ENG
 
От первого лица

Мануэль Готран: В профессии нужно быть очень смелым

29 Ноября 2016

Мануэль Готран — одна из немногих женщин архитекторов, получивших международное признание. С 1993 года она руководит парижским офисом, который только за десять лет выпустил более 80 конкурсных проектов. Мы встретились с Мануэль Готран на московском «Дне инноваций» и поговорили о компетенциях современного архитектора и проектах из портфолио Manuelle Gautrand Architecture.

Архитектурному офису Manuelle Gautrand Architecture, который изначально был основан в Лионе, в этом году исполняется 25 лет. «В профессии нужно быть очень смелым, очень много работать и быть невероятно терпеливым», — считает Мануэль Готран, одна из немногих женщин во Франции, возглавляющая успешное архитектурное бюро. Самые известные проекты в ее портфолио достались Мануэль Готран в качестве победы на конкурсах. В частности, Национальный театральный центр «Комеди де Бетюн» стал в ее карьере уникальным проектом, поскольку конкурс на его реконструкцию она выиграла дважды, с перерывом в 15 лет.

Первый раз совсем еще молодое бюро реализовало конкурсный проект в 1994 году, а затем в 2009 на соседнем угловом участке достроило вторую очередь вспомогательных помещений театра. Выглядят они совсем по-разному — темно-красные бетонные фасады с округлыми формами соседствуют с более строгой новой частью из черного глазурованного кирпича — поскольку архитектура, по мнению Мануэль Готран, должна отражать свое время.

Театр «Комеди де Бетюн» © Luc Boegly

Культурная функция в современном городе имеет основополагающее значение, как и сохранение символики, культурных памятников и истории, говорит Мануэль Готран. «Любая архитектура такого места, как музей или театр, должна быть иконической и впечатлять самих жителей, которым важно принять это новое здание и чувствовать гордость за свой город...».  Но для того, чтобы создать знаковую архитектуру, не нужно потратить больше денег, чем обычно, уверена архитектор, это требует творческого подхода. Многие культурные проекты во Франции финансируются государством, у них ограниченный бюджет, и тут нужно уметь подбирать материалы не только с эстетической точки зрения, но и с точки зрения эффективности, добавляет Мануэль Готран.

Новое крыло Музея современного искусства в пригороде Лилля — еще один известный культурный проект парижского офиса. Музейные помещения покрыты ажурной бетонной оболочкой, которая пропускает внутрь ровно столько света, сколько необходимо для экспонатов, и в то же время создает очень важную связь между внутренним и внешним пространством, поскольку окружающий музей парк тоже представляет интерес как произведение ландшафтного дизайна со скульптурами Александра Кольдера и Пабло Пикассо.

Музей современного искусства Большого Лилля

Мануэль Готран признается, что окончив архитектурную школу, не была довольна полученными в ней знаниями. Предмет, который ей всегда нравился — это скульптура, которая, по ее словам всегда давала какой-то свежий подход к предмету. «Даже сегодня, я думаю, мы склонны искать вдохновение за пределами архитектуры, будь то пейзажи, города или даже мода». В своем офисе каждый новый проект Мануэль Готран начинается с интенсивной работы с моделями. «Я стараюсь проиграть как можно больше различных сценариев, ведь каждое из этих решений что-то вносит и в конечный результат. Я также стараюсь быть немного изобретательнее с каждым новым проектом, и в отношении функций здания, и его контекста, и материалов. Моя работа — это не линейный процесс».

«Самая важная компетенция современного архитектора, на мой взгляд, это чувствительность и креативность, ведь никакой компьютер пока не может заменить творческие способности человека»

Проблемы, с которыми сталкиваются современные города, требуют от архитектора также определенной погруженности в различные контексты — политики, экономики, социологии, говорит Мануэль Готран. Например, вызовы демографии и всевозрастающей численности населения городов заставляют архитектора думать о том, чтобы строить города не только в горизонтальной плоскости, но и вертикально, т.е. создавать высокоплотной городскую застройку, что актуально, например, для Москвы.

«Городу нужно иметь больше полноценной смешанной среды, где есть пространство для работы и пространство для отдыха, — говорит архитектор. — Я не хочу, чтобы мои здания, даже, например, офисные, были нейтральными. Архитектура должна вызывать эмоции».

В этом году по проекту Manuelle Gautrand Architecture завершилась строительство отеля Hipark Hotel Paris la Villette, который стал новой яркой достопримечательностью 19-го округа Парижа.

Больше проектов Manuelle Gautrand Architecture смотрите на сайте мастерской.

* «День инноваций в архитектуре и строительстве» прошел в Москве 15 ноября. Организатором выступила компания «Ради Дома — Batiactu Groupe» совместно с Франко-российской торгово-промышленной палатой.


Изображения: (с) Manuelle Gautrand


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.