ENG
 
От первого лица

Елена Гонсалес: конкурсы импонируют мне как вид исследования

21 Мая 2014

Архитектурный критик и куратор Елена Гонсалес – в числе главных лиц Московской биеннале архитектуры, проходящей в столице раз в два года параллельно с выставкой «АРХ Москва». В этом году под ее руководством готовился раздел «Конкурсы», ставший одним из центральных проектов выставки. Накануне открытия Елена Гонсалес рассказала порталу Архсовета Москвы о том, что мы увидим в ЦДХ на этой неделе.

Расскажите о новшествах «АРХ Москвы-2014». Чем она будет отличаться от прошедших выставок?

В этом году «АРХ Москва» в четвертый раз проходит в формате биеннале. Четыре года назад было принято решение о чередовании форматов – один год «АРХ Москва NEXT», посвященная новым именам и идеям, второй год Московская биеннале архитектуры. Из нового / старого: решено возродить «АРХКАТАЛОГ». Это раздел выставки с персональным приглашением известных архитекторов, которые одной своей работой обозначают главную для себя тему. Это очень интересно – можно увидеть, о чем архитекторы думают и, одновременно, как эти размышления реализуются в конкретных постройках.

Также впервые пройдет Архитектурный Форум, который соберет архитекторов со всей страны. Актуальными темами форума станут «КВАРТАЛЫ» и «КОНКУРСЫ» – основные проекты биеннале. Это очень важный разговор о сегодняшней архитектурной политике, определяющей стратегические направления развития архитектуры. Достаточно вспомнить, какие масштабы и значение имела принятая в свое время концепция свободной городской планировки, например.

Кварталы как принцип жилой застройки сейчас активно внедряет правительство Москвы. В чем, на ваш взгляд, плюсы и минусы квартальной застройки? Где она применима, а где нет?

Я считаю, что квартальный принцип застройки – это устойчивый традиционный способ формирования плотной городской среды. В тех случаях, когда необходимо вписываться в ткань города, сформированную исторически такого типа застройкой, – это единственный верный подход. Также логично применять его там, где ставится задача создания компактного поселения. Но выбор того или иного типа планировки зависит от ситуации. Я уверена, что каждый раз планировщик обязан анализировать множество факторов, на основании которых должны приниматься решения. Слепое следование модному тренду приведет к очередным безумствам, которые дорого обходятся обществу. Думаю, что эти вопросы мы подробно обсудим на Форуме.

Расскажите о ваших проектах на выставке.

В этот раз я отказалась участвовать в биеннале в качестве куратора некоммерческих проектов. По двум причинам. Во-первых, я убеждена, что кураторы должны меняться – в ротации заложено развитие, а несменяемость кураторов приводит к тому, что выставка становится однобокой и субъективной. Об этом я публично заявила в прошлом году, приглашая молодых, амбициозных и талантливых занять мое место. К сожалению, пока таких не появилось, надеюсь, со временем критический настрой и желание что-то изменить подвигнут молодежь к действию.

Вторая причина заключается в том, что, будучи куратором выставки в целом, очень трудно заниматься своим проектом на биеннале. В прошлом году таких было два – «НОВАЯ МОСКВА» и «ЗЕЛЕНАЯ МОСКВА», и такая нагрузка, конечно, чрезмерна.
В этом году на биеннале я делаю один из центральных проектов – «КОНКУРСЫ». В значительной мере этот проект продолжает прошлогодние – через конкурсную практику мы отслеживаем изменения в городе.

Какие из конкурсов последнего времени кажутся вам наиболее удачными?

Мне очень импонирует конкурсное состязание как вид исследования. Сейчас таких конкурсов проводится достаточно много, они, как правило, касаются больших или сложных территорий. В самом деле: даже для формирования конкурсного задания следует уже иметь четкое представление о том, как будет организована та или иная территория. Но ответ на этот вопрос дать подчас очень сложно – и тут конкурс идей и концепций чрезвычайно важен. Рассматривая и анализируя различные сценарии развития, предложенные не только архитекторами, но и связанными с ними специалистами городского планирования, культурологами, социологами, можно получить правильное представление о том, что и как нужно делать.

Разделяете ли вы мнение о том, что конкурсы именно в России положительно влияют на развитие архитектуры? Чего не хватает российским (и особенно московским) конкурсам?

Да, я считаю, что это очень правильная тенденция. Но пока проведенные конкурсы еще не вошли в стадию реализации, поэтому судить о результатах рано. Уж очень негативный опыт мы имеем по воплощению проектов-победителей. Вселяет надежду, что конкурсы на конкретные объекты проходят с консультацией Москомархитектуры, то есть заказчик заранее включает в техническое задание параметры и ограничения, предусмотренные городом. Это сильно повышает жизнеспособность и реализуемость проектов. 

Если честно, то мне немного не хватает «бумажных конкурсов», которые решали бы не конкретные проблемы, а были направлены на развитие архитектурной мысли и стиля.

Какие напутственные слова вы можете сказать посетителям «АРХ Москвы», что хотите пожелать, на что стоит обратить особое внимание?

Выставка очень большая, всю ее посмотреть за один раз не удастся. Поэтому советую посетить ЦДХ несколько раз. Можно сэкономить, купив абонемент на 5 посещений. Вы наверняка не пожалеете – тем более, что теперь вокруг очень приятно гулять: в обновленном парке Музеон и по Крымской набережной. Немного выставки, немного прогулки – что может быть лучше? 


Изображения: Елена Гонсалес, пресс-служба выставки


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.