Олег Алексеев: Архитекторы должны быть озабочены построением городских типологий
Олег Алексеев, проректор МПГУ по стратегическому развитию и международному сотрудничеству, эксперт по организационному развитию и корпоративной культуре, принял участие в сессии «Новый профессионал для города» в рамках профильной выставки Москомархитектуры «Открытый город». Он рассказал, какими навыками должен обладать современный архитектор.
— Какие новые задачи появились у современных архитекторов-градостроителей, которых не было у архитектора пару десятилетий назад?
— Градостроители и архитекторы утратили интерес к жизни человека в городе. Это главная проблема. Об этом говорят многие великие архитекторы, например, Рэм Колхас. Города растут слишком быстро, чтобы принятие и освоение городского образа жизни проходило безболезненно.
Меня до сих пор удивляет нерефлексивность профессионального сообщества к теме агломеративности, росту новых специфически городских болезней, экологии, развитию городских коммуникаций
Принято считать, что градостроители и архитекторы не имеют прямого отношения к некоторым из вышеперечисленных проблем, но это не так. Это противоречие надо осознать. Таким образом, первая проблема — отсутствие теоретического фундамента для непротиворечивой градостроительной политики. Вторая проблема и вызов — баланс между новыми технологиями и социальным самочувствием горожанина. Технологии как средство зависят от установки на изменение качества жизни. Но это представление должно быть сформировано прежде чем, мы приступим к реализации той или иной технологии в масштабах города. В конце концов сообщества горожан должны иметь выбор в принятии или ограничении проникновения той или иной технологии в из жизнь.
— Что должен уметь современный архитектор?
— Архитектор архитектору рознь. Одни должны быть озабочены построением городских типологий. Например, в отношении городского статуса инновационного центра «Сколково» дискуссии по сути не было, кто-то стал назвать его инноградом, даже не задаваясь вопросом, что это один из относительно небольшой районов Москвы и не может иметь никакого иного статуса, кроме того, который предусмотрен Уставом Москвы. Вторая часть компетенций — умение внутри того или иного типа городского поселения создать и реализовать строительные шаблоны, ну прям по Кристоферу Андерсону. Третья — рабочие профессии.
Для многих работ в сфере градостроительного и архитектурного проектирования высшее образование избыточно
Система среднего специального образования должна быть на равных правах встроена в общую функциональную структуру архитектурно- градостроительной деятельности. Интересно, что в атласах новых профессий нет специальности из сферы городского хозяйства. Ну, вот одну нашёл: планировщик альтернативного транспорта. И все. Хило и смешно. 70% населения живут в городах, а управляются и обеспечиваются всем необходимым они по старому, скажите, разве такое возможно?
— Что является сегодня объектом проектирования? Как распределены зоны ответственности всех участников преобразования городской среды?
— Есть заказчик и есть исполнитель. Остальные в стороне, даже слушаний некому провести. Одни знают вопрос по существу, но не могут модерировать дискуссию, другие могут модерировать, но говорят чепуху.
— Чему не учат российские архвузы?
—На этот вопрос я не могу отвечать, об этом лучше сказать выпускникам. Из общих соображений могу уверенно сказать, что так называемые soft skills являются наиболее слабым звеном в архитектурном образовании, как и вообще в высшем образовании современной России.
— Как обеспечить контроль за качеством образования?
— Лучше всего своей образовательный дефицит ощущают выпускники. Их роль в оценке качества практически сведена к нулю. Именно выпускники вместе со студентами способны оппонировать некачественному образованию.
— Кто должен инициировать нововведения в сфере архитектурного образования
— Профессиональное сообщество прежде всего. Оно есть, его самочувствие не удовлетворительное. Но больше некому. Не уверен, что создание урбанистических школ в современных российских университетах есть панацея, но очевидно, что междисциплинарный взгляд на город необходим, а для этого сверхспециализированный архитектурный или строительный вуз — плохие помощники.
- Темы:
- Открытый город |
- образование