От первого лица

buromoscow: спальные районы пробуждаются

22 Июля 2014

Москва отказывается от строительства спальных районов советского образца. Вместо них появятся многофункциональные территории, на которых люди смогут жить, работать и отдыхать в свое удовольствие. Унылую массовую застройку сменят удобные для жизни кварталы нового типа: с комфортными дворами и активными первыми этажами. Как создать на окраинах благоприятную городскую среду, рассказывают основатели мастерской Buromoscow Юлия Бурдова и Ольга Алексакова. 

Жилой комплекс в Коммунарке, buromoscow

СОЛНЕЧНЫЕ ГЕТТО

В спальных районах, прежде всего, удручает однообразие. Похожие дома, сплошной бетон.

Ю.Б. Вид домов – самая незначительная проблема. Общая градостроительная ситуация на окраинах гораздо хуже. Я имею в виду высотность, дворы, расстояние между зданиями, отсутствие общественных пространств и четко разграничения автомобильных и пешеходных связей

О.А. С советского времени сохранились совершенно абстрактные правила планировки, соблюдая которые практически невозможно сделать нормальный квартал человеческого масштаба. Норма инсоляции существует c 30-х годов, когда свирепствовал туберкулез. Ни в одной европейской стране такого ограничения нет, потому что туберкулез давно победили.

Если отменить инсоляцию, той же плотности жилья можно достичь с помощью более низкой этажности и меньшего расстояния между домами. При этом у вас появятся двор, улица, расстояние между фасадами в 10-12 метров, в зависимости от профиля улицы. Образуется нормальная городская среда.

Жилой комплекс в Коммунарке, buromoscow

Но глядеть в окно на соседа тоже не очень комфортно.

О.А. В любом европейском городе или в центре Москвы вы смотрите на соседа. Ничего страшного. Комфортность городской среды зависит от всех соотношений ширины улицы/двора и высоты домов, пропорций каждого отдельного пространства. Как говорит наш коллега из Голландии Перо Пулич, в градостроительстве речь идет о миллиметрах.

Ю.Б. Профиль улицы – очень важная вещь. В России, когда штампуют планы застройки, его никто не рисует. Тротуар по нормам 5 метров – там отступили, здесь 3 метра добавили, нарисовали линию из кружков-деревьев. При этом нет ни малейшего представления, как улица выглядит в реальности. А ведь это важно: один там ряд машин или два, одностороннее движение или двустороннее. Все детали требуют колоссального внимания.

Еще одна важная вещь: новые районы надо проектировать индивидуально. Сейчас продолжается та же самая массовая застройка, что и 13 лет назад. Берутся типовые серии – 25-этажные, 17-этажные – и привязываются к случайно очерченным участкам. Только еще менее аккуратно, чем в советское время. Ни о какой вписанности в среду никто не думает. Просто вставляют требуемое количество квадратных метров на гектар. На самом деле, это преступление. В наше время нельзя так создавать жилые кварталы.

Жилой комплекс в Молоково, buromoscow

Ю.Б. На Западе каждый дом в застройке квартала делает отдельный архитектор. Никто в здравом уме не закажет одному человеку миллионы квадратных метров. Это абсурд. Мы работали над таким проектом с коллегами. Полмиллиона квадратных метров жилья в Подмосковье, причем 90% квартир – однокомнатные. Что за среду мы создаем?

Подмосковье – это наша боль. Вдоль подмосковных шоссе  выстроились одно за другим панельные гетто. Раньше ты видел природные красоты, а сейчас – сплошные бетонные джунгли. Это чудовищно.

Вы планировали, в частности, район Молоково в Подмосковье. Там удалось избежать «бетонных джунглей»?

О.А. Изначально в Молоково предполагалась обычная блочная застройка: шесть блоков, абсолютно одинаковых. А мы сказали: проект должен хоть как-то соотноситься с окружающей действительностью. Район располагается вдоль шоссе. Дома, которые примыкают к этой трассе, не могут быть такими же, как те, что выходят в поле. На дороге большое движение – значит, там имеет смысл делать городской фасад, располагать в первых этажах коммерческие функции: кафе, магазины, которые обслуживают одновременно местных жителей и проезжающих по шоссе. А кому нужны торговые площади на первом этаже в дальней линии?

Жилой комплекс в Молоково, buromoscow

Ю.Б. Более того, мы внимательно подошли к каждому зданию. На все дома сделали индивидуальные фасады. В результате все улицы в Молоково разные. У каждой собственная пластика, цвета, разные виды балконов, окон. Для одного бюро это большая задача. 

ОСТОЖЕНКА НА ФОНЕ ТЭЦ

Поможет ли окраинам объявленный Москомрхитектурой переход с микрорайонной застройки на квартальную?

О.А. Безусловно. Этот переход может иметь колоссальные последствия. Городская среда формирует сознание. Нам кажется, что сознание жителей микрорайона, где все «ничье», и квартала, где разграничены территории улицы и двора, – две ощутимо разные вещи. Интересно было бы сделать исследование в будущем на эту тему: «Формирование горожан нового типа, выросших в квартальной застройке».

Одна из важных составляющих «квартальной политики» – четкий архитектурно очерченный двор – желательно без машин.

