ENG
 
Комфортный город 2018. Широкий в статьях
От первого лица

Юлий Борисов и Фади Жабри – о новых урбанистических стандартах

21 Ноября 2017

Юлий Борисов, управляющий партнер UNK project, и исполнительный директор Nikken Sekkei Фади Жабри рассказали об участии своих команд в конкурсе на пять экспериментальных площадок реновации и новых урбанистических стандартах.

— Какие возможности дает вам участие в конкурсе?

Юлий Борисов: Любой проект я рассматриваю через призму: может ли он улучшить жизнь людей, украсить город, сделать кого-то счастливее? Конкурс на разработку концепции застройки кварталов по программе реновации жилья является для нас шансом уже в градостроительном масштабе с помощью наших компетенций и опыта немного улучшить жизнь людей, сделать наш город более комфортным и конкурентным.

То, что проект масштабный и комплексный, включает не только жилую застройку, но и объекты социальной инфраструктуры – это преимущество или дополнительная сложность для проектирования?

Юлий Борисов: Ответ на этот вопрос достаточно прост: мы делаем не просто жилую застройку, мы создаем среду обитания. И, естественно, там должна быть общественная функция, места приложения труда, социальные объекты. Это не является для нас дополнительным преимуществом или сложностью, это естественный процесс. Мы не понимаем, как можно сделать полноценный городской район по-другому.

Экспериментальные площадки для проектирования все разные, имеют свои особенности ландшафта и расположения. Как вы считаете, что наиболее интересно на вашем участке? Как вы намерены использовать эти особенности?

Фади Жабри: Участок Хорошево-Мневники уникален тем, что разнообразный природный ландшафт переплетается здесь с перспективной средой городского развития. Близость набережной Москвы-реки и существующих парковых пространств, естественные уклоны рельефа и захватывающие виды на реку – все это расположено в пределах доступности от оживленного транспортного узла, который в ближайшем будущем будет усилен новой станцией метро находящемся на нашем участке (завершение строительства ожидается в 2019 году). Наша концепция, с одной стороны, подчеркивает близость природного ландшафта, фокусируя внимание на красоте сезонных изменений; а с другой стороны, создает динамичный бизнес- и транспортный узел в центре участка развития. Мы считаем, что наличие связности объектов – это новый урбанистический стандарт, но при этом мы полагаем, что такая связность должна выходить за рамки только усиления транспортной доступности. Мы предусматриваем связь с природным окружением в ходе сезонных изменений, связность с объектами досуга и бизнеса, тихими жилыми кварталами и активными деловыми центрами. Мы стремимся к взаимосвязанности.

Был ли у вас опыт такой масштабной застройки? Есть ли аналоги в мировой архитектуре, и что можно взять из мирового опыта?

Юлий Борисов: Да, у нас был опыт проектирования «Технологической долины» в Ульяновске, где мы работали в консорциуме с иностранными бюро. Если говорить о мировой архитектуре, то, безусловно, в каждом крупном городе происходит постоянный процесс реновации: Париж, Барселона, Берлин… Нюанс московской истории в том, что делается это достаточно импульсивно, и в этом наша особенность. В целом же – это стандартный процесс регенерации городской ткани.

Фади Жабри: Да, мы работаем над крупными жилыми проектами в Китае, на Ближнем Востоке и в Индии, однако большинство таких проектов – это проекты, создаваемые "с нуля", а данный проект касается уже существующей заселенной территории с ветхими строениями. Возможно, реконструкция TAMA NEW TOWN и социального жилья DANCHI является хорошим примером подобной практики в Японии.

Волновое переселение – это хорошо или плохо? Что необходимо учитывать при его реализации с точки зрения архитектурного проектирования?

Юлий Борисов: Волновое переселение – это та реальность, которая связана с ментальностью нашего населения, а именно: у нас крайне реакционная позиция людей по поводу переселения, мы крайне редко меняем свои точки жизни в отличие от жителей Америки и Европы, которые с местом работы меняют и место жительства. Это наша особенность, такой здоровый консерватизм, поэтому наша обязанность учитывать пожелания людей. Подобное переселение определенным образом формирует необходимость очередей строительства, что удорожает и удлиняет сроки. Но это больше важно при строительстве, а не проектировании архитектуры проекта.

Планируете ли вы предусмотреть парковочные пространства?

Фади Жабри: Конечно. Современная городская жизнь тесно связана с мобильностью и требует разнообразия общедоступных транспортных средств. Автомобили – важная часть этого процесса, и мы не собираемся игнорировать их необходимость. Наша парковочная стратегия ориентируется не только на необходимость оставить автомобиль на удобном расстоянии от места назначения – будь то дом или бизнес, – но также учитывает параметры безопасности и чувство эстетической красоты микрорайона в целом. Каждый участок, каждый район, каждое здание имеет разнообразное сообщество жителей, и, следовательно, мы не пытаемся предложить всеобщую стратегию парковки. На участке запланирован целый ряд подземных, наземных и надземных парковок, но все они были разработаны с учетом общей безопасности и комфорта.

Возможно ли решение проблемы с этажностью за счет разноэтажных домов? Приведите пример из мирового опыта.  

Фади Жабри: Мы твердо убеждены в том, что городской ландшафт должен быть разнообразным и многоуровневым, а здания с разной высотой помогают подчеркнуть это разнообразие. Монотонный городской пейзаж – удручающее зрелище. Для достижения требуемой плотности застройки высокая этажность является обязательным условием, но это не означает, что ее нельзя смешивать с малоэтажной застройкой соизмеримого человеку масштаба. Городская этажность должна учитывать не только спрос на жилье в мегаполисе, нои отражать понимание человека и его соизмеримости. Это возможно, когда городская среда включает в себя здания различной высоты. Кроме того, это помогает создавать уникальные пространства.

В техническом задании к конкурсу указано, что можно надстраивать и реконструировать уже имеющиеся в квартале объекты социальной инфраструктуры. Как это можно сделать без ущерба для функций этого объекта?

Юлий Борисов: В первую очередь это касается детских садов и школ. Здесь очень хорошо сложились два обстоятельства: во-первых, надо увеличивать, а во-вторых – надо переделывать и перестраивать. В России идет реформа образования, и наш опыт проектирования школьных и дошкольных учреждений говорит о том, что современные образовательные процессы требуют совершенно другого пространства, другой планировочной сетки. Поэтому, независимо от реновации, школы необходимо перестраивать, чтобы дети получали качественное образование в соответствии с современными запросами. Здесь сложилась идеальная ситуация, когда 2 фактора совпали.


Изображения: .


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.