От первого лица

Главный архитектор Петербурга: мы ограничили базовую застройку высотой 40 м

06 Декабря 2016

Назначенный в прошлом году главным архитектором Санкт-Петербурга, Владимир Григорьев принял участие в пленарной дискуссии нашей секции «Креативная среда и урбанистика» V Международного культурного форума и рассказал журналистам, что думает о составляющих комфортной среды для жизни современного города.

— Первый раз на Культурном форуме заговорили на тему урбанизма, как вы думаете, своевременно?

— Я считаю, это правильно, городская среда в некотором смысле определяет сознание горожан, и в этом состоит отчасти феномен Петербурга. Наш город всемирно известен своей качественной архитектурой, причем это не только архитектура уникальных зданий, это просто очень хорошая средовая застройка. С другой стороны, у нас существует окраины, понятие житель окраин, который по выходным «едет в город», чтобы сходить в музей или театр. Я считаю, понятие среды для жизни должно у нас главенствовать везде, и на это направлены наши усилия, в том числе, на градостроительное регулирование новой жилой застройки. Мне кажется, общественные пространства — это не только парки, но и та среда, куда попадают люди, выходя из своего дома.

Да, в последнее время мы построили ряд важных культурных объектов — Восточное крыло Главного штаба, вторая сцена Мариинки, Академия танца Бориса Эйфмана. Важно, однако, чтобы жизнь горожанина отличалась тем, что, даже выходя из Эрмитажа, человек всё равно ощущал себя в том культурном пространстве, которое делает его жизнь комфортнее и счастливее. Петербург же будет, безусловно, всегда довлеть своей исторической привлекательностью, и я надеюсь, поколения архитекторов, которые растут в этом городе, будут впитывать в себя эту культуру.

Восточное крыло Главного штаба

Мариинка-2

— Мы знаем Петербург как культурную столицу, и за этим статусом кроется множество вопросов, связанных с эксплуатацией исторических объектов. Как найти баланс, чтобы и сохранять, и развиваться?

— Баланс — это использование традиционных приемов организации пространства, и это, прежде всего, позиция города. У Петербурга есть свои закономерности: у нас прямые улицы, как правило, локальные доминанты, крупные перспективы замыкаются градостроительными акцентами, и регулярная панировка. Плюс «небесная линия», которой мы так дорожим. Наш город — это город достаточно невысокой застройки и острых шпилей, которые пронизывают наше серое небо. Эту градостроительную логику мы стараемся распространять и в новые районы.

Мы ограничили базовую застройку высотой 40 метров для новых жилых районов, а все что выше рассматривается на Градостроительном совете и на комиссии с участием депутатов Законодательного собрания

Санкт-Петербург стремительно перескочил этапы своего развития, если сравнивать его со старыми европейскими столицами. В результате сегодня наш «серый пояс» промышленных территорий — это большое преимущество, но и большая задача в плане урбанистического развития. Мы рассчитываем преобразовать эти территории, включить их в жизнь для города, расположить там филиалы музеев, театров, парки, сделать достаточно открытыми. Мы недавно провели международный конкурс на «серый пояс», где участники из разных стран показали очень интересные предложения по его развитию. Сейчас мы работаем с этим, и надеемся, что со временем это все вырастет в некую идеологию преобразования городской среды.

Развитие «серого пояса» находится под пристальным вниманием правительства Петербурга. Это колоссальный резерв для развития города, который мы просто не имеем права не использовать

Город не должен, безусловно, развиваться экстенсивно, потому что все это ведет к увеличению затрат на инфраструктуру — инженерную, транспортную, увеличение времени перемещений. Поэтому так важно использовать имеющие территориальные ресурсы, в том числе размещать новое жилищное строительство наряду с общественными пространствами, местами приложения труда и коммерческой функцией. Что касается пространственной организации, мне кажется, город не должен расти ввысь стенами 25-этажных огромных зданий. Все-таки должна сохранятся наша традиционная городская структура, так называема «небесная линия» и отдельные высотные акценты. Вот с этим мы пытаемся выступить и убедить девелоперов в том, что это правильно.