Ю.Б. Закрытый двор – очень удобная модель: чтобы в него не заезжали машины и ребенок там спокойно гулял. Но такое пространство работает, только если дома в квартале не выше 9 этажей. Тогда пожарную машину, скорую и вообще все автомобили можно пустить вокруг блока. А внутри образуется стопроцентная пешеходная зона.

ЖК Wellton Park, buromoscow

О.А. В остальных дворах должно появиться четкое зонирование. Машины – на парковках. Тротуары – для пешеходов. Проезды – для транзита, а не для стоянки. Сейчас там наложение и смешение функций. Не поймешь, где гулять с детьми, а где парковать машину.

При этом дворы нельзя унифицировать. Их нужно отдать на откуп разным архитекторам. Жилье стоит типовое, но ландшафт во дворах может быть уникальным. А задача города – создавать заказ на многообразие таких общественных пространств. Потому что, в конечном счете, это мешает превращению районов в окраины. В такие вещи надо вкладываться сейчас, чтобы потом не появились проблемы, в том числе и социальные.

В самом комфортном квартале ДЭЗ может поставить уродливый зеленый забор. Как с этим бороться?

Ю.Б. Беспрецедентная практика, когда вид двора определяет хозяйственная служба. За благоустройство должны отвечать профессионалы. У нас формально есть главный архитектор района, но он чиновник. В его обязанности не входит создание команды, которая формирует задания и нанимает кого-то, кто делает городские проекты. А должно происходить именно так. Архитекторы в районах и муниципалитетах – нормальная европейская практика. Работа в масштабе муниципалитета становится конкретной и осязаемой, лучше понятны детали, лучше известна жизнь района, ближе контакт с жителями.

ЖК Wellton Park, buromoscow

О.А. Еще нужна культура проектирования. Культура отношения к деталям. Просто надо ставить перед собой цель: добиться качества. А задача чиновников – не согласовывать то, что сделано неопрятно. Вот как сейчас Москомархитектуры не согласует безобразные панельные фасады. Говорит: уходите и переделывайте. Так должно быть на всех уровнях.

Спальные районы – это еще и промзоны. И обилие уродливых объектов рядом с жильем: помойки, трансформаторные будки, котельные.

О.А. Трансформаторные будки вообще не должны быть на виду. Давно делают подземные помойки и теплопункты. Технологии существуют. Просто их надо насаждать. Мы проектировали подземные теплопункты в Молоково.

Ю.Б. А промзоны постепенно переделывают. Например, ЗИЛ. И потом, в промышленных зданиях тоже есть своеобразная красота – они часть московского ландшафта. ТЭЦ – такие по-своему прекрасные… Не все должно быть гладким для глаза. Это город, в конце концов. Просто надо создавать качественную, разнообразную, насыщенную, жилую среду.  Если ты в панельном гетто и рядом у тебя ТЭЦ – это ужасно. А если Остоженку поставить на фоне ТЭЦ, даже интересно получится. 

23-этажный жилой дом на Карбышева, buromoscow

ЛУЧ НАДЕЖДЫ

Недавно к столичным окраинам прибавилась целая огромная территория – Новая Москва.

О.А. Плюс в том, что у Москвы и части, которая раньше относилась к области, появился общий градостроительный план. Хотя такой план должен охватывать не один луч, а всю Московскую область. Прибавление новой территории решает часть трудностей, но общую проблему взаимодействия Москвы и агломерации, скорее, усугубляет. Радиальный город и линейное развитие – вещи плохо совместимые.

Ю.Б. Город все равно продолжает развиваться по всем направлениям. Вглубь всего Подмосковья. Вдоль Дмитровского шоссе, о котором мы говорили, продолжают строить новые районы. Но почему там, когда вот она, Новая Москва? В другую сторону надо развиваться.

Как сделать, чтобы присоединенная территория не превратилась в один большой «спальник»?

Ю.Б. На территории Новой Москвы договорились ограничивать этажность – максимум 9-12 этажей. Хотя в области – 17 этажей. Это уже неплохо. Еще важна транспортная схема, и ее проект создан: с хордами, с быстрым метро. Но главное, в Новой Москве нужны места приложения труда – как и в каждом районе города.

Жилой дом на Глаголева, buromoscow

О.А. Это касается всей столицы: места приложения труда должны быть в районах. Когда мы проектировали те полмиллиона квадратных метров, заказчика как раз обязали создать инфраструктуру. Построить офисный центр, чтобы дать возможность людям работать рядом с жильем. Это грамотная строительная политика. Хотя и нет гарантии, что компании туда поедут. Это зависит от общей ситуации на рынке аренды офисов.

Судя по исследованиям, большинство людей не хотят ездить в центр. Не хотят тратить час, чтобы добраться до работы. Они довольны жизнью в своем районе. Жители Медведково и не должны ехать работать на Садовое кольцо. Но где, например, сейчас офисные центры около МКАДа? Там есть отдельные блоки, но они совершенно не интегрированы в городскую среду.

Ю.Б. У каждого района должна быть смесь функций. Для начала нужно создать правильный транспортный каркас, спланировать  улицы, сделать дворы для жилья. За счет них возникнут другие функции – появятся первые этажи и отдельные здания под офисы. Должны быть внимательно разработанные градостроительные планы, в которых есть место и для одного, и для другого, и для третьего. Вот тогда на окраинах появятся места приложения труда, и люди перестанут ездить в центр. Градостроительная проблема решится, а новые районы получат свою, что называется, идентичность.


Изображения: Buromoscow


публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.