ENG
 
От первого лица

Иван Курячий: важно научить архитекторов взаимодействовать с горожанами

28 Октября 2016

Архитектор по образованию, Иван Курячий сегодня руководит междисциплинарной консалтинговой компанией в сфере коммерческого девелопмента и развития городской среды. Какие знания, приобретенные в вузе, оказались полезными, а каким компетенциям пришлось учиться самому? Эту тему мы продолжим обсуждать сегодня, 28 октября, на сессии «Career path» в 16.30 в рамках конференции «Открытый город. Образование».

— Что является сегодня объектом проектирования и поменялись ли, на ваш взгляд, компетенции современного архитектора?
 
— Думаю, что главным объектом проектирования по-прежнему является город в разном масштабе: от квартала до лестничного холла. При этом значительно повысилась динамика и сложность городских процессов, что создает запрос на архитектурную профессию, способную синтезировать знания из социологии, экономики, инженерии, IT и других смежных сфер для создания комплексного проектного решения.
 
— Как сегодня распределены зоны ответственности всех участников преобразования городской среды?
 
— Наиболее эффективная модель развития городской среды — партисипативная, то есть, основанная на сотрудничестве и соучастии в принятии решений всех сторон: жителей, администрации, экспертов, проектировщиков. В результате применения такого подхода городская среда формируется на основе запросов потенциальных пользователей в привязке к локальному контексту, а также с учетом экономических и технических возможностей и ограничений. Архитектор создает проектное решение, выступая медиатором в процессе взаимодействия заинтересованных сторон. Такая модель развития городской среды практикуется в европейских странах, но редко применяется в российских условиях: здесь до сих пор сохраняется административный подход управления городскими процессами в режиме «top-down».
 
— Как вы оцениваете конкурентноспособность российских архвузов по сравнению с зарубежными?
 
— Российские архитектурные университеты не проводили существенного обновления своих образовательных программ на протяжении десятилетий. За это время произошло несколько технологических революций, существенно изменился социально-экономический контекст, но студенты по-прежнему получают архитектурное образование, совмещающее в себе элементы «школы изящных искусств» и советской архитектурно-градостроительной системы.

Существуют прекрасные исключения — университетские группы под руководством лучших российских практикующих архитекторов, но основа системы архитектурного образования требует серьезных реформ

— Какие уникальные особенности/ традиции национальной архитектурной школы вы бы отметили? Какие из них нужно поддерживать, а какие нет?
 
— В российских архитектурных университетах образовательный процесс основан на проектном подходе — от проектирования простых объектов к более сложным по ходу обучения. Эта методика может быть значительно улучшена, если задачи на проектирование будут привязаны к реальным архитектурным конкурсам с качественным брифом и жюри или к оформленным в техническое задание запросам коммерческих девелоперов и муниципалитетов. Это позволит студентам погрузиться в реальный контекст и отвечать проектными решениями на актуальные проблемы. Подобный подход прекрасно реализован в мировых школах промышленного дизайна, которые могут послужить успешным примером и для совершенствования системы архитектурного образования.
 
— Если говорить об адаптации учебных программ архвузов, например, МАрхИ к нынешним реалиям, с чего бы вы начали?
 
— Российское архитектурное образование должно значительно сместить фокус с формирования художественных навыков в сторону социальных:

Намного важнее за время обучения научиться взаимодействовать с горожанами (основными пользователями продуктов деятельности архитектора), чем рисовать гипсовую голову римского полководца Гаттамелата

Технологический аспект также является ключевым: в эпоху smart city архитектор должен уметь оперировать всем спектром современных инженерных, управленческих и экономических инструментов.
 
— Какие приобретенные в институте навыки оказались для вас очень полезными и каким навыкам вас не научили в вузе?
 
— Качественный курс архитектурного макетирования и объемно-пространственной композиции в российских архитектурных университетах прекрасно развивает пространственное мышление и позволяет в дальнейшем эффективно работать в том числе в системах трехмерного проектирования. При этом важные компетенции, связанные с экономическими, социологическими и транспортными аспектами городского развития я получал уже вне стен архитектурного университета.

Изображения: Новая Земля


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.