Итоги архитектурного года: новые проекты, прорывы, имена
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов рассказал о том, каким был уходящий год, и поделился подробностями о предстоящей V Премии Архсовета.
– Каждый год архитектурный ландшафт Москвы меняется за счет появления новых проектов и инициатив в сфере строительства. Какую роль сыграют они в экономической, культурной, социальной жизни города и горожан?
– Уходящий год был богат событиями – это и завершение реконструкции стадиона «Лужники», и открытие парка «Зарядье», продолжение программы «Моя улица», новые конкурсы и инфраструктурные объекты – всего не перечислить. Многие из них рассматривались на Архсовете. Конечно, важнейшим проектом, который определяет не только настоящее, но и будущее Москвы, является реновация жилого фонда. Благодаря этой программе, облик столицы изменится в лучшую сторону – исчезнут «депрессивные» территории с ветхим жильем, появится больше качественных общественных пространств, социальных объектов, а дворы больше не будут хаотично заставлены машинами.
Наша цель была и остается – делать что-то максимально интересное в архитектуре. Конечно, есть факторы, которые существенно влияют на итоговый результат: экономические аспекты, сроки, пожелания заказчика, но наша задача как Комитета по архитектуре и градостроительству – добиваться максимального качества в каждом проекте. В этом плане нам сильно помогают архитектурные конкурсы. Все молодые таланты, которые сегодня на слуху, – это плоды конкурсной практики. Поэтому я всегда призываю участвовать в соревнованиях, повышать свой профессиональный уровень, учиться у конкурентов, в том числе у зарубежных коллег. Но главное – иметь смелость и умение отстаивать свои идеи, доводить проект до конца. Потому что, в конечном счете, и жители, и даже твои коллеги по цеху будут оценивать тебя именно по реализованному результату.
– Как получить и использовать оценку проекта со стороны общественности?
– Публичность проектов – это важная составляющая успеха, так что архитектор сегодня должен быть не только талантливым творцом, но и обладать промоуторскими способностями. В каком-то смысле это защищает проект от многих негативных факторов – чем больше людей его поддержат, тем сложнее внести какие-то изменения, урезать бюджет на строительство и так далее. Можно продвигать на профессиональных выставках, в СМИ, в соцсетях – важен максимальный охват аудитории. Сегодня это уже данность.
– Как меняется архитектурный код столицы? Что такое «идеальная Москва» глазами архитектора и главного архитектора?
– Москва – динамичные современный мегаполис, поэтому не надо бояться изменений. Для меня идеальный город – тот, который развивается, создаются модные классные вещи. В этом году мы открыли парк «Зарядье», который стал такой жемчужиной. Мы также достаточно много сделали для того, чтобы повысить качество массового домостроения, ведь какие-то уникальные архитектурные вещи занимают только 30% ткани города, поэтому важно, чтобы оставшиеся 70% не выглядели безликой серой массой. Это и 305-ПП, и недавно разработанные региональные нормативы градпроектирования, и различные стандарты благоустройства общественных пространств. Мы делаем все, чтобы изменить индустрию, которая заточена под скучные банальные вещи, и строить такие классные объекты, как «Хорошкола», например.
– Сергей Олегович, может ли Премия Архсовета считаться одним из инструментов подведения итогов года?
– Думаю, что может. У Премии изначально был и сохраняется уникальный формат: мы не принимаем заявок на участие. Мы рассматриваем все проекты, которые получили свидетельство об архитектурно-градостроительном решении (АГР) в текущем году. Такой подход позволяет видеть и анализировать общую картину, понимать и прогнозировать те направления, куда движется архитектурная мысль. В 2017 году было рассмотрено свыше 1,5 тысяч проектов, что позволяет нам относится к Премии как к своего рода «ревизии» архитектурно-градостроительной деятельности Москвы. По проектам, получившим АГР, можно судить о развитии городе, о потребностях горожан, смене приоритетов о отрасли.
Помимо исследовательской позиции, которую очень удобно занять, анализируя все текущие архитектурные проекты в городе, жюри Премии старается выполнять еще одну задачу – расставлять профессиональные акценты, управлять перспективными трендами, отмечая номинантов и награждая победителей за наиболее удачные архитектурные решения, которые направлены на качественное развитие городской среды. Поэтому, можно сказать, что Премия Архсовета Москвы не только подводит итоги уходящего года, но и моделирует тенденции будущих лет.
– Чем отличаются номинанты 2017 года от героев прошлых Премий?
