От первого лица

Архитектурные конкурсы: IND Architects, опыт молодого бюро

12 Ноября 2015

Руководитель бюро IND Architects Амир Идиатулин рассказал порталу «Архсовет Москвы», как принимал участие в творческих конкурсах на концепцию казанских озер Кабан, реконструкцию Даниловского рынка и дизайн станций столичного метрополитена.

— Недавно Вы принимали участие в конкурсе на разработку концепции развития набережных системы озер Кабан и вышли в финал. Расскажите, что дает архитекторам участие в подобных проектах?

— Помимо главной награды — реализации объекта по твоему проекту, участие в конкурсах дает несколько важных преимуществ: бесценные знания, опыт, новые знакомства. Если конкурс организован на должном уровне, обычно на его базе создается дискуссионная площадка, что для участника есть также хорошая возможность получить освещение в СМИ.

Качество проведения конкурса во многом зависит от оператора. Это обязательно должна быть команда с большим опытом. Так, например, хорошей организацией отличался конкурс на дизайн станции метро, который проводило КБ «Стрелка». Было дано продуманное техническое задание, результаты огласили без задержек. Один из последних конкурсов, реконструкция набережных озер Кабан, который организовывал Сергей Георгиевский, руководитель Агентства стратегического развития «Центр», особенно понравился с точки зрения информационного освещения. Участие в конкурсах — очень затратное дело. Поэтому когда ты инвестируешь свои ресурсы, хочется получить какую-то отдачу, пусть и не сразу.

Концепция озер Кабан

На «озерах Кабан» мы не выиграли, но встретили потенциальных клиентов, с которыми сейчас ведем переговоры.Мы благодарны оператору конкурса, ведь это он создал площадку, где можно было познакомиться с будущими партнерами, руководством республики и рассказать им более подробно о проекте.

— Расскажите, как проходил конкурс на концепцию набережных озер?

— Конкурс проходил в несколько этапов: сначала рассматривались портфолио команд и их заявка на участие, затем выбрали 10 финалистов, которые уже и разрабатывали концепции реконструкции набережных.

Это был не просто проект благоустройства, а цельный и подробный план развития территории на десятки лет вперед, который помимо прочего решал бы проблемы транспортной доступности, проницаемости территории и экологии.

Концепция озер Кабан

Концепция озер Кабан

Речь шла об огромном объеме работы, и мы пригласили в партнеры французскую компанию BASE: у них в портфолио есть реализованные проекты подобного профиля и масштаба, также у них хороший опыт экологической реновации территорий.

— Как Вы решили поставленные проектом задачи?

— Мы постарались максимально проанализировать пространство, тщательно изучили его проблемы. Во-первых, там отсутствуют какие-либо точки притяжения. Когда-то на озерах были исторические маркеры: лодочные станции, купальни, места досуга, но сейчас они частично утрачены. А поскольку нет «памяти места», то привлечь туристов будет довольно сложно. Во-вторых, сама территория разбита на абсолютно не связанные между собой куски. К примеру, озеро Нижний Кабан благоустроено только наполовину: его невозможно даже обойти, потому что набережная обрывается, мешает частный сектор или совершенно не благоустроенный берег. Нашей задачей, в числе прочего, было продумать событийное наполнение территории набережных и подготовить для этого пространства, например, открытые площадки, специальные павильоны для организации ярмарок, выставок. В проекте мы создали точки притяжения, которые будут регулярно привлекать на территорию набережных тысячи посетителей. Это, например, площадки для спорта и физической активности, детская площадка, открытый кинотеатр.

Концепция озер Кабан

— То есть по условиям конкурса, Вы должны были не только благоустроить набережные, но и наполнить новым смыслом территории, примыкающие к озерам?

— Верно. Нам нужно было «насытить» среду, поэтому помимо планирования системы тропинок, велодорожек, досуговых мест, мы активно работали над программированием территории. Для этого мы привлекли к проекту компанию, которая занимается социологическими исследованиями.

Мы проанализировали порядка 35 «маркеров» и в результате получили полную картину того, что хотят видеть здесь горожане.

Например, места для быстрой сушки беговой обуви. Это одна из идей, которую нам подали именно городские сообщества. Благодаря такому методу мы получили уникальный опыт — архитекторы проектировали территорию, опираясь не только на свои представления и интуицию, но учитывая реальное мнение местных жителей.

— За какую часть проекта отвечали ваши коллеги из бюро BASE?

— Сейчас на озерах Кабан пешеходное движение не взаимодействует с водой. Вклад BASE в проект заключается в том, чтобы, используя богатый опыт решения подобных задач в Европе, помочь нам справиться с этой проблемой и на казанских озерах. Также у наших французских коллег обширные знания по части экологической реновации территорий, которые мы, конечно, задействовали в проекте.

— Объявлен новый конкурс на дизайн станции метро «Терехово» и «Нижние Мневники». Почему решили в нем участвовать?

