ENG
 
От первого лица

Александр Петрович Кудрявцев – о новом образе московской архитектуры

08 Февраля 2016

Вице-президент Российской академии архитектуры и строительных наук и многолетний член Архитектурного совета Александр Петрович Кудрявцев рассказывает о том, как за последние годы поменялась повестка совета и идеология рассматриваемых проектов, а также о новой роли иностранной архитектуры в Москве.

- Вы являлись членом Архитектурного совета и при прежнем градоначальнике и уже несколько лет участвуете в заседаниях обновленного совета. Меняется ли качество, подача, идеология проектов, которые рассматривает совет или все дело по-прежнему в том, хороший архитектор или не очень?

- Успех проекта всегда базировался на ряде формообразующих факторов: на современных материалах, международных принципах, функциональной организации. Вместе с главным архитектором Сергеем Кузнецовым пришел новый образ московской архитектуры, которая стала частью международного тренда. Все проекты, которые реализуются за последние годы, проходят через «мясорубку» Москомархитектуры - Архитектурные советы, экспертизы, которые отражают вкусы нового поколения архитекторов. Практически ушли так называемые "манерные" работы, характерные для эпохи Лужкова. Отличительной чертой сегодняшнего периода можно назвать участие иностранных архитекторов в консорциуме с отечественными архитекторами. Они на равных участвуют в конкурсах, борются за проекты, иностранные архитекторы стали много строить в Москве. Мне кажется, городу это только во благо.

- Иностранным архитекторам, тем не менее, не просто реализовать свой проект в России…

- Ну, во-первых, в федеральном законе об архитектурной деятельности записано, что иностранный архитектор не может самостоятельно заниматься архитектурной практикой в России, его должен всегда сопровождать отечественный партнер. На практике это может выглядеть по-разному, иногда сертификат на разрешение деятельности используется иностранным архитектором лишь как прикрытие. Однако отсутствие реальной поддержки со стороны российских специалистов оборачивается плачевно, ведь много зависит от особенностей культуры, традиций, градостроительных специфик. Если у зарубежных коллег возникают проблемы с реализацией проекта, значит ему нужно либо сменить партнера, либо как-то укрепить штат.

- Перспективы все-таки благоприятные?

- В последние годы прошел целый ряд крупных конкурсов, например, конкурс 2012 года на лучшие проекты развития столичной агломерации «Большая Москва», где одним из условий было создание смешанных команд. Это была не какая-то "принудиловка", а добровольные консорциумы, состоящие из людей, близких по творчеству, восприятию. И результаты были чрезвычайно интересные. Мне кажется, именно после этого конкурса критические замечания насчет приглашения иностранных архитекторов прекратились. Наоборот, международные конкурсы становились все масштабнее, взять тот же проект парка "Зарядье". Победа американского консорциума Diller Scofidio + Renfro была совершенно честной, не было никакого лоббирования. Конечно, проект в плане реализации невероятно сложный, он построен на самых высоких технологических стандартах, я бы сказал, даже парадоксальных функциональных решениях. Воплощать идеи и мечты 21 века не так-то просто, и работать, как говорил Константин Мельников, надо «на грани возможного». Большим преимуществом в данном случае является то, что проект находится под присмотром Мэра Москвы Сергея Собянина и в ведении главного архитектора.

- На ваш взгляд, в чем сегодня заключается миссия архитектора-градостроителя?

- Градостроительство - это форма деятельности, где гармонизируются интересы различных участников инвестиционного процесса. Это заказчик, который вкладывает свои деньги, чтобы получить прибыль; это архитектор, который заинтересован в продвижении своего проекта; наконец, это общество, ведь градостроительство формирует среду жизнедеятельности, она должна быть удобная, комфортная, безопасная и красивая. Задача архитектора - быть посредником между инвестором и обществом. Это очень неблагодарная роль, никто не говорит спасибо за то, что ты наступил на интересы инвестора, или на интересы городского сообщества. Но если повезет, твое имя останется в веках.

- Хотелось бы вам обсуждать на Архсовете, помимо конкретных объектов, стратегические моменты граддеятельности?

- Действительно, было бы здорово привлечь профессиональных архитекторов к обсуждению градостроительных идей, трендов, подходов. Это было бы очень интересно, например, всех очень беспокоит взаимодействие Москвы и Московской области. На градостроительном уровне Архсовет рассматривает жилые массивы, я же полагаю, что мы вполне могли бы работать над стратегическим планом Москвы, разработкой мастер-плана. В том же конкурсе на "Большую Москву" многие члены Архитектурного совета участвовали и как эксперты, и как члены жюри, и как участники.


Изображения: aleksandrkudryavtsev.org, "Вечерняя Москва"

 

Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.