ENG
 
Комфортный город 2018. Широкий в статьях
От первого лица

Архитектура успеха: инструкции «Открытого города»

03 Октября 2018

Как построить успешное архитектурное бюро? Тема развития бизнеса, поиска собственной идентичности, выстраивания отношений с клиентами и сотрудниками прошла красной нитью через образовательный проект «Открытый город»-2018. Ее логичным продолжением стала сессия «Архитектура успеха и карьерные стратегии», где представители успешных компаний поделились своим опытом организации рабочего процесса.

Каждое бюро уникально в соответствии с выбранной концепцией развития, профессиональной нишей, числом сотрудников, спецификой реализуемых проектов и многими другими объективными и субъективными факторами.  В этом году серия мероприятий образовательного проекта «Открытый город» началась 1 сентября с марафона «Свое бюро: личный опыт», где представители архитектурных компаний, созданных за последние 10 лет, рассказали о том, почему они решили открыть свой бизнес, ошибках, совершенных на этом пути, проблемах, путях их преодоления и удачах.

Разговор о карьерных стратегиях был продолжен и на самой конференции «Открытый город», которая прошла 27-28 сентября в Музее Москвы и стала кульминацией проекта. Сессия «Архитектура успеха и карьерные стратегии» собрала представителей известных бюро, поделившихся своим опытом работы и секретами успеха.

Рубен Аракелян, WALL:

Первый принцип, которым мы руководствовались, создавая бюро – это имя, по сути, это название истории, которую вы создаете. Мы назвали себя WALL, это не только «стена», но и   аббревиатура – World Architecture Local Line – из этих четырех слов и создана, как мы считаем, вся мировая архитектура. Второй принцип, которым мы руководствуемся, - собственный художественный язык. Мы выбрали тектонический язык, общаемся с миром через макеты. Применяем макетную форму на стадии постграфической презентации внутри бюро и на презентации заказчику. Наш последний проект – 17 частных вилл в Москве. Мы выиграли конкурс, в котором участвовали именитые бюро, именно потому, на мой взгляд, что принесли на первую презентацию не картинку, а макет. С его помощью нам удалось наглядно показать, как виллы разместятся на участке, с одной стороны, с максимальной плотностью, а, с другой, - с сохранением идентичности и камерности. 

Для успешной работы очень важна команда. Мы в бюро истребили общепринятую вертикальную  иерархию, перешли на концепцию форума, руководящие функции выполняют только два человека - я и мой партнер. Каждый архитектор у нас – равнозначный участник проекта. Благодаря этому за последние два года мы сделали около 200 проектов. Когда нас спрашивают, как мы добились того, что у наших сотрудников горят глаза, мы объясняем: помимо того, что они любят свою работу, каждый архитектор хорошо мотивирован.

Денис Кусенков, ARTEZA:

Наша компания занимается ландшафтным дизайном, и, что самое главное, полным циклом работы над объектом, от концепции до эксплуатации. Мы работаем с ландшафтами любой сложности – от садов на крыше до городских парков. В штате у нас 130 человек. Компания делится на два блока – проектный отдел (включая инженерный) и строительный. В свое время мы поняли, что главным локомотивом для нас является дизайн. Самая яркая иллюстрация того, чем мы занимаемся, – проект развития спортивного комплекса «Лужники». Мы понимаем, что для наших сотрудников важны интересная работа, прозрачная система вознаграждения, команда, возможность получить дополнительное образование. И еще: у нас нет «короля», оценивает проекты не один человек, а худсовет. Ключевое понятие здесь – совет, потому что люди, представляющие проект, получают советы по его развитию.

Сергей Сенкевич, APEX:

Мы вышли на рынок всего 4 года назад, и, сегодня, имея в штате около 400 человек, выглядим на рынке как большой слон в посудной лавке. Изначально бюро ориентировано на работу с западными партнерами, поэтому название APEX, то есть «вершина» выбрано с целью быть понятными именно этой аудитории. Первые год-полтора мы занимались проектированием, сопровождением иностранных коллег на российском рынке. Наш штат тогда состоял из 15 сотрудников. Первым проектом компании стал ТРЦ «Саларьево».

Сейчас у нас 22 строящихся проекта. В работе мы используем платформу Revit, основанную на принципе BIM, что позволяет систематизировать всю информацию об объекте.

Наше бюро действует по принципу одного окна, нашим клиентам не нужно думать, где взять подрядчика под тот или иной вид работ, мы готовим проекты «под ключ».

Нам интересно попробовать себя в различных форматах, поэтому в портфолио есть  разработка концепции как целлюлозно-бумажного комбината в Краснокаменске, так и двух новых павильонов киноконцерна «Мосфильм», проект реставрации Бадаевского завода, адаптация концепции ТПУ в Котельниках.

