ENG
 
От первого лица

Курс на навигацию. Интервью с Эркеном Кагаровым

16 Апреля 2014

В Москве обновляется система городской навигации: Дептранс объявил о планах информационно связать между собой все виды столичного транспорта, а Правительство Москвы постановило улучшить навигацию на улицах. В результате до 2018 года в городе поменяют почти 67 тысяч указателей на домах и установят более 10 тысяч информационных конструкций. О том, какая навигация в идеале нужна столице, размышляет арт-директор студии Артемия Лебедева Эркен Кагаров.

Примеры навигационных табличек в других городах

ЛОЦМАНЫ-КОНКУРЕНТЫ

Москва выглядит городом с приличной навигацией. Какие проблемы, на ваш взгляд, еще нужно решить?

Главное – навигация должна быть сквозной. Представим человека, который в первый раз приезжает в город. Вначале он на вокзале должен получить информацию, куда дальше двигаться. Потом попасть в общественный транспорт. Затем человек должен сориентироваться в городе: добраться до нужного района, прийти в какую-то организацию.

В Москве навигацией занимается слишком много разных ведомств. Есть навигация адресная – таблички на домах. Есть навигация ГИБДД – дорожная. Но она не транспортная, автобусные маршруты не связаны с ГИБДД. Табличка на столбе, где на белом фоне написано «улица такая-то», – это «дорожники». Табличка на доме «улица такая-то» – «коммунальщики». Табличка в метро «выход к такой-то улице» – метрополитен.

Домовая навигация. Существующее положение

У нас пять трамвайных парков – и у каждого своя навигация: схема в вагоне ограничивается маршрутами одного депо. А дальше – терра инкогнита. Но люди ведь не думают: поеду-ка я на трамвае пятого депо. Они перемещаются из того места, где они есть, туда, куда им надо.

В метро, наконец, появилась схема, на которой указана часть наземного транспорта. Ее как раз делала студия Артемия Лебедева.

Очень важно, что на новой схеме появилась связь с внешними транспортными средствами, указаны все железнодорожные вокзалы. Теперь нужно, чтобы и на земле размещали информацию о том, что находится под ней. Недавно видел схему в подмосковных электричках с обозначенными станциями метро и местами возможных пересадок – это и есть интеграция метро и пригородного транспорта.

Новая кварта московского метрополитена, Студия Артемия Лебедева

СИЛА В СИСТЕМЕ

Очень важно, как в городе идентифицируются остановки общественного транспорта. В Москве иногда используется цветовая кодировка маршрутов – например, в метрополитене автобусы обозначены зеленым цветом. Но если выйти на улицу и начать искать что-то такого же цвета… У троллейбусов на остановках черно-белые таблички. У автобусов оранжево-черные. Автобусы могут быть зеленые, а могут быть не зеленые…

Как поступают в Европе?

Способы идентификации разные. Например, в Лондоне все автобусы красные. Но главное, там для всего транспорта выбрали один символ. Он бывает разных цветов, но он один – круг, перечеркнутый горизонтально. Люди видят перечеркнутый круг – значит, там вход в метро или остановка автобуса. Там транспорт.

Новые домовые таблички. Студия Артемия Лебедева

В Германии по-другому. Там у каждого транспорта свое обозначение и своя форма. Ромб, квадрат, круг. И свой цвет. И буква. Когда смотришь на схему, понятно: тут я могу сесть на электричку, тут спуститься в метро, тут пересесть на ночной автобус. Организовать идентификацию можно по-разному, но надо, чтобы была система.

У МОЛОТКА НАПРАВО

По крайней мере, найти нужный дом в городе относительно просто. Таблички на зданиях висят, и даже похожи одна на другую.

Домовые знаки вроде бы похожи, но они все разные. Везде немножко отличается цвет, шрифт, форма. (Недавно в Москомархитектуре утверждили проект унификации всех этих параметров, котрый был разработан вместе со Студией Артемия Лебедева – прим. ред.)

Пилотный образец домового указателя на Тверской улице

Но уличная навигация – это не только таблички. Нужны городские ориентиры. Важные, узнаваемые места. Вообще, это миф, что навигация нужна для туристов. Прежде всего она необходима горожанам.

Хорошо, что сейчас в смартфонах есть карты, по которым можно сориентироваться. Но они подводят. Поэтому нужны уличные ориентиры. В мире для этого часто используют арт-объекты. Яркие, запоминающиеся. Дома похожи друг на друга. По кафе ориентироваться невозможно – их слишком много. Понятно, куда идти, только если ты видишь, к примеру, огромный молоток. И таких молотков в городе больше нет. Это принцип арт-объекта – уникальность, нетиражируемость.

Новая уличная навигация, Студия Артемия Лебедева

Людям с ограниченными возможностями тоже нужны ясные ориентиры. Например, правильно положенная тактильная плитка.

Тактильная плитка, безусловно, необходима. Но проблема шире. У нас часто смотрят на такого рода навигацию как на ориентиры для инвалидов. А перемещение по городу должно быть комфортным для всех людей с ограниченными возможностями. Не только для слепых, но и для слабовидящих, например. Половина населения носит очки или контактные линзы. Значит, указатели надо делать читаемыми.

Тут дело не только в размере. Важен выбор цвета, шрифта, высоты размещения. У нас таблички делают как можно выше и как можно крупнее. Чтобы было видно издалека. А можно размещать их близко, на уровне человеческого роста. Тогда надписи могут быть достаточно мелкими. Люди, у которых не очень хорошее зрение, сами выберут нужное расстояние. Это гораздо эффективнее, чем огромные плакаты.

Проект уличных часов для Москвы

Дети – тоже люди с ограниченными возможностями. Или иностранцы, которые не знают русского языка. Если они приезжают сюда, то должны каким-то образом ориентироваться. Очень важно дублировать навигацию на английском языке. Важны невербальные средства коммуникации. Интуитивно понятные. Например, обозначение транспорта узнаваемым символом.

«ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ»

Студия «PlanAR» сделала интересные невербальные ориентиры в Марфино. Каждый квартал в микрорайоне обозначается животным определенного цвета – розовым слоном, оранжевым жирафом. Это хорошая система навигации?

Хорошая. Неожиданное решение, но оно заработало. Звери служат не только ориентиром для тех, кто приезжает. Сейчас там люди на местном форуме пишут: продается квартира у жирафа. Это понятное обозначение. За номерами корпусов ты не следишь, а читая про слона или носорога, сразу представляешь, где это. Кроме того, такая навигация живее, эмоциональнее. На мой взгляд, она делает людей немножко добрее.

Жилой район

Может, транслировать подобный опыт на весь город?

Именно это решение, на мой взгляд, уникальное. Его не стоит повторять. Но принцип можно использовать. Например, на территории крупных объектов – спорткомплексов, больниц. Там, где много корпусов и важно быстро найти нужный. Можно делать узнаваемые фигурки, цветовую кодировку, крупные цифры, как сейчас на ARTPLAY. Находить конкретное решение для каждого случая.


Изображения: Студия Артемия Леюедева, Москомархитектура, bg.ru


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.