Иван Курячий: важно научить архитекторов взаимодействовать с горожанами
28 Октября 2016
Архитектор по образованию, Иван Курячий сегодня руководит междисциплинарной консалтинговой компанией в сфере коммерческого девелопмента и развития городской среды. Какие знания, приобретенные в вузе, оказались полезными, а каким компетенциям пришлось учиться самому? Эту тему мы продолжим обсуждать сегодня, 28 октября, на сессии «Career path» в 16.30 в рамках конференции «Открытый город. Образование».
— Что является сегодня объектом проектирования и поменялись ли, на ваш взгляд, компетенции современного архитектора?
— Думаю, что главным объектом проектирования по-прежнему является город в разном масштабе: от квартала до лестничного холла. При этом значительно повысилась динамика и сложность городских процессов, что создает запрос на архитектурную профессию, способную синтезировать знания из социологии, экономики, инженерии, IT и других смежных сфер для создания комплексного проектного решения.
— Как сегодня распределены зоны ответственности всех участников преобразования городской среды?
— Наиболее эффективная модель развития городской среды — партисипативная, то есть, основанная на сотрудничестве и соучастии в принятии решений всех сторон: жителей, администрации, экспертов, проектировщиков. В результате применения такого подхода городская среда формируется на основе запросов потенциальных пользователей в привязке к локальному контексту, а также с учетом экономических и технических возможностей и ограничений. Архитектор создает проектное решение, выступая медиатором в процессе взаимодействия заинтересованных сторон. Такая модель развития городской среды практикуется в европейских странах, но редко применяется в российских условиях: здесь до сих пор сохраняется административный подход управления городскими процессами в режиме «top-down».
— Как вы оцениваете конкурентноспособность российских архвузов по сравнению с зарубежными?
— Российские архитектурные университеты не проводили существенного обновления своих образовательных программ на протяжении десятилетий. За это время произошло несколько технологических революций, существенно изменился социально-экономический контекст, но студенты по-прежнему получают архитектурное образование, совмещающее в себе элементы «школы изящных искусств» и советской архитектурно-градостроительной системы.
Существуют прекрасные исключения — университетские группы под руководством лучших российских практикующих архитекторов, но основа системы архитектурного образования требует серьезных реформ
— Какие уникальные особенности/ традиции национальной архитектурной школы вы бы отметили? Какие из них нужно поддерживать, а какие нет?
— В российских архитектурных университетах образовательный процесс основан на проектном подходе — от проектирования простых объектов к более сложным по ходу обучения. Эта методика может быть значительно улучшена, если задачи на проектирование будут привязаны к реальным архитектурным конкурсам с качественным брифом и жюри или к оформленным в техническое задание запросам коммерческих девелоперов и муниципалитетов. Это позволит студентам погрузиться в реальный контекст и отвечать проектными решениями на актуальные проблемы. Подобный подход прекрасно реализован в мировых школах промышленного дизайна, которые могут послужить успешным примером и для совершенствования системы архитектурного образования.
— Если говорить об адаптации учебных программ архвузов, например, МАрхИ к нынешним реалиям, с чего бы вы начали?
— Российское архитектурное образование должно значительно сместить фокус с формирования художественных навыков в сторону социальных:
Намного важнее за время обучения научиться взаимодействовать с горожанами (основными пользователями продуктов деятельности архитектора), чем рисовать гипсовую голову римского полководца Гаттамелата
Технологический аспект также является ключевым: в эпоху smart city архитектор должен уметь оперировать всем спектром современных инженерных, управленческих и экономических инструментов.
— Какие приобретенные в институте навыки оказались для вас очень полезными и каким навыкам вас не научили в вузе?
— Качественный курс архитектурного макетирования и объемно-пространственной композиции в российских архитектурных университетах прекрасно развивает пространственное мышление и позволяет в дальнейшем эффективно работать в том числе в системах трехмерного проектирования. При этом важные компетенции, связанные с экономическими, социологическими и транспортными аспектами городского развития я получал уже вне стен архитектурного университета.
- Темы:
- Образование