От первого лица

Строить мосты в контексте. Интервью с Майком Шлайхом

16 Января 2015

Немецкий инженер Майк Шлайх, который сегодня занимается проектированием моста между территорией «Красного Октября» и Крымской набережной, рассказал Порталу Архсовета о разработке архитектурного образа конструкции и его тесной взаимосвязи с контекстом.

Майк Шлайх, партнер бюро Schlaich Bergermann und partner, известен как специалист в области нестандартных конструктивных решений, и его опыт сегодня ценен для реализации масштабной градостроительной программы, в рамках которой в ближайшие годы будут активно развиваться набережные Москвы-реки, включая пешеходные и автомобильные мосты.

Мост Ting Kau в Гонконге

Конструирование и архитектура, по мнению Майка Шлайха, совершенно независимые друг от друга понятия, но в тоже время — это две стороны одной монеты, они должны идти параллельно, но не пересекаться. Зачастую инженеры вынуждены безоговорочно следовать творческой фантазии архитектора, сознательно нарушая правила и допуская ошибки. Это неверный путь: Майк Шлайх считает, что истинно красивая конструкция и инженерно должна быть решена элегантно.

По его мнению, нужно разработать некое облако концепций, которые должны учитывать и архитекторы, и конструкторы. Среди основных принципов: конструкция должна быть прочной, экологичной, полезной городу и жителям, она должна быть красивой и вписываться в контекст.

Пешеходный мост в городе Засниц

Пешеходный мост в городе Засниц

Бюро Schlaich Bergermann und partner принадлежат оригинальные конструктивные схемы мостов, которые расширяют эстетические рамки утилитарных сооружений до вполне самостоятельных произведений архитектуры. Это, к примеру, первый в мире изгибающийся подвесной мост в немецком городе Засниц. Или подвесной пешеходный мост в городе Ратенов, словно парящий над рекой Хафель благодаря оригинальной конструкции стальной арки с натянутыми внутри нее тросами.

Еще один мост через канал Рейн-Херне в Оберхаузене стал примером сотрудничества инженеров и художника. Для воплощения авторского замысла, напоминающего гигантскую пружину, инженеры сконструировали оригинальный ленточный мост из легкой преднапряженной конструкции с красочной подсветкой.

Мост через канал Рейн-Херне в Оберхаузене

Мост через канал Рейн-Херне в Оберхаузене

— Сейчас на Москве-реке находится 36 мостов (для сравнения, в Берлине их 45), и расстояние между ними составляет от 430 м до 6 км. На ваш взгляд, сколько мостов в идеале должно быть в Москве, чтобы комфортно перемещаться между берегами?

— В Москве, действительно, немного мостов по сравнению с другими европейскими городами. Но я думаю, что нет никаких установленных стандартов — сколько их должно быть, потому что это напрямую зависит от того, что находится на берегу. Возьмем пешеходные и автомобильные мосты: если рядом есть парк, было бы неплохо иметь поблизости пешеходный мост, если проходит скоростное шоссе, то о пешеходах речи не идет. Кроме того, многое зависит и от «плотности» речного транспорта. Мы, инженеры, конечно, считаем, что было бы неплохо иметь побольше мостов, ведь они не просто соединяют пункт А и пункт Б, а помогают сформировать облик города.

— Существующие сегодня московские набережные и мосты были преимущественно построены более полувека назад...

— Я могу однозначно сказать, что у них есть потенциал, особенно это заметно, когда едешь по центру города — мимо парков, вдоль Кремля.... В некоторых местах, конечно, необходимо воссоединить берега реки, потому что для города, в котором есть река, мосты являются чем-то принципиальным.

Мост в городе Ратенов

В Германии же по известным причинам большинство мостов были построены как раз во второй половине XX века, после Второй мировой войны. Если взять небольшой город, например, Эрфурт, то там есть знаменитый старый мост с домиками (Кремербрюке — ред.). Это полноценная улица с двумя рядами фахверковых домов и в то же время мост через реку Геру. Но, скажем, в Берлине исторических мостов практически не осталось. Более того, большинство немецких мостов, построенных 40-50 лет назад, достигают сейчас конца своего жизненного цикла, потому что их строили из постнапряженного бетона. Другого опыта строительства тогда просто не было. Вот почему, кстати, спрос на мосты сегодня в Германии очень высок.

— А что вы думаете о строительстве современных мостов в историческом контексте?

— Я считаю, нет никакого противоречия между использованием современных материалов, современного дизайна и историческим контекстом. На мой взгляд, одним из основополагающих моментов проектирования является элегантность. Вот если перегрузить мост различными конструкциями, есть риск, что он станет и выглядеть неуклюже, и начнет препятствовать движению.

Мост в городе Гельзенкирхен

У нас у всех свои представления об элегантности — прозрачность, полет, и т.д. Но мне кажется, важно то, что элегантность подразумевает легкость. То есть мы, инженеры, понимаем, сколько усилий было приложено, чтобы это создать, но в итоге конструкция выглядит легкой! К примеру, знаменитые шуховские конструкции — это идеал элегантности. А среди ваших мостов я бы отметил Крымский и Большой каменный мост.

— А как вы относитесь к тому, что мосты в некоторых современных проектах обретают новые функции, помимо связи берегов, становятся, к примеру, парками и общественными пространствами....

— Есть люди, которые уверены, что мост нельзя считать конечной точкой маршрута. Если мы говорим о железнодорожных или автомобильных мостах, я с этим утверждением соглашусь. Но пешеходный мост вполне может стать таким местом, куда человек приходит, гуляет, а потом отправляется дальше. Повторюсь, самое главное — не перегружать конструкцию лишними деталями.

Я преподаю в Берлинском техническом университете и с сожалением могу отметить, в Германии инженеров учат хорошо все рассчитывать, хорошо конструировать, но не учат осуществлять замыслы. Хотя проектирование мостов является одной из ключевых дисциплин в этом отношении! Я бы даже сказал так: жилой дом для семьи является прототипом здания, которое строит архитектор, а мост является прототипом того, что строит инженер.


Изображения: pressestelle.tu-berlin.de, halfen.com, dphotographer.co.uk, globeimages.net, sbp.de, jens-stachowitz.photoshelter.com,


 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.