ENG
 
От первого лица

Сергей Кузнецов: У нас есть шанс изменить среду к лучшему

08 Июня 2017

В столице идет прием заявок на архитектурно-градостроительный конкурс, на котором будут разработаны концепции экспериментальных площадок программы реновации. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов рассказал в интервью mos.ru о том, что в первый этап конкурса добавили творческое задание — создать универсальную модель квартала площадью 80 гектаров.  

— Сергей Олегович, архитекторы уже начали подавать заявки на конкурс?

— 6 июня мы провели открытый семинар для архитекторов, пришли около 200 человек. Интерес проявляет огромное количество специалистов, в том числе иностранных. Заявки начали поступать сразу же после объявления конкурса, потому что мы за месяц — еще 25 апреля — публично предупредили всех о том, что он будет. Все основные архитектурные бюро, которые участвуют в городском строительстве, я думаю, мы увидим на конкурсе.

— Сколько продлится сбор заявок?

— В связи с тем что в программу конкурса мы включили творческое задание, сбор заявок мы продлеваем до 10 июля. На сайте Архсовета Москвы размещена форма заявки, где четко прописаны все требования к конкурсантам. Оценивать заявки будет профессиональное жюри, которое отберет 20 финалистов. На разработку проекта им дается два с половиной месяца. Оглашение результатов конкурса намечено на 10 ноября этого года. Конкурс проводится по поручению Мэра Москвы Сергея Собянина. 

— Есть ли у вас прогнозы по количеству участников? 

— Мы должны выбрать 20 сильных команд-финалистов, и я думаю, будет из чего выбирать. Когда мы проводили конкурс на концепцию парка «Зарядье», собрали около 500 заявок. Сейчас перед конкурсантами стоит задача еще более специфическая: создать целую градостроительную концепцию. 

— Кто из зарубежных архитекторов проявляет интерес к конкурсу?

— Мы общаемся с рядом известных специалистов. Например, Рикардо Бофилл (испанский архитектор, проектировал здание Национального театра Каталонии в Барселоне. — Прим. mos.ru.) сейчас работает в Москве. Я уверен, что он будет участвовать в конкурсе.

Мы также общались с Маркусом Аппенцеллером (голландский архитектор, проектировал станции метро в Амстердаме. — Прим. mos.ru.), представителями компании «Захи Хадид», швейцарского бюро «Херцог и де Мёрон», которое сейчас строит университет в «Сколкове». Возможно, не все из них примут участие в конкурсе, но они уже проявили интерес.

— Какие материалы должны будут предоставить участники?

— Заявка — это портфолио, описание возможностей команды, послужной список. А также творческое предложение на проект, то есть эскиз. В помощь конкурсантам мы создаем собирательный образ московского микрорайона с пятиэтажками. Команды должны будут предложить, как его изменить.

Конкурсантам нужно будет придумать универсальную модель квартала. Это должен быть микрорайон с социальной инфраструктурой и объектами общественного назначения — магазинами, кафе и ресторанами, аптеками, банками и так далее

В психологии существует такой термин — «третья функция», мы его используем применительно к городу. Это в места для работы, досуга и развлечений в жилых кварталах. Этой третьей функции крайне не хватает в нынешних спальных микрорайонах. Сегодня мы говорим, что присутствие этой функции необходимо, то есть территория не может быть только жилой. Мы обязательно добавляем офисный, торговый, культурно-досуговый функционал в условия конкурса.

Условный микрорайон в творческом задании нужно будет создать не на пустом месте, а в пространстве с уже имеющейся застройкой. Участникам даются ориентировочные технико-экономические показатели: площадь микрорайона — 80 гектаров, средняя плотность застройки — 25 тысяч квадратных метров на гектар на квартал.

Подготовка творческой части заявки не является обязательной для прохождения отборочного этапа, но может повысить шансы команд на его прохождение

Из всех заявок жюри выберет 20 лучших. Список финалистов опубликуем с пояснением, почему они были выбраны. Этим командам мы дадим два с половиной месяца на разработку проектных предложений. Это довольно большой срок, обычно участникам подобных конкурсов дается месяц. Но мы готовы ждать, чтобы получить максимально качественный материал.

К сожалению, часто бывает, что из-за сжатых сроков на конкурсы выносятся сырые непродуманные предложения, которые невозможно реализовать. Мы хотим избежать этого. Мы планируем получить концепции такого качества, чтобы потом воплотить их в жизнь.

— Кто будет входить в жюри? 

— Оно будет выбрано ко второму этапу конкурса. В состав войдут руководители профильных департаментов, Высшей школы экономики (ВШЭ), Высшей школы урбанистики (ВШУ), Академии народного хозяйства (РАНХиГС), Академии архитектуры и строительных наук (РААСН), члены Общественной палаты Москвы, Союза архитекторов России, Союза московских архитекторов, а также другие эксперты, российские и международные архитекторы. 

— Каким будет второй этап конкурса?

— Команды будут готовить проектное предложение для одной из пяти площадок. Мы выберем кварталы, жители которых активнее всего выступают за реновацию. Определим их после того, как пройдет голосование по включению домов в программу.

— Участники смогут сами выбрать площадку?

— Нет, мы разобьем их на группы, как в футболе. Возможно, устроим жеребьевку. Или распределим равномерно. Пока это обсуждается. В каждой группе жюри выберет победителя, который продолжит работу с городскими службами по дальнейшему проектированию своей площадки. Его сроки пока не определены. Таким образом, у нас будет пять победителей. 

— Получат ли победители денежную награду?

