Функция-инновация-долговечность: Эдуардо Гутьеррес о проектировании метро
Станция Drassanes в Барселоне сегодня в топе самых удивительных проектов подземки со всего света. Станцию 1968 года постройки реконструировали молодые архитекторы из барселонской студии ОN-A Arquitectura Эдуардо Гутьеррес и Хорди Фернандес. Эдуардо Гутьерреса пригласили в жюри третьего московского конкурса на новые станции метро, и мы не упустили шанс задать архитектору несколько вопросов.
Архсовет: С какими элементами станций, на ваш взгляд, работать эффективнее всего, чтобы получить яркий образ?
Эдуардо Гутьеррес: Во-первых, я бы работал, в первую очередь, с теми элементами, с которыми непосредственно соприкасается пассажир. Во-вторых, я бы работал со светом. И в-третьих, попытался бы привнести на станцию современные информационные технологии, которые могут радикально менять вид подземного пространства.
— Что вы имеете ввиду, говоря об элементах, с которыми контактирует пассажир?
— Я различаю визуальный контакт и физический. Под физическим подразумевается все то, что находится непосредственно рядом с пассажиром — это скамейки, стены на станции, на которые облокачиваются люди, элементы эскалатора и прочей инфраструктуры станции.
Станция Drassanes в Барселоне
Также есть вещи, которые подразумевают визуальный контакт — это каналы, через которые пассажиры получают информацию, находясь под землей. Очень важно сделать так, чтобы пассажиропоток был максимально быстрым, а информация — максимально удобной для восприятия.
Конечно, задача архитектора или художника — также сделать станцию эмоционально окрашенной. Этого можно достичь, работая с цветом. Но не только. К сожалению, в современном мире такая вещь, как новые технологии и технологии дополненной реальности используется очень мало — но мне это нравится, ведь они позволяют усилить интерактивный характер пространства станции.
— Как могут работать на станции такие медиа?
— Например, в проекте станции Sant Andreu в Барселоне мы разработали такую технологию, когда с помощью приложения в мобильном телефоне пассажиры могли менять освещение станции. Правда, в конечном счете, у нас не получилось это реализовать на практике из-за бюджетных ограничений. Но в итоге частично мы все-таки это сделали: освещение на станции у нас меняется в зависимости от частоты курсирования поездов: например, когда они ходят по более плотному графику, цвет смещается в красный диапазон.
Кроме того, при помощи задуманных нами проекторов на потолке станции можно размещать разную информацию, фотографии, то есть это интерактивный потолок.
— Вашу станцию Drasanes приводят в качестве лучшей современной станции почти все финалисты нынешнего конкурса. В чем секрет ее популярности?
— Это то, о чем я говорил в самом начале: основное внимание мы уделили контакту пассажира со станцией. Во-первых, мы здесь много поработали с освещением. Станция прежде была достаточно темной (год постройки станции — 1968-й), мы же попытались сделать все светлее, чтобы у пассажиров было чувство безопасности. В частности, в павильонах станции мы разместили источники освещения таким образом, чтобы минимумом оборудования максимально осветить пространство. Это даже вызывало на первых порах вопросы — зачем мы так странно развесили светильники, но в итоге это дало нужный эффект.
Потом мы поработали с формами. Мы избегали прямых углов, пытались создать ощущение перетекаемости и непрерывности пространства. В итоге все линии, контуры, очертания у нас получились криволинейными, как в космическом корабле.
Ну и конечно, здесь была работа с новыми материалами. Я имею в виду стеклофибробетон, который ранее не использовался на станциях Барселоны. В частности, в этом заключается одна из ключевых успеха этого проекта.
Cтанция Sant Andreu в Барселоне
— А по конструктиву современные станции в Барселоне все одинаковые?
— Нет, все разные. На новых линиях — например, линии 9 — есть возможность использовать необычные материалы, экспериментировать с цветами. Так что, когда ты придумываешь дизайн станции, у тебя большая свобода — ты в принципе можешь делать все, что хочешь. Главное укладываться в бюджет.
— И можно использовать бетон?
— Да, как в проекте Drassene, но это не армированный бетон, а стеклофибробетон. Конечно, дерево использовать нельзя, потому что оно пожароопасно. Пожароопасные виды пластика также нет. Металлическая обшивка возможна, как и керамические элементы. Вообще, при проектировании станций архитектор всегда сталкивается с обязательным набором правил, иначе нельзя. В этом коридоре он должен найти возможность для самовыражения.
— Должны ли станции метро в разных городах отражать национальную идентичность?
— Думаю, что нет. Нужно думать о другом: во-первых, нужно иметь четкое представление о концепции станции и ее функциональности. Например, если станция вписывается в окружающую среду — это правильно. Во-вторых, нужно думать об инновациях и том, как их можно интегрировать в проект. И в-третьих, безусловно, учитывать долговечность, ведь вашей станцией будут пользоваться миллионы людей.