Открытый город 2017 В СТАТЬЯХ
От первого лица

Денис Ромодин: ВДНХ всегда олицетворяла праздник

17 Августа 2016

В августе на ВДНХ проходят авторские экскурсии с историком архитектуры, краеведом Денисом Ромодиным. В интервью порталу «Архсовет Москвы» он рассказал об историческом прошлом ансамбля ВСХВ и о том, что делать с наследием, когда идеология ушла, а здания остались.

— Как бы Вы описали функцию, которая была изначально заложена в ансамбль ВСХВ? Как это отразилось в архитектуре?
 
— Когда в 1934 году руководство страны решило организовать выставку, то ее хотели приурочить к 20-летию советской власти. Собственно изначально планировалось, что она будет отражать положительные стороны коллективизации сельского хозяйства. Изначально и проект был иным. В то время только-только стали происходить изменения в советской архитектуре, и первые генеральные планы главного архитектора выставки Вячеслава Олтаржевского были совсем иными, как и архитектурные решения павильонов. Изначально планировали и разные места для размещения выставки, но в итоге выбрали именно эту площадку. Из-за огромного количества проблем реализация проекта затянулась, более того, он трагически отразился на судьбе ее организаторов и кураторов, которые попали под «каток» репрессий в 1937 году. Был арестован и отстранен Олтаржевский, которому в вину поставили недостаточно пышный облик павильонов. Собственно, именно в 1938 году и было пересмотрено архитектурное решение павильонов, которое стало более нарядным и эклектичным. Всё это было переработано дополнительно к 1954 году, когда была проведена коренная реконструкция территории и павильонов, и многие были построены заново из кирпича. Именно тогда сформировался современный облик выставки. Правда, борьба с архитектурными излишествами, точечная реконструкция в 1960-80-х годах, а также сложный период выставки в 1990-х и 2000-х годах нанес довольно большой урон архитектуре.
 
 
— Что Вы думаете об изменениях, происходящих на ВДНХ в последние пять лет в плане градостроительного развития, благоустройства, культурной программы? Согласны ли Вы с тем, что главным инструментом возрождения территории становится культурная функция? 
 
— Несомненно, что в наше время нужно что-то делать с наполнением ВДНХ и его территорией, и именно культурно-выставочный и музейный формат - это самый подходящий, на мой взгляд, вариант. Нужна тщательная реставрация всего архитектурного наследия на ВДНХ, а также придание охранного статуса каждому павильону и некоторым малым архитектурным формам. В целом, я вполне положительно воспринимаю то, что произошло на территории за последние несколько лет. 
 
 
— Если Вы знакомы с концепцией павильона России на Венецианской биеннале, который показывал ВДНХ, как бы Вы ответили на ее основной вызов:  что делать с наследием, когда идеология ушла и стала враждебной, а здания остались?
 
— Эта наша история, какой бы она не была. А ВДНХ всегда олицетворяла праздник, была символом эпохи и некогда огромной страны. Достижения, пусть иногда и «показательные», там демонстрировались. Кроме того, все эти павильоны - это произведения архитектуры и искусства. Да и Москву невозможно представить без ВДНХ. Это еще и туристический символ. Нужно понимать, что это очень ценный объект, его надо сохранить и бережно использовать, вдохнув в него новые функции.
 
 
— Какой сценарий развития ВДНХ Вы считаете возможным с точки зрения сохранения преемственности и архитектурного наследия, но и выполнения запросов сегодняшнего дня?
 
— Самое оптимальное - это музейный комплекс и представительства республик. Последние даже могут включать небольшую торговую функцию по специализации страны. Некоторым специализированным павильонам, которые принадлежали продовольственным управлениям, или бывшим ресторанам - можно дать им функцию общепита. Важно вернуть павильоны «Космос», «Энергетика» и «Атомная энергия», в которых можно и нужно рассказывать об этих отраслях.  
 
 
— Какое место/ объект на ВДНХ Вас впечатлил больше всего, когда вы готовили программу ваших экскурсий?
 
— Наверное, павильон «Космос». Он менял свою функцию, перестраивался, и в результате стал очень необычным павильоном, который иногда мне напоминает итальянский храм. Это действительно очень необычное и монументальное сооружение на территории выставки.

Изображения: Дмитрий Чистопрудов, Павел Нефедов


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.