ENG
 
От первого лица

Михаил Козлов: «Мы сохраняем все, что можно сохранить, и встраиваемся новыми элементами»

04 Сентября 2019
1 из 8
2 из 8
3 из 8
4 из 8
5 из 8
6 из 8
7 из 8
8 из 8
1 / 8

Увеличить

Руководитель проектной группы бюро Wowhaus Михаил Козлов рассказал порталу «Архсовет Москвы» о дизайне интерьеров обновленного Политехнического музея, основной концепции и решениях проекта.

– По концепции интерьеров. В чем она будет заключаться, как она будет связана с историческим наследием.

– Сначала нужно сказать о том, что Политех визуально поделен на три части. Когда мы проходим мимо этого длинного – от одной станции метро до другой – фасада, мы видим, как сильно меняется его архитектура. Связано это, разумеется, с разными периодами строительства и разным финансированием объекта. Сначала оно было довольно большим, потом постепенно становилось все меньше и меньше. Естественно, это вело к упрощению архитектурных решений – в итоге они стали не такими изощренными, как были в начале.

Исторически так сложилось, что первой строилась центральная часть. Ее интерьеры наиболее роскошны в своем декоре, в архитектурных элементах. Она ярче всего раскрывала дизайн этого пространства. Южная часть строилась позже, но с точки зрения архитектуры мы видим своды Монье, лепные карнизы. А на северной части видны уже абсолютно плоские перекрытия, арочных окон почти не остается, они становятся прямоугольными. Шло упрощение, и такой разношерстный характер интерьера нам надо было проанализировать и понять, что мы собираемся с ним делать.

Совершенно очевидно одно – центральная часть очень красива, именно над ней трудятся все реставраторы. Мы стараемся максимально не вмешиваться в эти интерьеры, обеспечивая только современные функции, типа замены батарей, для которых нужны декоративные решетки, чтобы интерьер оставался лаконичным. Очевидно, что каких-то элементов в интерьере раньше попросту не существовало, например, систем пожаротушения и дымоудаления, вентиляция обеспечивалась только открытым окном. В современном мире это невозможно, и мы обеспечиваем все нормативные показатели внутри здания. Это реставрация с приспособлением, поэтому при проектировании мы должны учитывать все современные нормы. Плюс ко всему, здание будет полностью доступным для маломобильных групп населения, появятся лифты и пандусы. Раньше человек в инвалидной коляске не мог пользоваться Политехническим музеем ни в каком виде. Теперь это возможно, причем доступ будет практически во все пространства, за исключением небольшого количества чердачных помещений.

– А что с интерьерами северной и южной частей?

– Большая часть интерьеров – это экспозиционные пространства. Концепция экспозиции современного Политеха требует скорее темного пространства, чем светлого. В традиционном музее стоят экспонаты, вокруг которых ходят люди и их разглядывают. Современный Политех – это огромное количество проекций, мультимедиа, интерактива. Такая экспозиция требует другого подхода к дизайну помещений в принципе.

При работе с историческими элементами мы не пытаемся создавать по старым лекалам их новые копии. Все, что осталось, мы стремимся сохранить в первозданном виде. Если у нас есть своды, мы стараемся их честно расчистить и показать, какими они когда-то были. Если у нас появляются новые элементы, а это неизбежно, то они не пытаются выдавать себя за старые и просто выкрашены в единый цвет. В результате у человека остается четкое представление о том, что является аутентичным, а что – современным.

Наша концепция построена на том, что основным фоном является кирпич, из которого построены стены Политеха. Но как мы понимаем исходя из его истории, качество самого кирпича и его кладки - разные.  Сейчас ведутся очень тщательные и аккуратные реставрационные работы, благодаря которым все это наглядно видно. Все экспозиционные залы будут довольно простыми и лаконичными. По сути, это кирпичные стены с системой каркасов, в которые будут интегрированы вентиляционные решетки и системы затенения. Каркасы находятся на небольшом отлете от исторических стен, что позволяет не только оставить их нетронутыми, но и при помощи такого приема деликатно подчеркнуть их статус.

Помимо экспозиции мы занимаемся интерьерами офисных помещений администрации Политеха, Большой аудиторией, фойе, Северным и Южным дворами. Несмотря на разную типологию этих пространств мы следуем единому принципу – сохраняем все, что можно сохранить, и встраиваемся новыми элементами, стараясь не мешать старинному декору того времени.

– А что будет с Холодной галереей? Она должна быть максимально интерактивной, насколько известно.

– Холодная галерея откроется уже скоро, в этом сентябре. Сейчас там очень активно идут работы, я бы даже сказал, что они практически завершены, на 90%. Мы занимались также благоустройством вокруг Политеха, и теперь галерея и пространство вокруг заработают как единое целое. Откроется музейный парк, откроются фасады, уже будут готовы все крыши и будут смонтированы светопрозрачные конструкции над дворами. Сейчас там стоит алюминиевый каркас, в который монтируются стекла.

Холодная галерея - часть первого этапа сдачи проекта. Это новый, независимый от истории уровень музея - подземный этаж, куда можно попасть прямо из метро. Концептуально, эта идея была предложена Джунья Ишигами, и мы со своей стороны смогли реализовать и адаптировать ее под наши реалии. Эта галерея - по сути, крытая пешеходная часть, вдоль которой идут витрины. Уже в сентябре Политех там сделает первую экспозицию, рассказывающую будущим посетителям о том, каким будет новый музей.

– А как будут выглядеть дворы, они ведь закрыты с улицы?

– На плане здание Политеха представляет собой восьмерку с двумя внутренними дворами. В Южном дворе стоят три флигеля – небольшие домики разной этажности. Двухэтажный и два трехэтажных, они разного размера. А Северный - большой пустой двор. Его мы приспособили под важную для музея и всего города event-площадку. Амбиции у Политеха таковы, что там можно будет проводить от большого качественного концерта до лекций TED. Автономное пространство Южного двора будет полностью отдано детям разного возраста. Посетители с детьми смогут здесь поиграть или же пойти смотреть экспозицию, оставив детей на команду музея.

Работая над пространством Северного двора, мы столкнулись c таким моментом: кирпичные стены, накрытые стеклянным куполом, создают сильное эхо, недопустимое для качественной площадки.  Но поскольку мы имеем дело с памятником архитектуры, нереально взять и закатать все в штукатурку. В результате мы пришли к довольно остроумной конструкции – системе ширм высотой 6-7 метров, опоясывающей весь двор. У конструкции есть вращающиеся ламели, и с их помощью мы ловим звук и глушим его. Когда нужно подстроить сцену к определенному мероприятию, звук настраивается с помощью этой конструкции. На официальных мероприятиях можно полностью открыть фасады, так как, согласно концепции, ламели также будут расположены на расстоянии от стен. 

– Экспозиция Южного крыла никак не будет связана с детской темой внутреннего двора?

– Нет, не будет.  У экспозиции разветвленный маршрут, и даже не один, а несколько разных. Нам удалось соединить обе части Политеха двумя мостами через флигель внутри двора. Соответственно, мы сможем выйти из экспозиции на крышу флигеля, посмотреть на пространство двора и продолжить свой маршрут по музею.


Изображения: Wowhaus


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.