ENG
 
От первого лица

Евгения Муринец: Москва вновь на мировом архитектурном Олимпе

01 Ноября 2018
1 из 5
2 из 5
3 из 5
4 из 5
5 из 5
1 / 5

Увеличить

В Милане состоялось знаменательное событие в мировой архитектуре – объявлены лауреаты международной премии Archmarathon Awards. Этот год оказался плодотворным для России.

Во-первых, в номинации «спорт» победу одержало молодое архитектурное бюро  «Космос». Во-вторых, впервые в состав авторитетного международного жюри вошёл представитель из России –архитектор, советник президента Союза архитекторов России, член Экспертного совета Минстроя России Евгения Муринец. Она поделилась с порталом Архсовета своими  впечатлениями от проектов участников, а также приоткрыла  закулисье самой премии.

Евгения, вы стали участником такого глобального конкурса проектов. Как вы оцениваете российскую современную архитектуру? Можем ли мы конкурировать с мировыми звёздами?

Если говорить об отдельных именах или городах, то нами однозначно достигнут мировой уровень архитектурного качества. Если же брать средний показатель по стране, то мы всё ещё далеки от мировых центров урбанистики.

Какие российские города наиболее плодовиты в плане хороших проектов?

Вряд ли я открою Америку, сказав, что в первую очередь это, конечно,  Москва. Прошедший Архмарафон – тому доказательство. Наши молодые ребята из бюро «Космос» поделили первое место в номинации «Спорт» с нью-йоркскими коллегами и их проектом для Китая, что весьма примечательно в свете последних событий на мировой политической арене.

 Вы хотите сказать, что и в таком крупном архитектурном конкурсе есть место политике?

Политика есть везде, тем более в архитектурной жизни. Что однозначно можно сказать о прошедшем конкурсе, так это то, что все без исключения отобранные в финал проекты (а их около 55) были великолепны. И наши ребята заслужили эту победу.

Евгения, в рамках Архмарафона каждый член жюри выступал с лекцией о профессиональной деятельности, о своем видении будущего архитектуры. Расскажите, чем вы поделились со слушателями.   

Моя лекция была о достижениях Москвы за последние пять-семь лет и о том, что сейчас происходит в российских городах. Наша столица, без преувеличения, совершила гигантский прорыв в развитии городской среды за это время. Многие мои коллеги-архитекторы из жюри ранее были здесь. Они помнят Москву на три четверти типовым городом, тонущим в машинах, завешенным рекламой. Десятые годы стали ударными по этим направлениям. Сейчас старые панельные серии Москва перестала строить, новые районы разнообразны, с интересными фасадами, современными подъездами и хорошим дворовым благоустройством. Ушли мы и от типовых садов и школ. В Москве появились обустроенные пешеходные пространства, а парки, площади и набережные стали по-настоящему красивыми и обустроенными. Про «Зарядье» знает уже весь мир, его узнали сразу и участники мероприятия.

Упорядочили в Москве рекламу и вывески. Этот «кейс» показал, насколько важно вливать «свежую кровь» в сложившуюся правительственную структуру, насколько важно подключать к решению таких задач отраслевых специалистов-практиков. Наша работа над Москвой стала вектором для тех перемен, которые происходят сегодня и в других российских городах. Эстафету подхватили Казань, Краснодар, Калининград, Пермь, Тула, Кемерово, Калуга, Владивосток, Оренбург, Челябинск и ещё ряд городов. Мой доклад хорошо вписался в темы лекций других членов жюри, которые я бы поделила на два направления: качество детали в архитектуре и социальный аспект. Последний особенно ярко раскрыла Лесли Локко, руководитель Школы архитектуры университета Йоханнесбурга. ЮАР уже долгое время находится в стадии решения тяжелейших расовых вопросов, что однозначно сказывается и на территориальном планировании, и на архитектуре отдельных объектов, особенно социальных. Понятно, что у каждой страны, да и у каждого города  свои задачи, требующие решения. Но обмен идеями и опытом помогает найти неожиданные и интересные пути их преодоления.

В этом году гран-при получили MVRDV за их общественное пространство в Сеуле и Francisco Pardo Arquitecto+Amezcua за реновацию фабричного здания в многофункциональный центр. Как жюри пришло к такому решению?

Как я уже рассказала, социальный аспект – это сильнейший фактор при выборе победителя. Винни Маас, который приехал  в Милан на презентацию своего объекта, подчеркнул, насколько это место стало популярным в Сеуле. Власти города сейчас продолжают развивать проект. Люди в нем поставлены как бы «над» жесткой средой крупнейшего мегаполиса – для них созданы сады, лаунжи и инфраструктура. В проекте реновации здания бывшей фабрики подчёркнута важность сохранения идентики места и дипломатичность современного вмешательства в историческую среду. Этот аспект также является важным социальным высказыванием. Наша среда – это наша история, которая в свою очередь определяет нашу уникальность, воспитывает в нас уважение к нашему городу и нашей стране.

Удивительно, что на такой крупный Международный конкурс было подано так мало работ от России.

К сожалению, да. Думаю, дело в общем скептическом отношении наших архитекторов к международным конкурсам. Мол, жюри не наше, конкуренция высока, вероятность победить крайне мала. Так зачем вообще участвовать? Этот конкурс показал, что всё возможно. Мы с Сергеем Кузнецовым говорили об этом. Главный архитектор Москвы предложил обязательно инициировать большее количество заявок от России. Тем более, что следующий Архмарафон без отсева по географическим признакам пройдет в 2020-м году (Архмарафон 2019-го года будет проходить в Майами для стран Северной и Латинской Америки – прим.ред.). Это большой плюс, будет время, чтобы достроить региональные проекты и податься уже с несколькими десятками или даже сотнями реализаций.


Изображения: .


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.