— По целому ряду причин, из которых могу выделить две основных. Во-первых, как жители своего города мы очень заинтересованы в том, чтобы Москва была комфортной и красивой. А московское метро — это, безусловно, важнейшая часть городского пространства. Во-вторых, нам кажется очень важным быть причастными к стремительному развитию столичного метрополитена. Мы уже второй раз участвуем в подобном конкурсе и повторно приходим к выводу, что городские власти заинтересованы в создании уникального, комфортного, привлекательного дизайна станций. Это хорошая возможность поделиться своим творчеством с большим количеством людей.

Концепция станции Новопеределкино

— В прошлый раз объявлялся конкурс на готовое типовое решение станции, только на декор. В этот раз тоже самое. Можно ли в этих условиях создать целостный проект?

— Конечно, если бы это был проект с нуля, можно было бы сделать более интересные объемно-планировочные решения. Однако можно создать целостный, привлекательный проект и в рамках типового решения, в полном соответствии с техническим заданием.

— В Москве сейчас вводится множество различных стандартов. На Ваш взгляд, типовые решения — это плюс или минус?

— Как всегда, есть две стороны медали. С одной стороны, к типовым решениям я отношусь положительно, потому что это повышает качество благоустройства. Например, иметь технические стандарты, которые касаются дорожных разметок, высоты бордюров, инфраструктуры для инвалидов — это, безусловно, плюс. А с точки зрения эстетики делать все проекты «под одну гребенку» — это существенный минус. Благоустройство должно быть комфортным, чему способствуют определенные типовые решения, и разнообразным, что в типовых решениях предусмотреть невозможно.

Концепция станции Новопеределкино

На мой взгляд, стоит обратить пристальное внимание на социальное программирование территории.

Сейчас в Москве развивается транзитное движение: мы движемся из точки А в точку Б и, может быть, по дороге заходим в кафе. При этом на улицах не происходит каких-то событийных мероприятий. Да, есть несколько площадей, где делают сезонные фестивали, но этого мало. В городе должна появиться интересная, насыщенная жизнь, которая объединяет жителей, вызывает желание пойти не в бар, а на условную соседнюю улицу, где по вечерам играют молодые музыканты.

Концепция Даниловского рынка

— Расскажите о конкурсе на реконструкцию Даниловского рынка.

— На самом деле, речь в конкурсе шла не только о реконструкции. Ginza Project вместе с командой фестивалей уличной еды Stay Hungry решили сделать рынок общественной площадкой, местом встречи горожан. Что касается архитектуры, то основные черты Даниловского рынка, а это узнаваемый силуэтный купол и объем здания, сохранялись.

— То есть речь идет о неком новом прочтении такой привычной функции как рынок?

— Да, заказчик хотел создать проект, который будет ориентиром для всех рынков в России. У нас это направление не сильно развито. А вот в Испании, к примеру, наоборот: в Мадриде проводится реновация старых пространств, в Барселоне делают ставку на современные архитектурные решения. В проекте Даниловского рынка мы опирались на многофункциональность. Например, в выходные вы можете записаться на кулинарные курсы на Даниловском или прийти на рынок, купить мясо, приготовить его, а затем здесь же устроить ужин с друзьями.Мы предусмотрели точки притяжения для семей: здесь дети и взрослые смогут узнать больше о народных промыслах, принять участие в различных мастер-классах,в проекте есть и специальная детская комната.

Концепция Даниловского рынка

Концепция Даниловского рынка

Создавая проект, мы старались тщательно соблюдать баланс между едой и торговлей. В Барселоне, например, рынок скорее напоминает своеобразный фудкорт: там есть возможность купить готовую еду или продукты для ее приготовления дома, но в то же время там много туристов. А кто поедет на Даниловский рынок? Это пока еще большой вопрос. Мы предложили взять за основу русские ярмарки с соответствующим антуражем: прилавки в форме силуэтов деревенских домов, стилизованный подвал с вином и соленьями, яркая входная группа, чтобы рынок было видно от метро. В проекте мы сохраняем старое здание, но делаем территорию более комфортной — убираем лишние заборы, расширяем ступени, предлагаем построить новый открытый павильон для сезонных ярмарок.

— Как Вы в целом оцениваете работы, которые поступают на архитектурные конкурсы?

— Наша команда часто участвует в конкурсах, так что с уверенностью могу сказать, что уровень и самих конкурсов, и конкурсных работ растет. Как я говорил в самом начале, мы получаем уникальный опыт во время работы над конкурсными проектами: только за этот год нам удалось поработать с американскими и французскими коллегами.

У зарубежных коллег большой опыт, у них есть чему поучиться. Во время конкурсов происходит обмен «школами», идеями. Это, безусловно, серьезно влияет на конкурсные проекты.

Концепция Даниловского рынка

Я вижу положительную динамику и в самостоятельных конкурсных работах российских бюро. Они стали более интересными, творческими и одновременно более продуманными, интегрированными в городскую среду.


Изображения: IND Architects


публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.