— Да, все финалисты будут разрабатывать концепции на платной основе. И победители также будут получать денежное вознаграждение за дальнейшее развитие проекта. Их гонорар составит 11 миллионов рублей на каждую из пяти команд. 

— Новые кварталы в итоге будут создаваться по типовым проектам или индивидуальным?

— Конечно, индустрия подразумевает тиражирование отдельных элементов. Но чего точно не будет —неотличимых друг от друга ландшафтов. Сегодня, когда мы видим фотографии районов на разных концах Москвы, далеко не всегда можно понять, где конкретно сделан снимок.

Мы хотим, чтобы районы отличались друг от друга, в каждом было что-то свое. Чтобы жители чувствовали эту идентичность. В городе людям очень важно ассоциировать себя с определенным местом, с домом. В этом есть большой смысл

Даже используя ограниченное количество инструментов, можно обеспечить разнообразие. Финальный образ квартала должен иметь индивидуальность. Этому поможет в том числе оригинальный дизайн домов, разнообразная отделка, элементы инфраструктуры квартала. 

— Как будут новые кварталы вписываться в старую застройку?

— Поймите, что мы говорим о развитии среды, которая сегодня выглядит, честно говоря, не очень красиво. Поэтому я не считаю, что мы должны вписываться. Я за то, чтобы мы создавали качественно новую среду, а не мимикрировали под районы хрущевок. Иначе люди и не поймут, что это была реновация.

— Но нужна какая-то гармония новых кварталов с окружающим пространством? 

— Я считаю, что есть вещи, с которыми гармонировать не нужно и даже вредно. Районы пятиэтажек сегодня стилистически и архитектурно некрасивы. Я хочу отмежеваться от позиции, что цель проекта — гармонировать с окружающей средой. У нас есть шанс изменить среду к лучшему, и не нужно бояться воспользоваться этим шансом. Мы рассчитываем, что москвичи, увидев проекты новых кварталов, воспримут эти изменения позитивно.

Я же, например, сам жил в таком доме. Я вышел из этой среды и имею право на собственном опыте сказать, что в ней нет ценности. Что действительно важно и что мы будем учитывать при проектировании новых кварталов, — это озеленение. Районы, попадающие в программу реновации, останутся зелеными. Это мы должны сохранить и приумножить.

А за морально устаревшие дома, не подлежащие капремонту, на мой взгляд, нечего цепляться. Программа реновации позволит сделать большой шаг в сторону комфортного развития среды. Люди, которые сейчас живут в старых пятиэтажках, нуждаются в помощи и сами это признают. И город может людям помочь. 

— Вы будете ориентироваться на какие-то уже существующие в Москве районы?

— Да, например, на застройку довоенного или послевоенного сталинского периода на Фрунзенской набережной, на Соколе. Там можно увидеть очень комфортные кварталы с домами высотой 10–12 этажей. Когда мы анализировали московскую застройку, пришли к выводу, что именно такой формат организации жилого пространства москвичам нравится больше всего.

Город сейчас разрабатывает региональные нормативы градостроительного проектирования, по сути, это стандарт новых кварталов. Основной смысл нормативов — создать структуру и сетку кварталов, возможности для движения в разных направлениях, облегчить трафик. Также необходимо сделать тихим двор, за его пределы вынести парковки, площадки активного спорта, часть озеленения для формирования скверов и променадов. То есть разумно перераспределить, но не уменьшить инфраструктуру.

Появятся четкие нормативы по строительству дорог, парковочному пространству, по озеленению дворов и улиц, количеству скверов, детских площадок и зон для отдыха — все то, о чем говорится в недавно принятом городском законе («О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве»).

— Насколько возможно решить в новых кварталах проблему с парковкой?

— Да, эта проблема возникла не сегодня, связана она с отсутствием планирования. Сейчас парковка вокруг пятиэтажек спонтанная и хаотичная, что, конечно, неправильно, но это сложившаяся практика.

Планируя кварталы по программе реновации, мы будем более рационально использовать земельные участки. Дворы будут закрыты от машин, но на улице за домами жильцы смогут поставить в два раза больше машин, чем сейчас. Для этого мы специально выделим парковочные карманы. 

— Некоторые москвичи опасаются, что после переезда разрушатся соседские связи. В пятиэтажках все друг друга знали, а потом будет не к кому за солью сходить.

— Я считаю, что все наоборот. Переезд в новое комфортное пространство позволит эти соседские связи создать и укрепить. Город этому поможет разумным, грамотным проектированием и программированием пространства. В новых кварталах все будет продумано. Есть дворы, тихие, зеленые, закрытые от машин, где соседи, друзья смогут общаться между собой. И есть улица, более суетливая, куда люди выходят гулять или по делам. Не будет пустырей и других неухоженных пространств.

Люди почувствуют свою принадлежность к красивым кварталам и домам. Поэтому я уверен, что они сами организуются, будут общаться и вместе делать свой подъезд, двор, район еще более комфортным. То есть в хорошей среде сообщество сложится само по себе. Этому поможет и общественная функция первых этажей.

— Первые этажи будут нежилыми во всех новых домах?

— Да, и это на самом деле очень удобно для жителей. Спустился во двор — а там есть все, что нужно. Магазины, кафе, парикмахерские, бытовые услуги, отделение банка, стоматология — даже не в шаговой доступности, а еще ближе. Нужно просто спуститься несколько этажей на лифте. Это совершенно другой уровень комфорта.

Благодаря этому будет развиваться малый бизнес, расти количество рабочих мест. К тому же жильцы домов как постоянные клиенты смогут, «голосуя рублем», контролировать качество товаров и услуг в своем квартале.


Изображения: .


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.