ENG
 
От первого лица

Город меняет вывески: интервью с Эркеном Кагаровым

27 Февраля 2014

Сегодня мы представляем вам новую рубрику "От первого лица", в которой мы будем публиковать интервью с теми, с кем мы работаем. С теми, кто поддерживает новую градостроительную политику и принимает самое непосредственное участие в ее претворении в жизнь. Встречайте!

В декабре мэр Москвы подписал постановление об использовании информационных конструкций. Фасады в городе изменятся до неузнаваемости. До мая преобразится Садовое кольцо. К началу 2015 года – Третье транспортное. А с 1 июля 2016 года по новым правилам заживет вся столица.

В основу правил лег дизайн-код, разработанный ГлавАПУ Москомархитектуры и студией Артемия Лебедева. О новых правилах, уличном дизайне и способах улучшить городское пространство в интервью порталу Архсовета Москвы рассказывает арт-директор студии Артемия Лебедева Эркен Кагаров.

Новый дизайн-код

Визуальный шум

Почему понадобилось регулировать дизайн витрин и вывесок? Казалось бы, незначительная вещь?

Это важная вещь. Городская среда очень сложная по структуре. В ней много элементов: дома, люди, вывески, витрины. Когда они перебивают друг друга, появляется хаос. Есть шум звуковой – когда машины гудят под окнами или сосед орет в два часа ночи. А есть визуальный. Это хаотическое расположение элементов, их несвязанность по цвету, форме, стилю. Когда шум сильный, находиться на улицах некомфортно.

Мы приезжаем в европейские города и думаем: надо же, как тут симпатично. Иногда делаем вывод, что у нас люди бескультурные и безвкусные, а там культурные. На самом деле люди везде примерно одинаковые. Но в Европе существуют жесткие ограничения на дизайн.

В немецких городах, например, вывески обычно располагаются только между первым и вторым этажами. И только на одной линии. Когда эти объекты упорядочены, все в целом – здания, улицы – выглядит не таким шумным.

Вывески в Европе

Что меняется в Москве с внедрением новых правил?

Новшеств много. Те же вывески теперь могут быть только небольшого размера. Они, как в Германии, должны располагаться на одной линии. И если здание принадлежит разным собственникам – только между первым и вторым этажами. Если владелец один – допустим, отель, – он может повесить вывеску наверху.

Еще один важный момент – запрещается сплошное перекрытие витрин. Когда идешь мимо полностью заклеенных окон – реклама газировки, нарисованные овощи на гастрономах, – испытываешь дискомфорт. Это очень визуально шумно. Вдобавок, такие витрины сильно влияют на архитектуру. Фасады становятся абсолютно плоскими. Витринное пространство принадлежит владельцам. Они могут там размещать, что угодно. Но стекло не должно быть полностью заклеено.

Есть особые правила для старинных домов. Если здание старше 1953-го года, вывески на нем можно делать только из отдельных букв.

Через них мы видим исходную фактуру здания, рельеф. К тому же отдельные буквы исторически достоверны. В старых домах нельзя использовать световые короба. Это очень активный элемент – прямоугольник, объемный, часто ярко светящийся. Он катастрофически влияет на архитектуру.

Вывеска из отдельных букв

Красочные хитрости

Достаточно ли полна новая концепция? Может, нужно дополнительно ограничивать шрифты, цвета вывесок?

Не думаю, что их надо законодательно регулировать. В пределах города это бессмысленно. Хотя есть исключения. Например, на некоторых исторических памятниках требуется ограничение по цветам. Когда мы разрабатывали дизайн-код, то предложили делать вывески на здании Центрального телеграфа только из бесцветных букв – либо из белого металла, либо из желтого. Там такие буквы уже есть на фасаде. Было бы неправильно, если бы ярко-красные или желтые вывески коммерческих фирм вступали с ними в конфликт.

Дизайн улиц – это не только вывески. Это и малые архитектурные формы: скамейки, киоски. Нужно ли законодательно регулировать их вид?

Да. Такие объекты тоже должны уменьшать количество шума, а не увеличивать. Например, как раз в их случае не рекомендуется использовать яркие краски. Я как-то видел в Берлине замечательные ярко-лимонные скамейки вдоль речного берега – невероятные, практически флуоресцентные. Но это исключение. В обычной городской среде лучше использовать неброские цвета: черный, темно-серый. Почти всегда хорошо работают цвета натуральных материалов – бетона, стали, дерева.

Концепт уличной скамейки Многоярус

В Москве этому правилу не следуют. К примеру, бордюры во дворах долгое время красили в желто-зеленый цвет. Во-первых, получалась очень шумная визуальная среда. Во-вторых, это невыгодно с экономической точки зрения.

