ENG
 
От первого лица

Николай Шумаков: «К 2020 году Москва подземная и Москва наземная вздохнут свободно»

05 Августа 2014

Московское метро оказалось в центре всеобщего внимания – и из-за невиданных темпов строительства, и в связи с конкурсами на облик станций. О том, чем хороши такие конкурсы, о перспективах подземной жизни и главной архитектурной интриге метрополитена нам рассказал член Архсовета Москвы, главный архитектор ОАО «Метрогипротранс», Президент Союза московских архитекторов, академик Российской академии художеств, профессор МААМ Николай Иванович Шумаков.

Станция Лермонтовский проспект Таганско-Краснопресненской линии

Вы являетесь членом жюри конкурса на разработку концепции архитектурно-художественного оформления станций «Солнцево» и «Ново-Переделкино». Что бы Вы хотели увидеть в проектах участников?

Понятно, что мне, как и любому москвичу, прежде всего хотелось бы увидеть высокопрофессиональные проекты, идущие в русле мировых тенденций, поддерживающие и укрепляющие традиции московского подземного зодчества и веру в светлое будущее.  В Москве за последнее десятилетие помимо откровенно слабых появились и действительно высококлассные объекты подземной архитектуры: центральный участок Люблинско-Дмитровской линии, «Строгино», «Волоколамская»,  «Пятницкое шоссе», «Алма-Атинская», «Новокосино», «Жулебино»,  «Лермонтовский проспект», «Борисово», «Шипиловская», «Зябликово», «Деловой центр», «Битцевский парк» и еще много других. Поэтому жду от конкурса радости и восторга и надеюсь на высокое качество проектов.

Станция Жулебино Таганско-Краснопресненской линии

А что вы можете сказать по поводу только что объявленного конкурса на оформление станции «Тульская»?

Прежде всего надо отметить, что конкурс объявлен по инициативе правительства Тульской области и при поддержке Правительства Москвы и московского метрополитена. Суть конкурса – декоративное решение уже существующей станции «Тульская» по теме самоваров, ружей, пряников, Левшей с блохами и.т.д. В истории московского метро это происходит впервые.

Для участников конкурса поставлено много ограничений, потому как станция действующая, и особо размахнуться художникам достаточно трудно. Своды расписывать нельзя, в зоне путей работать нельзя, над эскалаторами нельзя – и еще много чего нельзя. Задача трудная. Но думаю, что итог конкурса будет интересен, станция обретет второе дыхание и заживет новой жизнью и по новым правилам. Все туляки с восторгом будут приезжать на Тульскую и гордится собою и родным городом.  

Станция Тульская Серпуховско-Тимирязевской линии

Считаете ли вы уместным более широкое распространение конкурсной практики в проектировании станций метро?

Надо сказать, что так называемое архитектурно-художественное оформление станций метро является одной из составляющих проекта всего станционного комплекса, причем малой составляющей. Проект, как правило, долгосрочный, многоплановый, многоуровневый, технически и технологически сложный, и архитектор участвует в проекте на всех его стадиях. Поэтому решать вопрос интерьеров иным авторским коллективом, который не связан с общим процессом, не совсем корректно. С другой стороны, видя слабость некоторых нынешних архитекторов метро, вполне разумно попробовать доверить решение этого раздела победителям конкурса (надеюсь, высоким профессионалам) и получить достойный проект. Итоги текущих конкурсов покажут, как жить дальше и стоит ли впредь проводить подобные мероприятия.

Станция Лесопарковая Бутовской линии

Вами лично и под вашим началом было спроектировано немало станций. Есть ли среди них те, что вы могли бы назвать лучшими с архитектурно-художественной точки зрения?

Я рассматриваю весь московский метрополитен как единый организм – 300 км тоннелей с редкими световыми всполохами-станциями. Интрига объекта как раз и заключается в многокилометровым передвижении по черным тоннелям – среди тюбингов, кабелей, рельс и шпал – и неожиданном появлении сказочного, необъяснимого пространства – станции. Это сочетание и дарит мне бесконечное ощущение праздника и счастья. Поэтому я не вычленяю из всего метрокомплекса отдельные станции. Метрополитен хорош весь целиком – именно с архитектурно-художественной точки зрения.

Станция Лесопарковая Бутовской линии

Но ведь есть и наземное метро – его активное строительство запланировано, например, в Подмосковье.

Конечно, решение о строительстве в Подмосковье наземного, или легкого метрополитена абсолютно правильно. Практика проектирования и строительства Бутовской линии показала, что если мы хотим построить метро быстро и дешево – надо идти этим путем.

Последнее время строители московского метро часто прибегают к консультациям иностранных коллег. Что, по вашему мнению, хорошо было бы у них перенять?

У нашего метро существенный недостаток – слабая интеграция в общегородскую структуру. Метрополитен живет как бы сам по себе. Связан с городом хилыми вестибюлями с малоразвитыми подземными переходами и редкими лестничными выходами на поверхность. Подземное пространство – даже как понятие – отсутствует. Транспортно-пересадочные узлы только начинают проектироваться. Поэтому вывод элементарный: надо проектировать и строить развитые подземные пространства и ТПУ и активно интегрировать их с метро.

Станция Битцевский парк Бутовской линии

То есть в перспективе существующие планы по строительству вы поддерживаете? 

Самое главное – Москва дождалась активного метростроения. Если все планы по метро будут выполнены, то уже к 2020 году Москва подземная и Москва наземная вздохнут свободно и заживут полнокровной жизнью. Главное – повторюсь – чтобы проектированием и строительством занимались профессионалы. 


Изображения: mn.ru, village.ru, wikimapia.ru, wikipedia


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.