Уильям Брумфилд: «Для меня советский авангард – такое же наследие»
Американский фотограф и историк архитектуры Уильям Брумфилд перед своей лекцией в Еврейском музее и центре толерантности рассказал нам о том, зачем он занимается фотографией, как это связано с историей.
— Уильям, ваша лекция называется «Авангардная архитектура глазами фотографа». Несмотря на это, вы больше известны за фотографии архитектуры более старшей. Чем вас привлекает архитектура авангарда?
— Тут скорее вопрос скорее в том, как я воспринимаю фотографию. Изначально я получил образование историка-слависта. И только потом я стал фотографировать Россию во время своих визитов сюда. Поэтому для меня лично фотография – не только вид искусства, но и способ зафиксировать историю, архитектуру в текущем состоянии. И позже эти снимки становятся уникальным свидетельством с исторической точки зрения.
Собственно, о снимках и их важности для истории я буду рассказывать. И показывать, естественно. Например, одна из фотографий – Бахметьевский гараж, каким он был в 1994 году, еще наполненный машинами. Так уж получилось, что в 2018 году моя лекция пройдет именно в этом здании.
— Но с чем связан ваш интерес к авангарду?
— Авангардистская архитектура ничем не уступает старорусской. Она служит прекрасным, инновационным отражением своего времени. Показывает, как архитекторы действительно пытались построить новое общество в той ситуации, в какой они находились. Соответсвенно, в Москве и по всей России сохранились уникальные здания. В Москве это, безусловно, Дом Наркомфина, ДК ЗИЛ, Дом Мельникова и многие другие. И у меня была уникальная возможность заглянуть туда еще в 70-е, 80-е и 90-е. Эти кадры сейчас представляют уникальную историческую ценность. Например, видно как Дом Наркомфина быстро обветшал. Сейчас, я знаю, его хотят восстановить, но это сложный вопрос. Ведь видно, что изначально материалы для строительства в нем были не слишком высокого качества.
— И встает вопрос о том, нужно ли использовать такие же?
— Именно. Хотя я стараюсь не лезть в эту историю, а только фиксировать изменения, когда они происходят. И они очень заметны – например, мне удалось проследить изменения одного храма в Суздале за 30 лет. И параллельно сравнить его нынешний вид с фотографиями столетней давности – их делал русский фотограф Сергей Прокудин-Горский. Все это есть в открытом доступе – и разница видна даже после реставрации.