Я специально выяснял: окрашивать бордюры нужно, только если они изготовлены из низкокачественного бетона. Хороший бетон не надо красить вообще. Гидроэлектростанции же без этого не портятся, не ломаются.

Металл, наоборот, часто требует покраски. Для него в большинстве случаев стоит выбирать нейтральный цвет. Причем тут есть градации. Столбик, разделяющий тротуар и дорогу, может быть серым. Забор, который ограждает зеленые насаждения – например, парк, – правильно красить только в черный. Тогда он визуально исчезает: мы видим то, что за ним. Если забор другого цвета, мы замечаем уже не деревья, а саму ограду – иногда достаточно уродливую.

Макет автобусной остановки в городской среде

Уличный некомплект

Как уменьшить шум, если рядом стоят несколько разнородных объектов? Остановка, урна, лавочка?

Вообще есть дизайнерский принцип: уменьшение общего количества объектов. Если можно что-то объединить – это хорошо. Иногда необходимо поставить несколько предметов рядом. Например, отделить урну от скамейки, потому что рядом с урной неприятно сидеть. Но этим не надо злоупотреблять. Вот я живу около метро «Динамо». До недавнего времени у выхода из вестибюля можно было увидеть до десяти разнородных по дизайну объектов. Урны, указатели, терминалы оплаты, провода от которых тянутся куда-то к ближайшему фонарю…

Это одна из ключевых проблем в Москве – комплекты. Объекты, которые должны быть связаны визуально, пластически, по форме, по стилю. Но по большей части никак не связаны. Ими даже занимаются разные организации!

К примеру, с точки зрения городской среды остановка общественного транспорта с урной – это один объект. Но остановку ставит Департамент транспорта, а за урну отвечает Департамент жилищно-коммунального хозяйства. Часто они абсолютно не соответствуют друг другу. Мало того, что урна яркая, зеленая, так она еще и низкого качества…

Уличные урны Florus, они же – стойки для цветов

В Европе в таких случаях принимает решение одна организация?

В Лондоне до недавнего времени существовала отдельная организация, занимавшаяся дизайном города. Она не просто курировала вопрос, как сейчас делает Москомархитектура, а самостоятельно разрабатывала решения для городской среды: малые архитектурные формы, навигацию, размещение вывесок. После недавнего кризиса штат сократили, переподчинили, но принцип остался тем же. Стандарты, связанные с тротуарами, дорогами, фонарями, скамейками едины и в таком городе, как Нью-Йорк.

Москве тоже нужны подобные нормы. Причем делать стандартом нужно не отдельные элементы, а комплекты.

И чтобы не было конфликтов со средой, создать не один универсальный свод правил, а несколько. Разработать разные виды дизайна. Условно говоря, один для исторической застройки – от XIX века и раньше. И совсем другой »для зон массовой застройки 1960-70-х годов. Если это сделать, качество городской среды существенно улучшится.

Проект изменений вывесок на Кузнецком мосту

Квартал мечты

Мы все говорим о действиях чиновников. Разве частным компаниям не нужно самим озаботиться улучшением городской среды?

Компании и так растут в смысле дизайна. В целом они делают среду лучше. Вопрос в правильной организации их усилий. На мой взгляд, сейчас очень важно создание модельных объектов, которые могли бы показать, как должно быть.

У меня есть мечта: взять район, небольшой квартал и сделать там все правильно. Поставить хорошие скамейки, красивые фонари. Такие объекты есть в разных частях Москвы – просто их нет в одном месте одновременно.

Сейчас одна из очень тяжелых проблем – дворовое пространство. На улицах хотя бы частный бизнес что-то улучшает, а во дворах трудятся только коммунальщики. То, что они делают, к сожалению, идеологически и по реализации архаично. Стратегия одна: все покрасить в зеленый цвет.

Я бы очень хотел, чтобы появились стандарты для школ, для больниц. Вот я пришел в школу, соседнюю с той, в которой учится мой ребенок. Там уродливая железная дверь без окон, покрашенная в коричневый цвет. С железной ручкой. Маленькие первоклассники каждый день с трудом тянут на себя эту дверь. Почему так? Ведь школа охраняется круглосуточно.

Может, начать с малого? Просто поставить по всему городу хорошие урны?

Частичные решения ничего не изменят. Если просто поставить по всему городу хорошие урны, выйдет плохо.

Когда в отвратительной среде – с кучей-малой из вывесок, зелеными бордюрами, железными дверями на всех подъездах – появляется один хороший объект, он только привносит больше хаоса.

Это еще один элемент, не связанный с остальными по стилю. Урны просто поломают, скорее всего. Среда возьмет свое.

Но если взять небольшой район, сделать там правильные тротуары, бордюры, заборчики, газоны – все скажут: надо же, как классно! Мы тоже так хотим. 




Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.