Георгий Трофимов, архитектурное бюро Kleinewelt Architekten:

Kleinewelt дословно переводится как «маленький мир». Под этим словосочетанием  мы подразумеваем тот маленький мир, который мы строим, на который мы влияем. Изначально мы ставили задачу не заниматься частной архитектурой, а делать большие проекты и все, что с ними связано. В нашей команде сейчас 40 человек, мы постоянно получаем крупные интересные проекты, в связи с этим команда наша растет.

Мы всегда подробно исследуем объект, с которым предстоит работать – историческую составляющую, особенности. В каждом объекте  вскрываются интересные «сюрпризы», конструктивные, технические и прочие,  приходится что-то изобретать.

При работе над проектом возникает ряд вопросов, главный из которых –  для кого мы это делаем? Разностороннее исследование объекта позволяет нам отвечать на этот вопрос и даже порой влиять на мнение заказчика. Одним из таких примеров стала работа над реконструкцией БЦ «Новокузнецкий». Нам удалось убедить заказчика сохранить уникальную лестницу, которая впоследствии стала «визитной карточкой» объекта.

В нашем портфолио около 40 разных проектов: градостроительные, новые жилые комплексы, реконструкция и реставрация объектов. Среди них первый проект для стритфуда на ВДНХ,  Винодельня в Гай-Кодзоре, рядом с Анапой, кинотеатр в Парке Горькогореконструкция бывшей фабрики-кухни на Новокузнецкой улице в Москве. Также мы спроектировали несколько парков – «Левобережный» и «Ходынское поле». Наш основной принцип – командная работа, эволюционное развитие, привлечение молодых специалистов.

Артем Китаев, KOSMOS Architects:

Перед тем, как формировать свое бюро, важно приобрести опыт работы в других компаниях. Участники нашей команды поработали в  «Рождественке», «Меганоме», Bernaskoni. Мы формулируем нашу позицию через графику, также нам интересны инфраструктурные объекты.

Интерес к графике, к «не совсем архитектуре» привел бюро к созданию проекта арт-пространства ЭМА, ставшего самым модным местом Москвы. Мы экспериментировали с материалами, для покрытия стен здания использовали фольгоизол, создали подвесное «небо» из сетки троллейбусных проводов с подсветкой. Мы залили фото ЭМА в инстаграм, что привело нас удивительным образом к публикации о нас в немецком журнале Bauwelt с выносом на обложку слогана «Русские, горячие и молодые».

Одна из сторон нашего успеха – применение традиционного материала нетрадиционным способом. Так, в проекте ЭМА мы использовали фольгоизол, которым обычно покрываются трубы, для покрытия стен. Этот же прием мы использовали для проекта музея «Гараж» в парке Горького. На последнем проекте сетку рабицу мы использовали как фасадный объект, который добавлял жестким фанерным боксам мягкость линий.

Ната Татунашвили, Nowadays:

Наша команда сложилась из людей, поработавших в других бюро. Предыдущий опыт научил тому, что в архитектурной деятельности многое зависит не от нас, проекты часто останавливаются, иногда закрываются, часто бывает, что в итоге получается не так, как было задумано. Поэтому наш критерий – получать максимальное удовольствие от самого процесса.

Мы всегда стараемся делать больше, чем требует техническое название по проекту. В нашем бюро несколько направлений деятельности: тексты, графика, исследования материалов. Для транслирования результатов нашей работы мы используем разные медиа. Инстаграм, например, полностью посвящен исследованиям материалов, тумблер – статьям.

Каждый из наших проектов служит нам основой исследования. На основе проекта рынка в Жуковке мы изучали противоречия и дуальность стереотипов в архитектуре. Проект кафе в Москве вывел нас на изучение московского стиля. Проект «Музей Кремля» подсказал тему русскости, идентичности. В этом учебном году мы будем вести студию в архитектурной школе МАРШ, где планируем исследовать образ Москвы, из чего он складывается, как Москва строится.

Арсений Борисенко, ZA BOR:

Название нашей компании расшифровывается просто, по фамилиям основателей  – Зайцев и Борисенко. Но есть и легенда, которая заключается в том, что мы однажды для себя решили, что ни один здравомыслящий заказчик никогда не обратится в бюро с таким дурацким названием. Наши клиенты сходны с нами по духу. Мы занимаемся чистым творчеством и получаем удовольствие от процесса. У нас небольшая мастерская, всего 15 человек. Компания существует с 2008 года как юридическая организация, в профессии мы с 1998г. Изначально наша работа была связана с проектированием интерьеров, сегодня в портфолио бюро – офис для компании «Яндекс»,  реконструкция здания Московской торгово-промышленной палаты. В 2018 г. архитектурная мастерская za bor стала победителем конкурса архитектурных решений для станции «Нагатинский затон», предложив украсить станцию изображением различных рыб.

Каждый раз мы пытаемся найти какую-то концепцию – визуальную или смысловую - и пытаемся ее отразить в проекте. Наша главная творческая цель при создании, например, офисного интерьера – не посадить как можно больше людей, хотя задача эргономики, безусловно, важна, а сделать интересный позитивный проект.


Изображения: .


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.