– По тому, кто номинируется, и кто побеждает в Премии, можно отчасти делать выводы касательно состояния дел в том или ином сегменте недвижимости. Так, например, последние годы наибольшая активность в градостроительном секторе связана с жильем, причем эконом-класса, которое стало главной темой в ряде государственных программ, связанных с благоустройством и развитием городов. Как следствие – появление интересных проектов в номинации «Лучшее архитектурно-градостроительное решение жилого объекта эконом-класса». Здесь значительно выросло качество проектирования, детализация, индивидуализация проектов. В эконом-классе сейчас предлагается такая организация пространства, которая ранее была возможна только в «комфорте» или «бизнесе», например, выделенная зона для консьержа в подъезде, ландшафтные работы во дворе и пр. Мы видим, что число таких опций растет. Значительно увеличилось число проектов комплексной застройки (вместо одиночных зданий) с развитой социальной инфраструктурой, что лишний раз свидетельствует о том, что город и бизнес, начиная новое строительство, думает о развитии территории.
Если еще 1-2 года назад жюри Премии в данной номинации с трудом выбирало победителя из ряда типовых решений, то в этом году у нас в «полуфинал» вышли шесть номинантов с очень интересными проектами, предполагающими индивидуальный подход к массовой застройке. Это свидетельствует о том, что значимость жилья, условно называемого «эконом-класса», за последние годы существенно выросла. С одной стороны, архитекторы увидели в данном сегменте интересные профессиональные задачи, не уступающие по сложности работе в более высоких сегментах, а то и превосходящие их, поскольку приходится изобретать качественные и изящные решения, используя минимальный инструментарий. С другой стороны, застройщики жилья эконом-класса начали понимать, что архитектура – это не дополнительные расходы, которыми можно пренебречь, экономя смету, а способ повышения капитализации объекта, стимулирующий продажи и привлекающий инвесторов.
– Какие изменения происходят в других номинациях Премии, и о чем они свидетельствуют?
– Интересно наблюдать за переменами в номинации «Лучшее архитектурно-градостроительное решение социального объекта». Здесь мы отмечаем проекты школьных и дошкольных зданий, а также больниц и поликлиник. Первые Премии Архсовета рассматривали участников, номинантов по данным категориям практически одного уровня. А вот в последние годы значительно выросла архитектура школ. Очень интересные, сложные проекты делаются, несмотря на жесткие ограничительные условия и нормативы. В школьную архитектуру пришли деньги и идеи: талантливые инвесторы и талантливые архитекторы, что и дало соответствующий результат.
В прошлом году в данной номинации в Премии победила школа «Летово», в 2017 году на победу претендуют очень сильные проекты. Это, на мой взгляд, очень важный тренд: когда строятся новые современные школы, куда привлекаются лучшие преподаватели – все это дает устойчивую надежду, что у города и общества есть будущее.
Про архитектуру больниц пока, к сожалению, сказать так не могу. Из шести номинантов у нас пять школ и только одна больница, что косвенно может свидетельствовать о недостаточном интересе к развитию медицинских учреждений, в том числе их пространственному решению.
– Одна из самых интересных номинаций Премии Архсовета – общественные пространства, вызывающая живой профессиональный и публичный интерес. В каком направлении, судя по номинантам, движется город?
– Здесь можно отметить тенденцию к увеличению качества проектов, связанных со спортивной индустрией. Возможно, одной из причин является Чемпионат Мира по футболу, который будет в 2018 году, и который является стимулом для появления новых спортивных сооружений. Но помимо объектов, рассчитанных на спортивные состязания, в городе появляются пространства для массового спорта. Это – условно новый тренд, организации городской среды и городского досуга, который, как мне кажется, способен составить конкуренцию «парковому» тренду.
Занятия спортом постепенно становятся таким же доступным и необходимым времяпрепровождением, как и прогулки по паркам и скверам. Таким образом акценты, расставленные в городской среде средствами архитектуры и городского планирования, могут перепрограммировать поведенческие модели горожан. С парками мы это увидели. Думаю, что увидим и со спортом.
– Что ждет Премию Архсовета в будущем?
– В 2017 году мы миновали пятилетний рубеж Премии, а это значит, что настало время проанализировать сделанное и переформатировать проект под новые задачи и реалии. Мы рассчитываем, что Премия наберет статус и вес, появятся денежные призы и новые номинации.
V Юбилейная Премия Архсовета Москвы состоится 20 декабря 2017 года в «Доме на Брестской» (ГБУ «Мосстройинформ, 2-ая Брестская, д.6). За победу будут бороться лучшие проекты, получившие утвержденное архитектурно-градостроительное разрешение (АГР) в 2017 году. Отбор традиционно проводится в 6 номинациях: жилой дом эконом-класса; жилой дом повышенной комфортности; объект образования и медицины; объект общественного назначения; объект офисного и административного назначения; объект торгово-бытового назначения. В состав жюри Премии входят члены Архсовета Москвы, ведущие архитекторы столицы, руководители крупнейших проектных бюро и иностранные эксперты под руководством главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова.
- Темы:
- Премия Архсовета