ENG
 
От первого лица

Кристин Файрайз: важно обеспечивать новому поколению, которое полно идей, возможность воплощать их

07 Декабря 2015

Куратор и соучредитель независимого архитектурного форума Aedes в Берлине, Кристин Файрайз является одной из влиятельных персон европейского архитектурного сообщества. Автор книг и концепций многочисленных выставок, Кристин Файрайз была директором Нидерландского архитектурного института  (NAi), комиссаром голландского павильона на Венецианской биеннале и стипендиатом наград Королевского института Британских архитекторов (RIBA). Сегодня она является членом жюри Притцкеровской премии и куратором берлинской галереи Aedes.

- Aedes– это первый в своем роде независимый форум для архитекторов. В чем его задачи?

- Для начала замечу, что диалог происходит не только между профессиональными архитекторами, но и с общественностью. Да, мы ничего не строим, мы только говорим об архитектуре, но это важно. Мы хотим, чтобы общественность знала, что архитектура и то, что происходит в городской среде, имеет к ней прямое отношение. Нравится она вам или нет, будете ли вы активно участвовать в том, чтобы ее изменить.

Помимо этого есть, конечно, вопросы, напрямую относящиеся к архитекторам и экспертам по урбанистике. По всему миру мы сейчас наблюдаем развитие этого диалога, потому что эти проблемы, вызовы, с которыми мы сталкиваемся, в основном носят глобальный характер. Несколько десятилетий назад ситуация была иной. Если мы говорим, к примеру, о беженцах, то им нужно найти доступное жилье, причем речь идет о жилье в самых разных уголках земного шара. Это серьезная проблема, в том числе в Берлине, откуда я сама.

Открытие выставки «New Moscow – Новая Москва» в галерее Aedes © Patricia Parinejad

Я бы отметила также, что важен вопрос не только жилья, но и вопрос обновления и улучшения жилищных условий всех остальных, разных поколений, путем создания и развития общественных пространств. Это касается нас всех - куда пойти, где развеяться, где расслабиться - и детям, и взрослым, и пенсионерам. Так что это очень важный диалог и он, насколько я понимаю, в России начался не так давно. Я даже участвовала в одном из первых международных архитектурных конкурсов в качестве члена жюри и одного из организаторов. Я имею в виду конкурс на проект реконструкции Мариинского театра в Санкт-Петербурге. После этого был значительный перерыв в этом диалоге. С моей точки зрения - а я много путешествую по всему миру - готовность обсуждать подобные вопросы впервые появилась при новом главном архитекторе Москвы Сергее Кузнецове. Я поняла, что за три года он устроил больше международных конкурсов, чем было организовано за последние 10-15 лет. Это самое начало диалога и это очень важно, поскольку таким образом будет обмен мнениями во время самих конкурсов и во время подготовки к ним.

Если вы будете открыты к диалогу, ваши собеседники тоже будут открыты. А ведь проблемы, с которыми нам предстоит справиться, как я уже упоминала, не могут быть решены одной страной или нацией отдельно от других.

Поэтому лично я счастлива следить за развитием ситуации с урбанистикой в Москве. Весь остальной мир весьма высоко ценит подобную открытость, особенно в том, что касается международных конкурсов, вне зависимости от того, кто их выигрывает. Все дело в диалоге.

C Юргеном Коммерелем, соучредителем архитектурного форума Aedes в Берлине

- Кстати о международных проблемах. Я хотела спросить Вас о недавнем проекте Aedes, касающемся колумбийского города Медельин. Что вас заинтересовало здесь как куратора?

Справка:

Второй по значимости колумбийский город Медельин (Medellín) – стал примечателен благодаря радикальному преображению городской среды в последние двадцать лет, основу чему положила ответственная социальная политика. В начале 1990-х гг. город был известен, прежде всего, как центр наркокартеля, управляемого фактически единолично  Пабло Эскобаром. Здесь был самый высокий уровень убийств в мире (более 10 тыс. убийств на 3-миллионный город)! В 1993 году костяк наркокартеля был ликвидирован, и власти города приступили к борьбе с бедностью, в том числе при помощи важных инфраструктурных проектов.  В Медельине были построены несколько новых музеев, в частности, «парк Ботеро», посвященный знаменитому колумбийскому художнику. Был реализован яркий архитектурный проект библиотеки, ставшей центром общественной жизни для простых горожан, где можно бесплатно пользоваться книгами, интернетом, посещать лекции. Был создан ботанический сад,  проложено первое в Колумбии метро (длиной 23 км) и построен большой общественный эскалатор в 400 метров, ведущий на холмы в районе фавелл. Сегодня Медельин, где еще недавно было страшно выходить на улицы, культурная столица Колумбии, здесь функционируют около 30 университетов и консерватория.

