От первого лица

Сергей Чобан: рисунок позволяет прочувствовать архитектуру

16 Декабря 2015

В Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина состоялась лекция Сергея Чобана на тему «Рисунок архитектуры», совмещенная с презентацией его книги «Sergei Tchoban. Architecture Drawings».

Значение рисунка в творчестве архитектора

«...Когда архитектор начинает рисовать — это единственная возможность для него оказаться на месте зрителя, потому что сюжеты для своих рисунков человек всегда выбирает понекоему внутреннему велению. И именно в этот момент выясняется, что архитектору самому может нравиться в архитектуре что-то совсем отличное от того, что он проектировал всю жизнь. Рисование — это путь к самому себе, осознанию того, кем ты являешься на самом деле, способ понять, что тебе действительно нравится в архитектуре».

Бизнес-центр «Бенуа» покрывают витражи с эскизами Александра Бенуа к балету «Петрушка». Днем это деловой комплекс с уникальным внешним декором, ночью внутренняя подсветка стен и движущиеся панорамные лифты создают впечатление театрального представления. Здание было признано «Домом года-2008»

Бизнес-центр «Лангензипен» в Санкт-Петербурге. В 2006 году старое здание было отреставрировано, а рядом появилось второе. Революционное решение в 3D-остеклении и уникальная шелкография на стекло превратили историческое здание и новую постройку в один ультрасовременный комплекс. Оба здания органично вписались в городскую среду, а внутренняя подсветка и добавляет ярких красок.

Масштаб в архитектуре

«Сегодня, когда архитекторов ругают за отсутствие гармонии, я показываю картинку, на которой изображены выпускницы Смольного института. Она как нельзя лучше иллюстрирует представление о гармонии, существовавшее 100 лет назад. И в точности отражает соотношение человеческого масштаба к простой архитектурной форме, которая существовала до последнего времени. Когда разные в деталях, но в целом близкие по своему облику дома создают масштаб, понятный человеку, очень тактильный и притягательный.

Однако, постепенно с приближением нашего времени этот масштаб деформируется. Происходящие изменения затрагивают, прежде всего, формы архитектуры. Они становятся острее и контрастнее по отношению друг к другу и своему окружению. Так зарождается абсолютно новая эстетика, которая во всем мире сегодня является главенствующей. Если посмотреть на сделанный сегодня рисунок Нью-Йорка, то мы увидим, что наслоение домов разных эпох уже не следует принципу гармонии, по которому выстроена картинка из Смольного института. Наоборот, это сложный и очень противоречий коллаж, собранный из совершенно разных элементов, который тем не менее тоже смотрится красиво, интересно и разнообразно. Здесь соблюдается принцип гуманного масштаба отдельных зданий: они могут перекрикивать друг друга, быть разной высоты, наслаиваться друг на друга, но всегда остаются теми элементами большого космоса, с которыми человек может себя ассоциировать. Принцип масштаба оказывается гораздо важнее принципа прибавляющегося контраста. А прибавляющийся контраст добавляет архитектурному ансамблю перца, остроты, которые являются неотъемлемыми частями сегодняшнего архитектурного ландшафта».

Джефф Кунс. Геракл Фарнезе

Границы современной архитектуры

По мнению Сергея Чобана, очень важно понять, каковы границы и возможности современной архитектуры. «Вот знаменитая инсталляция Джеффа Кунса с шаром. И все смотрят не на скульптуру, а на шар. Это и есть основной принцип современной архитектуры: в своих острейших проявлениях она стремится если не затмить, то громко прозвучать на историческом фоне.

Современный архитектор не может создавать себя с нуля, он может только входить в исторические контексты и создавать там определенные коллизии. Мне в этом смысле очень нравится высказывание Либескинда о небоскребе Монпарнас: „Я люблю это здание и считаю, что на него нужно смотреть не потому, что оно гениально, а потому что именно так выглядит будущее“. Вот это ощущение перехода города в совершенно новую структуру удобнее всего зафиксировать и осознать именно с помощью рисунка. Повторюсь, историческая архитектура может быть обрамлением, она может создавать очень интересные рамы для того, чтобы современная архитектура оказалась в центре внимания. Диалог может быть построен на основе одного принципа: современная архитектура в своих экстремальных проявлениях не может и не хочет отступать на второй план, потому что не для этого она была создана».

Башня Монпарнас (Tour Montparnasse) — самый большой небоскреб французской столицы, который находится в черте города. Высота здания превышает 200 м. Башня, построенная в 1973 году так быстро стала объектом негодования и ненависти, что власти города даже вынуждены были вернуть старые регламенты по высотности застройки.

Москва, Берлин ...

«Именно в Москве произошло одно из самых важных событий в мире — зародилось отношение к архитектуре как контрастной, конфликтной субстанции. Естественно, я имею в виду архитектуру советского авангарда. И с тех пор ощущение сложного конфликтного контраста уже стало неотъемлемым качеством города. Это то, что современная архитектура может делать, — создать конфликт там, где его никто не ждет».

Проект небоскреба (арх. В. Кринский, 1929 г.) Серия «Нереализованные шедевры», Олег Максимов

«Здание жилого комплекса Living Levels, которое я только что закончил в Берлине, находится на месте Берлинской стены и построено, можно сказать, на стыке двух эпох. Этот проект оказывается вертикальным мостом, соединяющим разные миры. Однако, такие контрастные здания возможны только, когда они являются небольшими вкраплениями в исторические замыслы. Я бы сказал, что в идеале на 70% средовой архитектуры должно приходиться около 30 % контрастной. Причем средовые здания не должны воспроизводить историческую застройку: задача архитектора в том и заключается, чтобы придумать нечто новое, а не копировать.

Комплекс 4-звездочного отеля Nhow в Берлине состоит из двух обращенных к реке облицованных клинкером семиэтажных объемов, которые перекликаются с сохранившимися старинными постройками Восточной Гавани. Неравномерно расположенные окна, шероховатости кирпичной кладки, а также имитация заложенных окон еще больше подчеркивают этот эффект. Крыша отеля спроектирована как просторная терраса для ресторанов, расположенных на втором этаже.

Создавать новое, на мой взгляд, нужно, сконцентрировавшись на том, что здание должно получить определенную плотность, сложно проработанную поверхность. Добиться этого можно очень разными средствами — при помощи декора и скульптур, за счет сочетания деталей, материалов, фактур. Тактильность поверхности — очень важное качество архитектуры, которое и приближает ее к человеку, делает городскую среду интересной, завораживающей и сомасштабной человеку».


Изображения: SPEECH, skyscrapercity.com, kulturologia.ru, © Wolfgang Reiher


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.