MLA+, Голландия. Концепция развития «Серого пояса» © MLA+

Евгений Герасимов & Сергей Чобан, Петербург-Москва. Концепция развития «Серого пояса» © Евгений Герасимов и партнеры, nps tchoban voss

— Насколько эффективной стала недавняя поправка об обязательном согласовании архитектурного облика зданий?

— Я считаю, такой инструмент абсолютно необходим. Настолько он эффективен, сейчас судить, наверное, рано. Мы сможем это сделать, кода начнут возводиться те здания, проекты которых прошли процедуру согласования, и мы сможем сравнить их с теми, которые возводились до того. Я надеюсь, все увидят определенные позитивные сдвиги. Хотя, конечно, сама по себе процедура согласования абсолютно не гарантирует качество архитектуры и, тем более, качество строительства. Но как один шагов, мне кажется, это правильно, и к этому постепенно привыкают.

- Есть ли у вас рычаги давления на коллег из строительной отрасли?

- Мы не стараемся оказывать давление, наоборот, стараемся создать предпосылки для всех в плане формирования качественной жилой среды. Но все-таки мы считаем, что государственное регулирование должно быть. В том числе, у нас работают ПЗЗ, в которые мы закладываем определенные принципы, которые, как нам кажется, должны способствовать этой цели. Это и ограничение и плотности застройки, и этажности: мы ограничили базовую этажность застройки 40 метрами для новых жилых районов. Все, что выше, мы рассматриваем на Градостроительном совете с точки зрения оправданности, целесообразности композиции.

- Москва ввела стандарты к проектам массовой жилой застройки. Есть ли какие-то инструменты контроля в Петербурге?

- Петербург здесь несколько отличается от Москвы - у нас не строится крупнопанельных зданий в таком объеме. Поэтому та очень успешная и необходимая работа, которую провел Сергей Кузнецов в Москве по формированию требований к проектам повторного применения, для нас неактуальна, хотя эти требования так или иначе все равно звучат. Может быть, не в таком формализованном виде, потому что у нас вся новая жилая застройка, в общем, строится по индивидуальным проектам.

До конца года Санкт-Петербург примет новые региональные нормы градостроительного проектирования, последние согласования Комитета по экономической политике и стратегическому планированию в части ряда нормативных показателей закончены. В частности, в РНГП будут увеличены нормы обеспеченности жилья социальной инфраструктурой.

Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. CZA. Изображение предоставлено “Glorax Development”

Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. Остоженка. Изображение предоставлено “Glorax Development”

- Планирует ли Петербург расширять практику архитектурных конкурсов?

- В принципе, я очень бы хотел, чтобы такая практика расширялась, хотя, как вы знаете, в Петербурге архитектурные конкурсы, особенно, международные, к сожалению, оканчиваются не очень позитивно, вспомним Мариинский театр или Театр Эйфмана. Выигравший проект в процессе его реализации сталкивается со сложностями либо внутреннего характера, либо в определенных условиях становится невозможным для реализации.

Я считаю, конкурсы должны быть – вот мы провели конкурс идей на «серый пояс», сейчас мы проводим конкурс на «Петербургский стиль XXI века», чтобы понять, как видят наши молодые архитекторы, в основном, будущую жилую застройку. Совместно с компанией «Glorex Development» организовали конкурс на проект застройки территорий Васильевского острова в районе Пассажирского порта. Я всех инвесторов ориентирую на проведение конкурсов для поиска идей. Но как вы понимаете, в наших рыночных условиях и не очень сложившейся практике определения цен на проектные работы, мы, к сожалению, не можем так легко, как это иногда происходит в европейских странах, быть абсолютно уверенными в том, что выигравший проект будет готов для реализации по всем критериям. И что это будет грамотный проектировщик, который имеет все необходимые лицензии, способности, гарантии и финансово состоятелен, чтобы выполнять крупные проекты, а его цена окажется адекватной. Поэтому здесь есть проблемы.


Изображения: tass, nnm.me, Glorax Development


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.