ENG
 
От первого лица

Об Италии и не только: интервью с Сергеем Чобаном

14 Апреля 2014

17 апреля в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи открывается выставка «Только Италия!». Впечатляющее по широте охвата, разнообразию и графическому мастерству собрание рисунков, эскизов, чертежей и набросков объединено одной общей темой – Италией. Идею подсказали главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и руководящий партнер бюро SPEECH Сергей Чобан. С последним мы и встретились накануне открытия – Чобан возглавляет Фонд Музея архитектурного рисунка, который выступил соорганизатором выставки.

Архитектурный рисунок, Сергей Чобан

Сколько работ и из каких коллекций представлены на выставке?

В общей сложности в экспозицию вошло около 200 работ. Большое количество рисунков предоставила Третьяковская Галерея; есть работы из коллекции Фонда Музея архитектурного рисунка в Берлине, из моей личной коллекции, из коллекции семьи Щусевых. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех сотрудников «Третьяковки» –особенно директора Ирину Владимировну Лебедеву и заведующую отделом выставок Нину Глебовну Дивову: без их поддержки и активного участия «Только Италия!» не состоялась бы.

Архитектурный рисунок, Шарль-Мишель-Анж Шалль

Не могли бы вы чуть подробнее рассказать о структуре и концепции?

Выставка делится на три основных части в трех отдельных залах. Первый зал – шедевры XVIII столетия, «золотого века» архитектурной графики. Второй зал покажет развитие архитектурно-художественного рисунка в Италии и России в XIX-XXI веках. А третий – работы итальянских архитекторов и художников, которые жили и работали в России и оказали огромное влияние на развитие нашей архитектурно-художественной культуры: Пьетро ди Готтардо Гонзага, Джакомо Кваренги, Анджело Тозелли, Виченцо Бренна, Луиджи Премацци.

Архитектурный рисунок, Пьетро ди Готтардо Гонзага

А с чьими именами посетители встретятся в первых двух залах?

Мы постарались собрать все лучшее. XVIII век представлен работами ведущих западных мастеров: Гюбера Робера, Шарля-Жозефа Натуара, Шарля Персье и Пьера Франсуа Фонтена, Шарля-Луи Клериссо и Джованни Батиста Пиранези.

Начало XIX века – это Лео фон Кленце и продолжатели классической архитектурно-художественной традиции в России (Александр Брюллов, Константин Тон).

Во второй половине XIX века архитектурная графика начала фокусироваться на точности,  почти фотографической идентичности рисунка натуре: направление «Мир искусства» представляет в нашем собрании серия итальянских рисунков Александра Бенуа.

Архитектурный рисунок, Александр Бенуа

Начало XX века отмечено работами знаменитых архитекторов Ивана Фомина и Владимира Гельфрейха.

Благодаря участию в подготовке выставки наследников Щусева, мы смогли включить и несколько работ Алексея Викторовича. Причем некоторые из них экспонируются впервые!

Следующий, уже советский период истории России, представлен работами Александра Лактионова и Таира Салахова – с его выдающимися, на мой взгляд, архитектурно-художественными этюдами.

Архитектурный рисунок, Максим Атаянц

И наконец, мы решили показать работы современных российских архитекторов. Это очень важный момент: хотелось продемонстрировать, что традиция обращения к культуре и наследию Италии не прервана. Она жива и ценна – вне зависимости от того, какое стилистическое направление выбирает для себя архитектор.

То есть интерес к Италии – это общая практика, выходящая за стилистические и художественные границы?

Италия на протяжении уже нескольких столетий вдохновляет архитекторов совершенно разных направлений. Прекрасный пример – потрясающие итальянские рисунки Корбюзье: в своих работах он далеко ушел от классических форм, но основывался на впечатлениях, приобретенных в Италии.

Архитектурный рисунок, Сергей Кузнецов

Ту же мысль подтверждают рисунки представленных на выставке современных архитекторов: двое из них (Максим Атаянц и Михаил Филиппов) следуют неоклассической традиции, а еще двое (Сергей Кузнецов и я) классической стилистики не придерживаются. Архитектурные направления могут быть разными, но тяга к итальянской архитектуре и культуре, к контакту с ней – безусловно, универсальна.

