ENG
 
От первого лица

Филипп Мойзер: важно разделять технологию и архитектуру

08 Июня 2015

Над разделом модернизации ДСК в центральном проекте АРХ Москвы — «Архитектурная политика» — совместно с командой Москомархитектуры работал немецкий архитектор, исследователь, глава издательского дома Филипп Мойзер. Портал Архсовета попросил Филиппа прокомментировать свою идею.

Панельное домостроение последние полвека — главная примета большинства российских городов. Впрочем, при всей массовости этого явления непрофессионалу сложно понять, чем одно поколение панелек отличается от другого, и в чем новизна современной продукции. Филипп Мойзер, много лет посвятивший изучению советских технологий панельного жилья и с интересом следящий за нынешней модернизацией ДСК, решил рассказать об этом на примере пяти простых аналогий.

Прежде всего, Филипп Мойзер выделил пять поколений панелек, начиная с 1954 по 2015 годы. Первое поколение он представил в виде шахмат: архитекторами был предложен жилой дом, или прямолинейная секция как единица. До 1962 года было распространено строительство жилых домов, состоящих из 3-5 таких секций.

Второе поколение — выглядит как домино. Комбинаты использовали инновационное решение по применению угловых вставок секций, позволяющих секционным домам быть привязанными к участкам со сложным контуром.

Филипп Мойзер: «Самая маленькая единица измерения тут — секция. Вы можете использовать секции таким образом, чтобы создавать разные формы — зигзаги, змеевидные цепочки и прочее».

Данный прием впоследствии найдет активное применение и позволит формировать периметральную застройку, эффективно использовать площадь участка.

Третье поколение — напоминает тетрис: проектировщики постарались использовать в качестве единицы размер квартиры и компоновали секцию из квартир для получения улучшенной квартирографии в каждой секции. Ее форма становится сложной по контуру, но с точки зрения удовлетворения различных пожеланий горожан такая планировка квартир кажется весьма эффективной.

Четвертое поколение — уже постсоветское. Филипп Мойзер назвал его лего. Тут предложены различные варианты формы секции в плане: от радиальных до угловых и поворотных. До недавнего времени как раз это поколение было самым массовым. Формируется целый набор различных секций для посадки на участки различной формы и создания интересной градостроительной компоновки участка. Иногда проектировщики пытались найти некую художественность в компоновке секций с различным планом на участке, и на карте Москвы появилось множество таких геометрических «рисунков», хорошо видных со спутника.

Филипп Мойзер: «Тут единица — это собственно сама панель, то есть мы переходим от целого здания как единицы измерения в первом поколении к секции во втором, потом к квартире и потом к стене, то есть все меньше и меньше...».

«Первые три поколения очень техничны, здесь нет возможности варьирования планировок, но после распада СССР строительство становится более индивидуальным, потому что появился рынок недвижимости и сформировался иной запрос ...».

Пятое поколение — представлено в виде пазлов. Это поколение новых секций на основе модернизированных производств, которое инициировано мэром Москвы Сергеем Собяниным. Новые секции — это конструктор, который предполагает в качестве единицы измерения — сборный элемент, из которого можно собрать дома, отличные по планировкам, фасадным решениям, этажности, формы.

Филипп Мойзер: «Мы имеем коробку с деталями лего, которые могут друг с другом соединяться и давать огромное число вариантов, отвечая потребностям рынка. Это вообще отказ от стандартизации: вы создаете индивидуальный проект, потом ДСК разделяют его на секции, все это привозится на площадку, и уже там собирается в конечную структуру».

«Начиная с четвертого поколения возможно создавать индивидуальные планировки квартир, начиная с пятого-го — уже не существует никаких стандартов. Это поколение представляет собой серьезную конкуренцию кирпичному строительству и монолитным домам...».

Мойзер при этом подчеркивает, что система технологий не имеет ничего общего с городским проектированием: дома пятого поколения могут выглядеть скучно, а могут — интересно — это определяет не технология, а квалификация архитектора.

«Ажурный дом Бурова был построен в 1941 году и это первое-е поколение, но сегодня вы скажете, что это, возможно, даже не устарело. Тип технологии и конечный облик не связаны между собой, это уже большей частью работа архитектора...».

Технология пятого поколения дает широкие возможности делать качественную архитектуру, и главным пожеланием для московских застройщиков Филипп Мойзер считает снижение этажности — именно это в конечном счете, по мнению архитектора, определяет качество жилой среды.

«Если вы сравните панель новых московских зданий с панелью здания в Калифорнии — это одинаковый проект и философия. Только вам придется вырезать кусок из 22-этажного московского дома высотой этажей в 5-7 … Качество проектов в данном случае обусловлено не наличием панели, а масштабом самих проектов. Дома в Москве слишком высокие. Здесь у вас в четыре раза больше людей, автомобилей, отходов. То есть я хочу сказать, что разница — в масштабе, а не в технологии...».

Архитектор уверен нужно разделять технологии и инженерные решения от архитектуры и проектирования. Во всяком случае, несмотря на то, что три первых поколения уже практически изжили себя, в любом из них можно найти примеры качественной и интересной архитектуры.


Изображения: Москомархитектура, botinok.co.il


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.