Асиф Хан: ты должен открыть в себе творца, когда никто не верит, что твоя идея реальна
Мастер междисциплинарных проектов на стыке архитектуры, искусства и новейших технологий, архитектор и художник из Великобритании Асиф Хан выступил на секции «Креативная среда и урбанистика». Его лекция, посвященная экспериментальной архитектуре в свете международных мероприятий, собрала порядка 450 человек в главном атриуме Эрмитажа. Мы успели задать несколько вопросов автору «самого черного здания на Земле».
– Вы говорите об архитектуре, которая должна адаптироваться к людям, но все ваши проекты иновационны и, можно сказать, не имеют отношения к жизни горожан. Кроме того, многие из них временные. Есть ли какая-то связь между ними и реальным городом?
– Я понимаю почему вы спрашиваете об этом и да, я согласен мы не живем в будущем, но тем не менее, перед вами лежит мобильный телефон, а в руках вы держите ручку – и это продукты совершенного разных эпох. И нам повезло, что мы живем в то время, когда контактные линзы или импланты позволяют нам лучше видеть, слышать или двигаться, и мы научились лечить ряд генетических болезней. И эти три вещи – генетические перемены, биологические перемены и технологические перемены стали в нашем мире настолько привычными, что мы пользуемся их плодами, уже не замечая их, и это уже в какой-то мере будущее.
Но я думаю, что перед нами стоят по-настоящему важные глобальные вызовы. Это изменения климата, рост населения, запасы еды и вообще наши ресурсы. И мы должны взять на себя ответственность за то направление развития, в котором двигаются города и человечество в целом.
Пока мы находимся в очень удачной позиции – человечество ведет меньше войн, чем мы привыкли видеть за всю нашу историю. И мы можем использовать те возможности, которые дают нам новый рост городов, крупные выставки и мероприятия, такие как ЭКСПО, чтобы развиваться и убедиться, что мы выбрали правильный путь. Но если мы не будем принимать разумных решений, то есть вероятность, что через 2-3 поколения наши потомки уже не смогут пользоваться многими вещами, возможно, даже такими простыми, как возможность посидеть в парке. И я думаю, что творческие люди должны использовать всю свою энергию, чтобы думать о будущем также активно как о настоящем.
Это первая часть вашего вопроса и вторая – мы работаем не только временными, но и над стационарными проектами. Так что мы способны думать о городах совершенно в разном временном масштабе. Например, мы участвуем в проекте строительства нового здания музея в Лондоне – это 22 000 кв. м в центре города, – который должен ответить на вопрос как музей может коммуницировать с городом и какие формы должна принять эта коммуникация (Асиф Хан является одним из авторов проекта, благодаря которому музей расширит свои площади на территории Смитфилдского рынка, расположенного неподалеку от существующего здания музея, - прим. редакции).
Также мы делаем центр современного искусства в Алматы. Это проект редевелопмента бывшего советского кинотеатра «Целинный». (Открытие музея запланировано на 2020 год, - прим. редакции). Вы можете сказать, что это обычный проект, но наша главная цель заключается в том, чтобы дать посетителям возможность осознать, идентифицировать себя в новом мире. Мы хотим, чтобы при встрече с современным искусством они пережили те же сильные эмоции, какие испытывали люди, когда они впервые смотрели кино в этом кинотеатре. И мы должны ответить на вопрос – как построить такое здание, чтобы дать им этот опыт.
– Вы работаете с инновациями, которые требуют изучения, но в жестких дедлайнах – как это удается? У вас есть свои инженеры, как вы находите инновационные материалы?
– Я работаю в жестких дедлайнах всю свою профессиональную жизнь. И я думаю, самое главное ответить на вопрос, что возможно, а что невозможно в заданных ременных рамках. И иногда важно показать что-то невозможное. Ты можешь сказать, смотрите, это нельзя сделать за этот срок, но это начало чего-то очень интересного. Возвращайтесь через год, но сейчас – это старт. Так что в зависимости от сроков и типа дедлайна я могу порекомендовать клиенту, что лучше сделать. Иногда это стимулирует наше общее воображение и дает возможность придумать что-то совершенно новое. Может быть это хороший совет для студентов – вы не должны пытаться найти все ответы, вы должны создать проект правильно задав вопросы.
– Как это сделано технически? Вы находите специалистов, у вас есть постоянные партнеры?
– В моем офисе всего 20 сотрудников, большинство из них архитекторы. Между тем, широкий диапазон проектов, с которыми я работаю, предполагает сотрудничество со специалистами в таких уникальных областях, как, например, физика и музыка. Например, мы работали с музыкантом Брайаном Ино и астрофизиком Кэтрин Хейманс при строительстве павильона Великобритании на Astana Expo 2017.
Я, как правило, знаю я знаю достаточно о том, как устроены и работают многие технологии. Конечно, это не экспертные познания, это некое начальное знание, которое не исключает сотрудничество с инженерами и ученными. В разных проектах я сотрудничал со специалистами, которые работают со стеклом, с камнем, углеродом и т.д. Моя задача не столько в том, чтобы знать, сколько в том, чтобы понимать, чего я не знаю. И знать, где это найти. И хотя интернет всегда быстрее, ты по-прежнему должен иметь представление обо всех существующих возможностях, а интернет может тебе помочь в этом.
И хотя сотрудничество со специалистами очень важно, но иногда ты должен открыть творца в самом себе, потому что никто не верит, что твоя идея реальна. А для этого ты должен обладать разнообразными знаниями в областях за пределами архитектуры – гуманитарными, экономическими, геополитическими знаниями и верить в свой замысел. Поэтому, к сожалению, и в тоже время к счастью для архитектора, он должен постоянно обучаться и получать новые знания. В этом его ценность и красота профессии.
- Темы:
- Культурный форум