде. Ведь речь идет о здоровье горожан, и мы хотим, чтобы наше общество было более устойчивым к разного рода эпидемиям.


Изображения: Группа ЛСР


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.