ENG
 
От первого лица

Лукаш Качмарчик: «Мы всегда верим в то, что непреодолимых препятствий не существует»

25 Мая 2018

Лукаш Качмарчик, партнер и главный архитектор Blank Architects - о любимых проектах и о разнице между западным и российским подходом к проектированию.

– В вашем портфолио множество реализованных проектов разных форматов. Расскажите, с чего и как начиналась ваша практика в России?

– Офис Blank Architects был основан в 2008 году, 10 лет назад. Наша команда начинала свой путь с проектов, связанных с ритейлом: торговые объекты в европейском формате только появлялись в Москве в те годы. Первые проекты располагались за МКАД и были довольно незамысловатыми с архитектурной точки зрения. Со временем локации менялись, стало появляться больше торговых объектов ближе к центру города, и вместе с тем, постепенно усложняясь, трансформировались и требования к архитектуре моллов. Одним из первых наших крупных проектов стал ТЦ «Тройка» недалеко от ТТК: мы проектировали его в соответствии с актуальными на тот момент европейскими архитектурными стандартами, задумывали его комфортным не только для арендаторов, но и для покупателей. «Тройка» стал первым торговым проектом с медиафасадом, в том время это было необычное решение для Москвы.

– По вашему опыту, чем отличается подход к проектированию в Европе и в России?

– Различия заметны уже на этапе образования. На Западе подход к проектированию более конструктивный и, на мой взгляд, эффективнее готовит студентов к реалиям профессии архитектора. В программе западного образования преобладают практические занятия. Важно дать студентам понимание взаимосвязи процессов: как архитектура взаимодействует с конструктивом, какова роль инженерии в проекте, рассказать о специфике материалов, о том, как на реализацию проект влияют смета и графики строительства. Эти знания максимально приближены к современной реальности, тенденциям, особенностям индустрии.

– Иными словами, подход более практичный?

– Именно. На практических занятиях в европейских университетах мы учились понимать, что такое архитектура и как она работает. Сам подход к образованию в Европе более открытый, чем в России: если ты обоснуешь преимущества своей концепции и идеи, значит, все возможно. Когда я учился в Германии, я впервые столкнулся с тем, что нормативы, оказывается, не аксиомы, их можно корректировать, привлекая специалистов к разработке специальных технических условий. В Москве такой подход появился позже. Мы, кстати, работаем с рядом научных институтов по этому вопросу.  Например, раньше построить большие помещения, которые не разделены на пожарные секции бетонными стенами, было невозможно - нормативы не предусматривали подобных решений. Сегодня при грамотном подходе и четкой проработке проекта такая возможность есть.

– Как вы считаете, какие качества или особенности в подходе помогли бюро добиться успеха в России?

– Думаю, на старте нам очень помогло настойчивое стремление реализовывать проекты именно в том виде, в котором они были задуманы, искать пути и решения, а не подстраиваться под внешние ограничения. Рынок торговой недвижимости находится в постоянном поиске новых уникальных концепций — инновационные фасадные решения, качественное благоустройство окружающих территорий, новые востребованные форматы внутренних пространств, интересные интерьеры, понятные планировки — все это конкурентные преимущества. К примеру, работая над проектом реконструкции ТРЦ «Золотой Вавилон Отрадное», мы, помимо нестандартных фасадных решений с перфорированными панелями, предусмотрели строительство отдельной входной группы из парка, расположенного за зданием и «отрезанного» от части района. Лестница ведет посетителей парка сразу на открытую террасу с фудкортом на последнем этаже ТРЦ.  Простое, но эффективное решение делает торговый центр «точкой притяжения» района. Чтобы быть максимально востребованными, торговые проекты должны оперативно трансформироваться с учетом актуальных запросов общества. Хорошо, когда архитектор обладает нужными знаниями и широким кругозором, чтобы предложить и вдохновить заказчика на новый подход к организации пространства или внедрение инновационной технологии.

– В каких сегментах, кроме торговой недвижимости, вы наработали экспертизу?

– Мы не ограничиваемся одним сегментом. Наш ключевой приоритет - создание ответственной архитектуры, и этот принцип находит отражение в каждом проекте бюро. Сейчас в нашем портфолио множество проектов формата mixed-use. Например, в рамках проекта реновации территории легендарного автомобильного завода ЗИЛ, мы спроектировали многофункциональный центр, в котором есть офисная часть, конференц-центр, гостиница и молл. Здание реализовано в виде объемов разной высоты, объединенных общим кирпичным стилобатом. Другой знаковый объект, в реконструкции котором мы принимали участие - «Фабрика Станиславского», в котором сочетаются культурная и деловая функции. В нашем портфолио есть проекты по благоустройству, жилые объекты, мы стали победителями конкурса на архитектурный облик станции метро «Ржевская». Для этого проекта мы создали пространство в довольно лаконичном стиле, на мраморных стенах при помощи пиксельной печати мы отразили портреты знаковых личностей из истории российского театра. Входная группа выделена изящными колоннами, а сам легкий, прозрачный фасад выполнен из стекла.
Постоянная работа в рамках одного сегмента создает «ловушку» для архитектора: есть риск начать повторяться. Мы же стараемся каждый раз находить потенциал в новых локациях и новых типах проектов. Одним из последних вызовов для нас стал работа над проектом ВТБ Арена – Центральный стадион «Динамо».

– Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом проекте.

– Работа над реновацией этого объекта была коллективной, в проекте принимали участие разные архитектурные бюро. Сейчас Центральный стадион «Динамо» имени Льва Яшина - первый из известных стадионов, где на первом этаже располагается торговая функция, а под ней — паркинг.  Такая многофукциональность предполагает детальную проработку всех возможных сценариев перемещения людей, особое внимание к планировочным решениям, в том числе с точки зрения разделения разных групп посетителей.
Торговый центр «Арена плаза» по правилам безопасности полностью отделен от спортивной части, но в его архитектуре и дизайне подчеркнуты история и уникальный функционал места. В интерьерах ТЦ мы постарались отразить саму историю спортивного клуба: стилизовали логотип с буквой «Д» и интегрировали его в арт-инсталляции и дизайн входных групп.
Мы разработали рабочую документацию стадиона, учли изменения функционала проекта.  Сам стадион будет функционировать в комплексе с окружением – парком, гостиницей, объемом офисов и жилья. Мы получили возможность поработать также над ландшафтом территории: связать стадион со спортивным парком «Динамо» и создать зоны вокруг уже построенного отеля Hyatt Regency Moscow Petrovsky Park. Основная идея, лежащая в концепции нашего проекта ландшафта в жилой застройке, – «московский дворик», знакомый жителям города и любимый ими.  Пространство между домами тщательно спроектировано для разных групп пользователей, с учетом разных функций помещений. И, безусловное достоинство проекта - обилие зелени. Для нашей команды этот проект стал одним из любимых в Москве.


Изображения: .


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.