От первого лица

«Работа с детьми дает архитектору гигантский импульс»

02 Августа 2017

Зачем архитектору работать с детьми? Как научить детей осмыслять городское пространство? На эти темы портал «Архсовета Москвы» побеседовал с Анной Родионовой, партнером и ведущим архитектором бюро «Дружба», сооснователем детского архитектурного клуба «Кони на балконе».

Проект Москомархитектуры «Открытый город»  в рамках предстоящей конференции открывает цикл интервью, посвященных проблемам образования, карьеры и роли архитектора в современном мире. В разговоре о  репутации профессии принимают участие ведущие эксперты российского рынка.

ТО, ПОВЕЗЕТ ЛИ ВАМ С УЧИТЕЛЯМИ, ОПРЕДИТ ВСЮ ВАШУ ЖИЗНЬ

Мне было сложно в средней школе: то, как организован традиционный учебный процесс, оценочная система и общее ощущение скуки вызывало у меня протест и нежелание вписываться в заданные рамки. 

В 13-14 лет мы с родителями начали думать про выбор профессии – у меня была определенная склонность к рисованию. Когда пришло время выбирать, я просто стала искать институт, где главным было рисовать. В МАрхИ меня захватила загадочная атмосфера и люди, так что выбор был очевиден. При этом я абсолютно не понимала, какой итоговый продукт я буду производить, как архитектор.

Мой первый педагог – Анна Эдмундовна Гурьянова. Она помогала нам освоить базовые архитектурные навыки и через них обучала красоте, обладая совершенным тонким вкусом. Любовь к мастерству в его необходимых формах, когда нужно долго сидеть и технично что-то делать, это ее заслуга! 

Следующий учитель – Александр Васильевич Баженов, с которым мы делали диплом. Он научил нас видеть и создавать совершенно непривычные и инновационные для той образовательной среды вещи. То, что тогда дал нам Баженов в сфере архитектуры и городского планирования, не было ни в каких учебниках, только сейчас появляется какая-то литература. Человек в буквальном смысле опередил время. 

НАС УЧИЛИ ПОЛУЧАТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ПРОФЕССИИ

Настоящее понимание профессии пришло из рабочей практики. Первые работы были вовсе нетворческие: студентам, как правило, поручают очень утилитарные задачи. Но я видела, как устроен процесс, как это все физически происходит, из каких этапов состоит.

Рутина студенческих подработок компенсировалась творческими процессами во время занятий. Я считаю, что мне повезло с учителями. От нас требовали всегда чуть более качественного результата, чем мы могли дать.

Совместно с коллегой мы сделали дипломную работу о развитии города через 200 лет. Мы изучали города будущего, креативные кластеры на базе старых промышленных территорий за долго до появления их в нашей стране. 

ЗАЧЕМ ПРОЕКТИРОВАТЬ ТО, В ЧЕМ НЕТ СМЫСЛА?

Дипломная работа задала мне очень высокую планку и создала определенную проблему в будущей социализации. Я настолько глубоко и детально погрузилась в глобальную проблематику городов, что, выйдя из МАРХИ, не понимала, чем дальше заниматься. Практически никто в реальности таких масштабных проектов не создавал.

Наблюдая за работой мастерских проектных институтов, где утилитарно укомплектовывали жилые районы секциями домов, соблюдая все отступы по гостам, я испытала большое разочарование. Тогда начался мой собственный поиск внутри профессии. Мне повезло работать и учиться у Тотана Кузембаева, а потом в бюро Wowhaus, там, где в архитектурные проекты вкладывают смысл и культурный импульс. 

Сейчас, объединившись в команду друзей и единомышленников, мы создали бюро «Дружба», в котором фокусируемся на городской среде, комфортной для всех жителей города, даже для самых маленьких. Мы работаем над созданием нескольких уникальных детских городских пространств. В частности, завершили концепцию благоустройства для жилого комплекса в Санкт-Петербурге, где основное внимание отдали формированию добрососедского центра и детского автономного маршрута. Мы применяем многие техники, изобретенные нами для детского клуба, в своей архитектурной практике, особенно на стадии рождения образа. 

ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА ПЛОХО ПРОДАЕТСЯ

Что касается заработка в архитектуре, то здесь нередко приходится выбирать. Или работать над авторским проектом в команде «звездного» архитектора и получать больше знания и опыта, нежели  денег.  В такие бюро стоит очередь из практикантов, готовых работать за еду. Или работать в составе крупной девелоперской или архитектурной компании над типовыми проектировочными задачами, поставленными на поток и хорошо оплачиваемыми.  Вариант третий: найти баланс. Но это редко. 

Студентам архитектурных вузов можно начать зарабатывать в этой профессии достаточно рано. Постпродакшн, визуализации – прибыльная занятость, спрос на которую сейчас велик. Многие подрабатывают, проектируя интерьеры.

Архитектор может очень хорошо заработать, будучи менеджером проекта и руководя стройкой объекта. Парадоксально, но сложнее всего зарабатывать на самом проектировании. Рынок не очень готов платить архитектору за идею и философию. 

«КОНИ НА БАЛКОНЕ» ПОЯВИЛИСЬ НА МОЕЙ КУХНЕ

Детский архитектурный клуб «Кони на балконе» родился 2,5 года назад у меня дома – в среде единомышленников, большинство из которых архитекторы. Нас объединило желание создать настоящую творческую среду для своих детей.

Мы начали с образовательного проекта в домашнем формате. О нем узнали друзья, у которых тоже были дети и схожие с нашими запросы и ценности. Со временем мы нашли помещение, организовали первые системные программы, наборы учеников, создали концепции, участвовали в фестивалях, благодаря которым о нас узнавали. 

Сейчас мы организовали в клубе стационарную образовательную программу, работающую в течении всего года. Она построена на стыках различных дисциплин и отраслей. У нас нет задачи «выращивать» именно архитекторов. Наша цель – показать возможности этой профессии, ее междисциплинарную сущность. 

Один из примеров – программа «Архитектура и биология». Для реализации этого проекта мы пригласили специалиста из МГУ Дмитрия Кнорре – создателя игры «Эволюция».В коллаборации мы выстроили обучающий процесс как игровой маршрут, чтобы дети захотели сами погрузиться в этот мир и стали его соавторами. Ребята изучали биологические процессы, выращивали культуры, изучали материал под микроскопом. Затем мы предложили детям сыграть в микромир и самим стать микроорганизмами, изобрести среду обитания. Вот здесь подключилась архитектура со своим инструментарием. В итоге участники программы создали арт-объект – вымышленную планету со своими пространственными законами, населением и архитектурой.

Другая междисциплинарная программа - «Театр и пространство». Мы придумали несуществующего персонажа, а затем выстроили, материализовали его миры: пространство его путешествий, снов, страхов. Это был настоящий калейдоскоп перетекающих друг в друга пространств на площади в сто квадратных метров. Апогеем проекта стал дом главного героя: абсолютно осмысленное жилище, мир, созданный детьми, в котором каждый предмет имеет свое значение и назначение. Мы выставили его на АРХ Москве, и в итоге все дети-посетители выставки буквально жили в этом доме.

Детская стройка – отдельное направление в деятельности клуба, основанное на соучастном проектировании и строительстве с детьми. В коллаборации с Любовью Гурарий из проекта «Балду кидс» мы создали проект «Город для детей». Так мы объединили проекты, в которых изменение реальной городской среды происходит с участием ребят. Например, на фестивале «Арт-Овраг» в Выксе мы провели исследование о том, как должны быть устроены места для детей в городе и инициировали реализацию одной из идей – переустроили пространство двора перед музыкальной школой и домом технологического творчества.

Работа с детьми дает мне гигантский творческий импульс. Часто в архитектурном проекте технические, административные и согласовательные процессы вытесняют креативные. Чем крупнее заказ, тем сложнее путь проекта. По сути, работа архитектора над проектом – это постоянная борьба за идею с различными регуляторами и нормативами. «Кони на балконе» компенсировали мне недостаток творчества и сделали эту борьбу осмысленной.  

О ПРОЕКТЕ

Конференция «Открытый город» – крупнейшее событие в сфере архитектурного образования, пройдет в Москве 28-29 сентября. В ее программе: воркшопы от ведущих архитектурных бюро, сессии по актуальнейшим вопросам российского архитектурного образования, презентация исследования «Профессиональное развитие в России и за рубежом: традиционные модели и альтернативные практики», ярмарка дополнительных образовательных программ, Portfolio Review – презентация студенческих портфолио перед ведущими архитекторами и девелоперами Москвы и многое другое.


Изображения: .


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.