ENG
 
От первого лица

Григорий Ревзин о парке «Зарядье»

27 Сентября 2017

Архитектурный критик и партнёр КБ «Стрелка» Григорий Ревзин побывал в новом парке «Зарядье» и поделился впечатлениями на своей странице в facebook. Приводим его комментарий без изменений. 

1. 

Это замечательное произведение. Оно войдет в число лучших современных парков мира и вполне по праву. Основа современного парка – игра с оппозициями искусственное-естественное и реальное-виртуальное, и на этом там все выстроено. Природа в центре мегаполиса не может быть естественной, это экспонат, и там это тщательно разыграно. Гора, взятая в упаковку стеклянной коры – лучшее выражение этого тезиса. Каждый фрагмент природы, который там есть – это именно экспонат, и когда ты смотришь на него в упор, он выглядит как экологическая инсталляция. Когда ты сквозь нее видишь город – собор Василия Блаженного, Красную площадь, Китай-город – она становится именно естественной природой, остранивающей открыточные виды. Березовый лес, сквозь который – собор Василия Блаженного – это очень точная, жалящая картина, созданная, кажется, не реальностью, а компьютерным монтажом. Парящий мост – это жест, просто очень сильный жест, и поскольку у нас не приняты жесты вообще (не ради денег, не для пользы, а просто ради радости жизни) он ошарашивает. На нем вы ощущаете, какая тут большая река, как много пространства, какой большой город Кремль – это сильное ощущение, и глупо его называть мостом для селфи, там не нужно делать селфи, там нужно переживать свободу пространства. Выход к Москве реке через искусственное озеро, парящий мост и нижнюю набережную – это решение задачи, которую здесь никто не мог решить со времен строительства сталинской гранитной набережной. Все это сделано мастерски и не может не вызывать профессионального удовольствия или злобной зависти в зависимости от душевного склада профессионала. Сергей Кузнецов, который вытянул все это – а я представляю себе, сколько раз ему предлагали отказаться от проекта американцев и взять наш, русский проект, отказаться от моста, потому что оттуда виден Кремль и мало ли что увидят, отказаться от стеклянного купола, потому что у него нет понятной функции и т.д. – поразительный молодец и герой. Я прошел множество государственных проектов и на мой взгляд их главная проблема в том, что там нет личности, нет человека, который за это болеет, поэтому из всех решений всегда побеждает самое серое и бездарное. Здесь эта личность была. Это сильные решения, и их яркость отчасти заслоняет строительное качество.

2.

В парке ситуация бредовая из-за помешательства на безопасности. Если бы у парка не было забора (создающего впечатление неубранной строительной площадки) – не было бы и дикой скученности у входа. В центре парка ощущение перенаполненности исчезает. У нас люди в погонах потеряли ощущение нормальности, им любое скопление людей кажется чрезвычайной ситуацией. Удивительно, что они еще не оградили заборами и металлоискателями площадь трех вокзалов или Пушкинскую – там людей не меньше, чем в Парке Зарядье, но как-то все привыкли, а тут это внове. И они как с цепи сорвались со своей охраной. На входе рамки, в каждом павильоне рамки, на мосту охранка, на выходе охранка – вы не сдурели? Как вы по улицам-то ходите при такой вот страсти все охранять? Там же бывают горожане и без поводка и намордника. Тут весь смысл концепции в том, что город постепенно переходит в парк, там предусмотрено десяток входов, там весь смысл игры в том, что ты идешь по городу и неожиданно оказываешься в невозможном месте – в тундре, скажем, с Кремлем на заднем плане. А не в том, чтобы постоять в очереди на шмон, а потом, напевая про себя «нас ЧК обложило, «руки в гору» кричат» идти по тундре.

3.

Я прочитал множество критики про парк и увидел сам парк. Должен сказать, что критика не имеет отношения к парку, а только к комплексам критикующих. Кто-то говорит, что потеряны старые виды Зарядья, но эти виды потеряны полвека назад при строительстве гостиницы. Охранители предлагают их восстановить, и я живо представил себе, как бы тут выглядел восстановленный еврейский квартал – вроде восстановленной китайгородской стены за памятником Карлу Марксу. Кто-то предлагает построить что-то новое, но в русском стиле – это, впрочем, уже совсем маргинально. Кто-то говорит, что архитектура парка устарела – я не понимаю, что имеется ввиду, в смысле языка я не вижу альтернатив. Кто-то рассказывает, что у нас все вышло страшно провинциально – мне кажется это ощущение сродни тому, когда говорят, что новый «Мерседес» страшно провинциально смотрится на наших улицах. Кто-то рассказывает, что это не парк, а музей, а был бы парк, так другое дело -- начисто забывая, что идее парк-музей (ботанический сад) 200 лет и это относится к азбучному знанию. Я не к тому, что все это бессильно в интеллектуальном смысле – тут просто не о чем спорить. Я к тому, что альтернативы тому что сделано, альтернативы, которую я бы хотел увидеть даже не вместо этого, а вне зависимости от этого реализованной, я не нашел. А здесь мне хотелось, чтобы этот проект был воплощен. И он воплощен.

4. 

Я могу сказать, что в своей карьере архитектурного критика я всю жизнь отказывался смотреть работы архитекторов, когда они еще не завершены, хотя по мнению авторов «все уже видно». Обычно под этим имеется ввиду, что работ осталось месяца на два на три, хотя бывает и больше. Так вот, Зарядье – это просто незавершенное, неготовое, недостроенное произведение. Я не знаю, кто принял решение открывать парк, не закончив работ, но они не закончены. Не доведены до конца – и посадки, и скамейки, и филармония, и кафе на нижней набережной, и ледяная пещера, и стеклянный купол, и мощение, и освещение и т.д. – это просто все не доделано. Не в том дело, что растения не прирослись, что парк – это такая вещь, которую нужно поддерживать постоянно, что он разрастется – это все правда, но речь не об этом. Парк сдан недостроенным или вообще не сдан – я не помню ни одного объекта, который сдавался в эксплуатацию в таком состоянии. Критиковать качество работ в этой ситуации бессмысленно – готов только мост. Я не понимаю, как можно было открывать парк – я бы не решился. Я также не понимаю, почему об этом не говорят. Не об отдельных недостатках, а о том, что это просто не законченный объект.


Изображения: .


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.