От первого лица

Елена Соловьева: нужно поменять отношение к Москве-реке

19 Января 2015

Первые изменения в облике московских набережных в рамках завершившегося накануне Нового года международного конкурса произойдут уже в нынешнем году. Мы попросили руководителя НПО «Исторические зоны» Института Генплана Москвы Елену Соловьеву прокомментировать значение сегодняшней трансформации реки для исторического контекста города.

— Итоги крупнейшего градостроительного конкурса современной Москвы — на концепцию развития столичных набережных — вызвали большой резонанс. А, на Ваш взгляд как эксперта конкурса, каково его значение для города в историческом аспекте?

— Конкурс был просто необходим для того, чтобы поменять отношение к Москве-реке. Для начала надо понять, какое значение река имела для русского города: это некий объект, формирующий лицо города, или это сугубо технический объект? На ранних этапах формирования российского государства реки были основными транспортными путями. В то же время реки — это система визуальной взаимосвязи, поэтому на самых высоких точках вдоль рек ставились церкви, колокольни, сторожевые башни — доминирующие объекты.

Коломенское

В дальнейшем, когда появились другие виды транспорта и сообщения, река такое свое свойство утратила и превратилась в так называемую рабочую, промышленную зону: из нее брали воду для хозяйства и в нее же сливали отходы. И эстетическая роль реки, по крайней мере, в Москве, была утрачена. В XII — XVI веках здесь располагались церкви, монастыри, усадьбы, села, а в XIX веке вдоль водной артерии начали размещать промышленные предприятия.

Сейчас мы хотим вернуть Москве-реке эстетическую составляющую. Такая функция у рек существует в любой мировой столице.

Красный октябрь

— Говоря о мировом опыте обустройства и использования рек, какой пример Вам кажется наиболее удачным?

— В европейских государствах река — это, прежде всего, объект, формирующий основной градостроительный ансамбль,место, где сосредоточены основные архитектурные, градостроительные и ландшафтные городские объекты. Очень удачен пример Парижа. Здесь на Сену обращены основные градостроительные оси и городские доминанты — Эйфелева башня, Дом инвалидов, Лувр, Марсово поле и другие. То есть Париж характерен тем, что на реке перпендикулярно ее руслу формируются важнейшие городские ансамбли.

Париж, Сена

То же самое наблюдается в Гонконге. Здесь на залив Виктория обращены самые важные видовые объекты. То есть водная поверхность всегда должна получать высокое эстетическое оформление. Река в городе — это не только транспортная артерия, а, прежде всего, зона, где должны формироваться важнейшие с эстетической точки зрения ансамбли.

Гонконг, вид на залив Виктория

— В конкурсе одно из заданий: сформировать поперечно-физические визуальные оси — такие оси как раз и созданы в мировых столицах?

— Да, к примеру, в Париже созданы поперечные оси. Для Москвы они очень важны: надо обустраивать поперечные связи между берегами. На сегодняшний день их в городе недостаточно.

Помимо этого, в нашем случае надо создавать продольные визуальные связи между объектами вдоль реки, как это было в средневековой Москве. Отмечу, что вдоль Москвы есть как исторические доминанты, часть из которых, к сожалению, была утрачена, так и современные. И необходимо создавать новые доминанты, чтобы визуальная связь между этими опорными градостроительными точками не прерывалась.

— А какие объекты в Москве можно назвать современными доминантами? И какие доминанты необходимо создавать в дальнейшем — высотные здания, культурные объекты, может что-то иное?

— Современные доминанты — это, в основном, высотные жилые комплексы, построенные на реке, а также торговые и офисные центры, к примеру, Москва-сити.

Пречистенская набережная

Еще раз отмечу, что доминанты необходимо создавать, однако их функция для нас особого значения не имеет. Мы говорим именно о создании объемно-пространственной композиции, а функции могут быть абсолютно разными. Изначально силуэт Москвы-реки был синусообразным и такая форма как раз и достигалась размещением знаковых, доминантных объектов.

