ENG
 
От первого лица

Андрей Анисимов: революции в церковном зодчестве быть не может

03 Марта 2015

Используя богатый опыт практической реставрации, ныне один из ведущих церковных зодчих Москвы Андрей Анисимов спроектировал и построил более пятидесяти различных церковных сооружений, от часовен и иконостасов до храмовых комплексов. Архитектор возглавляет «Товарищество реставраторов» и собственные мастерские, силами которых ведется и строительство, и реставрация, и зачастую внутренняя отделка, включая иконостасы, росписи и.т.п.

После десятилетий гонений на церковь первый современный храм в России был построен только в 1986-1988 г.г. - это кирпичная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Белгородской епархии, село Сухарево (руководитель проекта - архитектор Андрей Родыгин). По мнению Андрея Анисимова, этот первый храм, выполненный в стилистике псковской архитектуры, задал очень высокую планку. «Он очень простой, построен с максимальным соблюдением традиционных технологий, при его строительстве использовались качественные материалы – медь, хороший кирпич, известковая обмазка. Очень грамотно было организовано пространство внутри храма. Он отвечает многим требованиям, которые хорошо было бы выставить как критерии для современного церковного зодчества, но, к сожалению, этот пример не был подхвачен в массе, и это направление постепенно стало умирать».

Введенский храм в с. Сухарево

Введенский храм в с. Сухарево, арх. А. Родыгин, 1986 г. Один из первых новых храмов возрождавшейся России. Построен в Курско-Белгородской епархии, освящен в 1988 году.

- И все-таки, на Ваш взгляд, можно ли говорить сегодня о том, что сформировалась стилистика новой храмовой архитектуры?

- Храм всегда отражает состояние общества, и наличие большого числа неудачных проектов говорит о неком регрессе. Основная проблема в том, что и со стороны заказчиков, и со стороны проектировщиков в этой сфере работают люди случайные, не профессионалы. Нам сегодня необходимо формировать профессиональное сообщество церковных (и не только) архитекторов, команду, которая будет понимать поставленные перед ней цели и задачи. Поэтому у нас возникла «Гильдия храмоздателей», которая пытается собрать всех участников процесса, чтобы было возможно создавать достойные произведения искусства, даже если их бюджет сравнительно небольшой.

Обсуждение будущего проекта. Архитектор Андрей Анисимов с настоятелем Богородицерождественского мужского монастыря игуменом Петром.

Обсуждение будущего проекта. Архитектор Андрей Анисимов с настоятелем Богородицерождественского мужского монастыря игуменом Петром.

Я не устаю повторять - построить красиво и некрасиво стоит почти одних и тех же денег. Это те же самые два вагона кирпича, только по-разному сложенных. Нужно потратить деньги на профессионального архитектора, на опытного руководителя строительства. В идеале, конечно, архитектор должен не только проектировать храм, но и сам его строить. Например, для Андрея Родыгина это было принципиальным, как и для меня сейчас. Вообще жизнь показала даже более того - храм надо не только построить, но еще и сделать иконостас, оформить внутреннее пространство, расписать, довести всю работу до освящения. Потому что проект и результат – это две абсолютно разные вещи.  

- Остается убедить в этом заказчика…

- Это советская система такая – один проектирует, другой строит. Причем тот, кто проектирует, не всегда знает, как храм устроен. Я считаю, что в церковном зодчестве все тесно связано между собой, одно является дополнением другого. Чтобы не было конфликтов, во главе стройки должен быть один человек. И этот человек – архитектор. И он должен создать команду: надо сразу садиться проектировать вместе с мастером, который будет делать иконостас, с художником или мозаичистом, с тем, кто будет отвечать за освещение, за хоросы, изучить с ними компьютерную модель храма, чтобы понимать - правильно ли компонуются элементы.

В Мастерских Андрея Анисимова

В Мастерских Андрея Анисимова.

Кроме того, церковный зодчий обязан учесть акустику и грамотно развесить колокола, а зачастую разработать утварь и даже облачения.

- А молодые архитекторы готовы работать в таком ключе?

- Конечно, готовы, посмотрите состав нашей фирмы - это сплошная молодежь! Но дело в том, что иногда молодых людей «заносит», и они решают для себя – с сегодняшнего дня начинаю проектировать храмы современные. Это позиция хоть и не совсем практичная, и своих дипломников в МАрхИ я даже немножко к этому подталкиваю, поиск новых идей и создание бумажной архитектуры не возбраняется. Но нельзя рассуждать «все современное это замечательно, а все традиционное плохо».

Заслуженный архитектор России Андрей Анисимов с молодыми архитекторами в стенах своей Мастерской.

Заслуженный архитектор России Андрей Анисимов с молодыми архитекторами в стенах своей Мастерской.

На мой взгляд, революции в церковном зодчестве быть не может. Должна быть плавная эволюция с учетом традиций и функционального предназначения.

-  Традиция церковного зодчества очень объемна и многообразна, нужно ли ориентироваться на какой-то определенный стиль или эпоху?  

- Храмы бывают разные – бывают великокняжеские, царские, на которые тоже многие ориентируются. Но в этом зачастую нет смысла! К примеру, в храме Вознесения в Коломенском – крошечная площадь для молящихся, потому что там был только царь с семьей.  А высота этого храма громадная, что красиво, но непрактично, не говоря уже о стоимости квадратного метра. Также мы не можем брать за аналог церковь Покрова-на-Нерли. Действительно, очень красиво, однако это великокняжеский храм, и он ориентирован на специфическую службу. Нельзя брать за основу и древние монастырские храмы, потому что они – монашеские и не исполняют определенные функции, которые сейчас нужны для приходского храма.