Стало быть, Италия оказала на российскую культуру значительное влияние?

Так сложилось исторически и художественно, что именно Италия была точкой соприкосновения России и западной архитектурно-художественной традиции. Итальянцы строили Московский Кремль. Начиная с петровской эпохи, архитекторы и инженеры из Италии участвовали в возведении крупнейших дворцов и церквей обеих столиц. В Италию ездили все пенсионеры Российской Академии художеств – на примере здешних памятников они изучали законы архитектуры. Даже тогда, когда развитие архитектуры отошло от прямого следования классической традиции.

Точность пропорций, существование в среде, взаимодействие пространств, влияние света на материал, форму, деталь – все то, что делает архитектуру уникальной, можно познать, видя и рисуя Италию. Этот процесс познания, оказавший воздействие на творчество самых разных художников и архитекторов, – и есть тема нашей новой выставки.

Архитектурный рисунок, Михаил Филиппов

Значит, изучение классического наследия современным архитекторам по-прежнему необходимо?

Я в этом убежден. В стремлении к максимальному соответствию новейшим течениям в архитектуре в России возникла излишняя бескомпромиссность и радикальность: рисовать больше не надо, знакомиться с памятниками прошлого не надо – все можно делать на компьютере, черпая идеи из иностранных журналов и пытаясь повторить формы и приемы, которые там показаны.

Это глубоко пагубный путь. Неудивительно, что Европа – которая, собственно, создает эти формы, – по нему не идет. Российская архитектура становится вторичной, строя архитектурное образование на подражании и творческой переработке чужих идей и смыслов. И нет никаких попыток как-то качественно изменить ситуацию!

Архитектурный рисунок, Сергей Чобан

Я надеюсь, что выставка послужит неким призывом: давайте делать по-другому, давайте не копировать пропорции, а творчески изучать их, осмысливать через рисунок, впитывать основы, превращая их в свой профессиональный инструмент.

На какую аудиторию рассчитана «Только Италия!»? Не слишком ли специфична выбранная тема?

Мы сознательно не фокусировались на профессиональной аудитории. Это противоречило бы духу самой Третьяковской Галереи – как я его понимаю. Мне кажется, что выставка будет интересна не только широкому кругу любителей архитектуры, но и всем тем, кто любит Италию. И так же, как герои нашей экспозиции, на себе ощутил очарование этой страны и приобщился к ее культуре.

Архитектурный рисунок, Николай Рерих

Концепция выставки, кажется, не имеет аналогов – во всяком случае, в российской музейной истории последних лет…

Да, это уникальная концепция: так архитектурную графику еще не экспонировали.  С самого начала работы над выставкой я общался со многими ведущими кураторами и представителями крупных зарубежных музеев – и все они с восторгом отзывались о нашей теме и подходе. С одной стороны, он очень простой и логичный, а с другой – многогранный и открывающий большие возможности для подробного анализа.

Чем же ваш подход отличается от традиционного?

Обычно под архитектурной графикой подразумевают преимущественно чертежи – жанр прикладной и, что скрывать, для широкой публики довольно скучный. Наше же понимание включает и рисунки архитекторов (в том числе эскизы и наброски к проектам), и рисунки художников, запечатлевающих архитектурные объекты или фантазии.

Когда мы создавали Фонд, то сформулировали простой принцип: архитектурный рисунок – это рисунок архитектуры. Этот принцип способен объединить собой совершенно разные работы – с разной степенью проработки, разным восприятием объекта, разным графическим языком. В результате создается совершенно иной по качеству выставочный материал, несущий сильнейший эстетический и эмоциональный заряд.

Архитектурный рисунок, Михаил Врубель

Рисунки архитекторов и художников действительно так сильно отличаются между собой?

Зачастую архитекторы считают, что для профессиональной деятельности им вовсе не обязательно быть художниками. Архитекторы перестают ставить перед собой художественные задачи и использовать художественные навыки при создании архитектурного произведения. И это большая потеря для профессии. Я убежден, что разницы быть не должно.


Изображения: предоставлены авторами и организаторами выставки


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.