— За исключением формообразующей функции, что еще несут в себе доминанты?

— Они являются также городской навигационной системой. Москва в смысле планировки очень запутанный город, в отличие, к примеру, от Санкт-Петербурга. Поэтому раньше ориентироваться можно было по этим доминантным объектам. И мы хотим в Москве возродить эту навигационную систему. Другими словами, чтобы увидев доминанту, человек мог сразу понять, в каком районе города он находится.

Санкт-Петербург, панорама Невы

— Насколько важна транспортная навигация на Москве-реке?

— Пассажирские перевозки по Москве-реке, на мой взгляд, нужно осуществлять преимущественно в туристических целях, потому что передвижение по реке не предполагает скорость, а общественный транспорт тем и ценен, что он быстрый.

— Как можно включить прибрежные зоны в жизнь города? Чего, на Ваш взгляд, им не хватает?

— На Москву-реку выходят огромное количество жилых районов, но набережные между рекой и этими районами в большинстве случаев не благоустроены. Конечно, есть удачные примеры включения набережных в жизнь города, к примеру, набережная в Коломенском. Однако многие участки реки остаются нетронутыми и ими необходимо заняться.

Серебряный бор, Москва

На мой взгляд, здесь нужно разбивать парки, делать зоны для прогулок и занятий спортом, благоустраивать велодорожки. На реке нужны рекреационные объекты.

— В победившем проекте бюро «Меганом» среди территорий реки, на которые были сделаны отдельные проектные предложения, была Мневниковская пойма. Хотелось бы услышать Ваш комментарий относительно планов по развитию этой зоны...

— Территория Мневниковской поймы — это уникальный ландшафтный объект. Здесь Москва-река, образуя петлю, создала практически остров, который мы называем Мневниковской поймой, рядом с которой расположена усадьба «Фили-Кунцево».

Проект Меганом. Парламентский центр в Мневниках

Проект Меганом. Парламентский центр в Мневниках

По моему мнению, строить здесь больших объектов не стоит, я имею ввиду жилую застройку, так как нагрузка на это место в разы увеличится и уникальный природный ландшафт окажется под угрозой. Но я не против строительства здесь Парламентского центра, хотя, по моему убеждению, это должен быть центр в экологической зоне.

— Напоследок, мы бы хотели спросить у Вас, как эксперта еще одного недавнего конкурса, о проектах дизайна станций метро «Солнцево» и «Новопеределкино». Вы довольны его итогами?

— По «Солнцево», победителем которого стало российское архитектурное бюро Nefa Architects, не могу сказать, что жюри поддержало этот проект единогласно. Правда, в конце концов, мнение жюри совпало с мнением «активных граждан». Хотя меня он тоже привлек, главным образом тем, что в разработке павильонов архитекторы отталкивались от того, что раньше на этом месте располагалась деревня Солнцево. Отсюда и такой выбор формы вестибюля —напоминающий традиционную русскую избу. Мне понравилось и то, что они не просто создали что-то абстрактное, а вспомнили свою историю и оттолкнулись от нее. В то же время в интерьерах они обратились к теме солнечного света, игре солнечных лучей.

Nefa Architects

Что касается «Новопеределкино», в первом туре я голосовала за тот проект, за который проголосовали большинство «активных граждан». Это проект рижского архитектурного бюро United Riga Architects. Однако замечу, что в начале он был очень изящно выполнен и с самоиронией. Но уже на втором этапе, когда они начали разрабатывать детали конструкции, ее «материальную» часть, все погрубело; изящество, которое было видно на эскизе, к сожалению, исчезло.

 United Riga Architects


Изображения: НИиПИ Генплана, mgomz.ru, wikimedia.org, traveltrek.ru, mostreet.ru, mosprogulka.ru, travel2moscow.com, tcc.com.ua


публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.