- У нас в галерее была десятилетняя серия о городах по всему миру и о том, как в них организована урбанистическая среда. И Медельин стал одним из самых релевантных выставочных проектов в этом ряду, поскольку он иллюстрирует эти проблемы очень наглядно.

В случае Медельина, мне кажется, все первым делом думают о наркотиках, наркоторговцах, криминале и тому подобном. На самом же деле, этот город в 2013 году получил премию за улучшение жилищных условий и сокращение преступности, отчасти за счет правильно выбранной градостроительной стратегии.

Понятно, что городское развитие не может решить все проблемы, но в последние годы им удалось создать множество важных для жизни города общественных пространств. Ранее на их месте были заброшенные заводы, где проводили время дети, где они принимали наркотики. И вот внезапно эти развалины превратились в удобные пространства, где всем стало хорошо.

Городские власти сделали еще кое-что - я думаю, что это просто великолепная идея! – они открыли в каждом пригороде небольшие библиотеки, доступные всем. Здания получились симпатичными и привлекательными, и у самых разных людей появилось место, куда они могут пойти. Поразительно, но эта простая идея, действительно, сработала. Были также построены спортивные площадки, что сделало городскую среду более приемлемой…. Мы были там и видели эти сооружения.

Медельин

То, что было там сделано, достигнуто благодаря всестороннему сотрудничеству – тут постарались и городские власти с главным архитектором, и университеты, и краудфандинг помог. Все подробно обсуждалось, и именно тесное взаимодействие с университетами сделало реализацию проекта возможной.

У нас вышел каталог выставки, в котором все это подробно описано.

- Хотелось бы задать Вам вопрос,  касающийся продвижения архитектуры. В России в плане значимости архитектуры и профессии архитектора есть определенные проблемы. Насколько важно, по Вашему мнению, преподносить архитектуру как "интеллектуальный продукт"?

- Я думаю что, в первую очередь, должен начаться диалог между архитектурными организациями, а также с правительственными органами, с журналистами, экспертами, теоретиками. Причем, теми, кто так или иначе тесно связан с архитектурой или хотя бы немного известен благодаря своей деятельности. Мы часто видим публичные обсуждения. Я присутствовала на одной из таких дискуссий и поняла, что интерес к теме огромный.

Кроме того, я думаю, в случае новых проектов важно как-то задействовать общественность. Вы можете обсуждать или объяснять, чем конкретно ценен каждый проект. Полагаю, что в последние 10-15 лет перед тем, как вы стали более открытыми миру, я не смогла бы назвать ни одного имени выдающегося российского архитектора. Это при том, что вы имеете невероятную историю своей архитектурной школы, насчитывающую несколько поколений, в том числе все эти вдохновляющие и оригинальные идеи и инновации, пришедшие из России в Европу в 1920-1930 годах усилиями ряда фантастических архитекторов, имена которых у всех на слуху. И вот внезапно все это замерло.

И если бы вы мне задали такой вопрос, я бы честно вам ответила, что я не могу назвать ни одного примера талантливого российского архитектора с мировой известностью и прекрасной репутацией.

-  Как Вы думаете, почему так получилось?

- Мне кажется, отчасти дело в том, что вы были изолированы в течение многих лет. Теперь, помимо надежды на будущее развитие, есть осознание, что это все еще часть вашей реальности. Вам есть чему поучиться у остального мира, но и мир может многое у вас взять, а не только убеждать делать какие-то “нормальные” вещи. Сегодня вы можете смело сказать, «да, теперь мы тоже причастны», взять хотя бы парк «Зарядье». Он же невероятный!

- Может быть, архитекторы не всегда известны, потому что важнее проекты, а не имена?

- Человек, стоящий за проектом, в нашем мире все равно важен. К примеру, Фрэнк Гэри - это сочетание личности, человека с активной позицией, нравится вам это или нет, и его архитектуры. В 1980-х годах, кстати, в России, я знаю, был ряд очень хороших молодых архитекторов, но не всем им удалось состояться в профессиональном плане. Наверное, об этом стоит упомянуть.

Очень важно в этом вопросе помнить, что и в 1980-х годах, и в 1990-х, и даже сейчас есть множество юных, очень изобретательных и талантливых российских архитекторов. Но должна существовать развитая культура, которая позволяла бы, в том числе, этой молодежи участвовать в творческих соревнованиях.

Это международная проблема. К примеру, в Голландии, где я руководила самым большим на тот момент архитектурным музеем, было принято продвигать молодые архитектурные таланты. Очень важно обеспечивать новому поколению, которое полно идей, возможность воплощать их.


Изображения: aedes-arc.de, domusweb.it, © Patricia Parinejad, acimedellin.org, ttolk.ru


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.