Храм преп. Серафима Саровского при Экспоцентре на Краснопресненской набережной,2006 г. Архитектор: Козлов В.И. Руководитель авторского коллектива: Анисимов А.А.

Храм преп. Серафима Саровского при Экспоцентре на Краснопресненской набережной,2006 г. Архитектор: Козлов В.И. Руководитель авторского коллектива: Анисимов А.А.

Мы чаще ориентируемся на проекты древние, византийские. На мой же взгляд, высшая точка развития церковного зодчества в России – это псковская архитектура.

- Как вписать традиционную архитектуру храма в современную городскую застройку?

- Архитектор, конечно, может удовлетворить свои амбиции, замаскировать храм под небоскреб, но в него не будут ходить, а это самое страшное. Мы живем в определенном ритме, на определенной скорости. К примеру, мимо Москвы-Сити мы проносимся со скоростью 120 км/ч, огромные башни сливаются в единое целое. И при этом взгляд моментально выхватывает малюсенькую церквушку преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной. Она сделана из натурального камня, с элементами резьбы. Будь на ее месте объект из стекла и бетона, мы бы его никогда не заметили. Да, такой храм полностью вписывается в среду, но как церковь мы его даже не воспринимаем. Церковь – это иной мир, он должен быть узнаваем, иметь определенную знаковость.

Проект храма на 600 прихожан, участник конкурса

Проект храма на 600 прихожан, участник конкурса "Современное архитектурное решение образа православного храма", 2013 г.

- А Вы могли бы привести пример проекта, который бы удачно сочетал в себе современный облик и традиции?

- Когда мы проводили в прошлом году выставку по результатам конкурса на образ современного храма, я для себя отметил один проект. Он был сделан абсолютно современно – в форме куба, потом был такой промежуточный элемент в виде неровной обмазанной известковым раствором стены с двумя окошками, а впереди стояла маленькая часовня, которая служила входом в этот храм. Благодаря этому экрану, она удачно выделялась на его фоне.   

- Современный храм должен обрастать какими-то дополнительными функциями? Например, при храмах сейчас делают детские площадки, парковки. Это отвечает его задачам?

- Я очень положительно к этому отношусь. Современный храм отличается насыщенностью своих функций. Раньше жизнь русского человека была сосредоточена вокруг церкви, поэтому в планировочном плане храм всегда был в центре. А сегодня его место занял торговый центр.

Храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии при ФНКЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Д. Рогачева, г. Москва, 2012 г.

Храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии при ФНКЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Д. Рогачева, г. Москва, 2012 г. 

Чтобы иметь возможность осуществлять свою функцию, церковь должна быть самодостаточным организмом. То, что возникают детские площадки, парковки, различные социальные службы при церкви – это очень важно.

При этом нужно строить максимально дешево, выделять под храмы большую площадь, привлекать как можно больше людей. И строить комплексы, а не отдельные сооружения! Чтобы это был организм с мощной социальной функцией. Большинство храмов, которые мы проектируем, обычно включают в себя детскую площадку, парковку, реабилитационные кабинеты. Многие этого не знают, но у каждого прихода сейчас есть своя социальная функция: детские секции, семейные центры, реабилитация алкоголиков, наркозависимых, есть даже спортивные и байкерские клубы.

Например, есть такой храм в Усово, Рублево-Успенское шоссе. Это пример современного комплекса, в котором есть театр, лекторий, где проводятся классы, детские занятия. Работает Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество, жизнь там кипит круглосуточно. Сегодня функции храма не заканчиваются на «пришли, помолились и ушли», такого и быть не должно.

Малобюджетный храм на 150 чел.

Малобюджетный храм на 150 человек.

- В Москве ведется строительство нескольких комплексов по программе «200 храмов». Как Вы считаете, можно ли назвать удачными эти проекты?

- Вы знаете, меня даже в одно время записали в противники строительства храмов «Программы 200». Это совсем не так, много лет назад я написал статью, которая называлась «Россия – это много маленьких храмов». Я сторонник строительства храмов, только немного другими методами.  Мы пытаемся сделать для Москвы недорогие храмы, причем они уже получили одобрение в Финансово-хозяйственном управлении Московского Патриархата.

Речь идет о храмах из газосиликатных блоков и без сводов. Они решены в раннехристианском духе, близком к псковской архитектуре. Это простая форма, хорошие пропорции и особо организованное пространство для литургии.

Именно такие критерии требуются для храма, а не всякие «рюшечки», фальшивое золото и тому подобное. А то попечители понастроят громадных храмов, а содержать их приходится батюшкам – отапливать, ежемесячно платить коммунальные расходы, искать деньги на ремонт и поддержание этого сооружения. Заказчиков тоже надо воспитывать.

Малый храм нового подворья Трифонов Печенгского монастыря в честь чудотворной иконы Божией Матери «Живоносный источник» в г. Мурманске.

Малый храм нового подворья Трифонов Печенгского монастыря в честь чудотворной иконы Божией Матери «Живоносный источник» в г. Мурманске.

- Деревянные храмы обходятся намного дешевле кирпичных, стоит ли сегодня развивать это направление?

- Строить современные деревянные храмы не совсем целесообразно. Во-первых, они горят. Во-вторых, находятся в диссонансе с городской каменной застройкой. Но недавно я был в Мурманске, там построили целый монастырь в дереве. Я был просто потрясен – качественное дерево, абсолютно традиционные детали, замечательно спроектировано, построено без халтуры. Значит все-таки можно строить и из дерева! Но, подчеркиваю, это должна быть настоящая архитектура, нельзя выдавать «псевдо» за деревянное зодчество.  


Изображения: Товарищество реставраторов «Мастерские Андрея Анисимова»


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.