Открытый город 2017 В СТАТЬЯХ
От первого лица

Рикардо Бофилл: высокая плотность создает города

21 Июля 2017

В рамках прошедшей конференции «Комфортный город. Нормы и правила» мы задали несколько вопросов о московской программе реновации архитектору Рикардо Бофиллу младшему, вице-президенту бюро Ricardo Bofill Taller de Arquitectura, известность которому принесли, в частности, проекты жилой застройки социальной направленности. 

— Как вы думаете, какова должна быть степень участия архитекторов в таких городских программах как московская реновация? Что вы думаете о конкурсе на пилотные площадки?

— Степень участия градостроителей и архитекторов должна составлять 100%. Потому что они никак по-другому не могут вести диалог с общественностью. Именно таким образом архитекторы выражают свои идеи и демонстрируют свое представление о ДНК Москвы, истории города и о том, как мы можем модернизировать этот город, даже если для этого потребуется совершить какие-то более решительные действия.

Я считаю, что реализовывать программу нужно поэтапно, составив перечень действий, что-то наподобие стратегического планирования. И надеюсь, что многие градостроители и архитекторы будут принимать активное участие.

Жилой комплекс в Санкт-Петербурге

— Какой вы видите комфортную плотность и этажность жилой застройки в большом современном городе?

— Вот, например, плотность застройки в Барселоне является одной из самых высоких в мире. На Биеннале-2012 были представлены модели различных городов с самой высокоплотной застройкой: Нью-Дели, Барселона... Нельзя утверждать однозначно, что высокая плотность — это плохо. Плотность формирует улицы, площади, сады. Что здесь действительно важно, так это то, как эта плотность регулируется. Например, в Санкт-Петербурге и Барселоне есть кварталы с семиэтажными домами, но рядом с ними могут находиться здания высотой в 12 этажей. Таким образом, можно создавать разные вариации плотности в массовой застройке.

Жилой комплекс в Дакаре

— Какую роль играют программы по обновлению ветхого жилья в устойчивом развитии современных мегаполисов?

— Ну, строительство пятиэтажных хрущевок в свое время было частью современной утопии. Еще это было вызвано ростом населения в Москве. На самом деле, такое индустриальное строительство панельных домов в то время было очень инновационным решением. Также были еще и сталинки, и другие виды кварталов, но в настоящее время современные города развиваются в противоположном направлении. Теперь перед нами стоит задача не просто строить дома, сейчас наступил переломный момент, который требует более рациональной организации городского пространства.

Именно высокая плотность создает города. Если кому-то это не нравится, то пусть отправляется на свою дачу

Поэтому нам нужно пересмотреть эти старые кварталы и решить, каким образом мы можем обеспечить комфортную среду проживания для всех тех людей, которые там живут сейчас и которым принадлежит определенное имущество. Как именно можно переселить этих людей, предложив им лучшее решение, чтобы они с радостью переехали на новое место? Необходимо учитывать социальные, экономические, градостроительные аспекты, которые имеют отношение к этой очень важной дискуссии.

Нью-Йорк, жилой комплекс 220 11th Avenue

— Какие Вы знаете успешные практики в сфере быстрого и доступного строительства в быстрорастущих мегаполисах?

— Я не очень верю в эффективность 3D-моделирования, например.

Я по-прежнему считаю, что самым оптимальным способом развития городов является смешанный подход, который сочетает индустриальные технологии с традиционным ручным художественным проектированием

Если в системе используется только индустриальный подход, мы имеем негибкие решения. Если же только традиционный, выполненный вручную, то процесс будет реализовываться очень медленно. Именно поэтому я сторонник использования смешанного подхода. Например, такие структуры, как каркас или фасад могут изготавливаться индустриальным способом. Выбирать способ реализации необходимо в зависимости от особенностей проекта. Нет ни одного решения, которое могло бы стать стандартным и применялось бы повсеместно, потому что каждый участок земли не похож на другие.

Прага, жилой комплекс Obecni Dvur

В настоящее время особое значение имеет близость расположения объектов, и материалы стараются доставлять на расстояния не более 1 км, чтобы сократить уровень выброса углерода. Эти вопросы тесно связаны не только с промышленностью, но и с глобальным потеплением, экологией, а также мобильностью.

— Еще один вопрос о реновации. Как избежать социальной напряженности?

— Существует единственный способ достичь этого. Прежде всего, необходимо предложить продукт, который будет значительно лучше имеющегося. Во-вторых, сделать так, чтобы у жильцов появилось желание переехать в лучшее место, им нужно предложить лучший дом, лучшую экологию. Это желание должно исходить от них, потому что в России мы не можем заставлять людей переехать — они сами должны захотеть это сделать. Это свободная страна, поэтому мы должны предложить им альтернативу.

ЖК в Москве, в районе Рязанского проспекта

Чтобы я сделал в первую очередь, так это начал бы с этих пяти экспериментальных проектов и посмотрел бы, как они работают, определил бы, какие могут возникнуть проблемы

Именно этим я сейчас занимаюсь в Индии, работая над проектом избавления от трущоб. Конечно, это разные ситуации. Проект по реновации трущоб Дхарави мы выполняем поэтапно. Сначала мы расчищаем один участок, потом строим там дом, в который могут заселяться люди, затем опять расчищаем участок — строим дом, расчищаем — строим... Там даже есть здания для временного проживания населения, которое переезжает.

Дхарави, Мумбаи

Есть много методов реализации таких проектов, но, по сути, главное здесь — это желание людей переехать в лучшее место, которое является эмоциональным, очень сложным решением, потому что люди всегда любят то место, где они живут, и при воспроизведении привычной среды они способны влюбится в это место заново. Таким образом, нужно удовлетворить психологические потребности людей, обеспечить рациональное градостроительное проектирование, создать качественную архитектуру и, конечно же, комфортные условия для жизни. Для этого может потребоваться провести поквартирный обход, в ходе которого нужно объяснить людям особенности проекта; да, придется много общаться с местным населением, чтобы убедиться, что они понимают, что все это нужно не только для их собственного блага, но для блага общества в целом.


Изображения: RBTA, Василий Буланов, OneTwoTrip


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.