ENG
 
От первого лица

Андрей Лихачев — о конкурсе на застройку территории Рублево-Архангельское

31 Июля 2018

В середине августа участники международного конкурса на разработку архитектурно-градостроительной концепции застройки территории Рублево-Архангельское представят свои градостроительные решения. «Архсовет» побеседовал с генеральным директором АО «Рублево-Архангельское» Андреем Лихачевым.

Свое участие в конкурсе подтвердили зарубежные архитектурные бюро, такие как Archea Associati, Maxwan, Mecanoo, AREP, Aecom, Nikken Sekkei, Zaha Hadid. В рамках своего решения конкурсанты предложат свою идеологию, функциональную программу, изложат основные принципы своего видения привлекательной и уникальной городской среды. Конкурсанты также выберут площадку первой очереди застройки и предложат подробную концепцию ее развития.

Расскажите, как родилась идея конкурса? Почему для Сбербанка и для компании Рублево-Архангельское этот проект важен? Почему столь амбициозные задачи было решено реализовывать с помощью серьезного международного конкурса?

— Вы должно быть знаете, что у нас в принципе есть все необходимое для того, чтобы начинать строить по сути новый город. Есть постановление Правительства Москвы, которым был утвержден ППТ [проект планировки территории – прим. ред.], и нам ничто не мешает начинать строительство. Но в этом ППТ обозначены основные параметры: плотность, высотность, функциональное назначение, улично-дорожная сеть - без этого невозможно двигаться дальше, но это еще не архитектурное решение, не его душа, не его образ, и не среда. Эти сухие необходимые параметры – ТЭП [технико-экономические показатели – прим. ред.] - еще не определяют будущий город, это только его функциональная составляющая.

Получив решение, мы задумались, что же мы хотим создать. Мы начали работать с разными профессиональными командами, архитекторами, и в результате начал вырисовываться образ того, что мы хотим сделать, а еще точнее, начали вырисовываться подходы к тому, что мы хотим сделать. Мы изучили опыт в разных странах, в разных городах, потому что есть риск попасть в ловушку строительства абсолютно нового города «с нуля». Говорят, что нет ничего более скучного, чем жить в абсолютно новом городе.

Мы посмотрели, как рождаются города будущего – успешный и неуспешный опыт, последний для нас был даже более важным. Успешный город изначально должен иметь внутреннюю стратегию, внутреннее содержание и идею. Это то, что должно вдохнуть душу в будущий город. Это не просто дома, улицы, кварталы, это нечто большее. Мы начали работать с различными командами, но уверенности в том, что у нас готова та идея, которую нам хотелось немедленно воплотить в жизнь, не возникло. Были хорошие идеи, но они все равно вызывали сомнения, которыми мы поделились с нашим Председателем Совета директоров, Заместителем председателя правления Сбербанка, Кузнецовым С.К., а он, в свою очередь, высказал идею предложить Герману Оскаровичу [Грефу - Президент ПАО Сбербанк – прим. ред.] провести конкурс. Первые слова Грефа были: «Конкурс - это всегда лучше (чем «неконкурс)». Он активно поддержал идею конкурса, и мы стали готовиться к его проведению.

В процессе мы поняли, что, когда в конкурсе участвуют лучшие из лучших команд, ведущие мировые архитекторы, то вы не потеряете ни одной замечательной идеи. Проект огромен, и нам предстоит построить больше 4 млн. кв. метров недвижимости, создать целые кварталы, улицы, несколько площадей, парков и т.д. Мы можем позволить себе иметь дело не только с формальным победителем этого конкурса, но со всеми теми, кто предложит лучшие идеи. Да, у нас предполагается наличие лауреата, но ни одна блестящая идея не будет потеряна. Ведь мало прочертить дороги, сформировать жилые кварталы, плотность, высотность, определить функциональное назначение. Да, это необходимо. Как иначе планировать город? В противном случае у вас всегда будет возникать дефицит или, наоборот, профицит чего-либо. Но это еще не душа города.

Среда города, образ жизни людей. Главная центральная идея – где и как люди живут, как и куда ходят, где гуляют и отдыхают, где они работают, почему они должны пройти этой дорогой,  а не той, и что вообще это за дорога, и как сделать так, чтобы эта дорога была и красивой,  и безопасной и нужной; как отпускать детей гулять, не беспокоясь  о том, что они могут оказаться в небезопасной  ситуации; как сделать так , чтобы не мешали автомобили, и, с другой стороны, как легко и в любой момент воспользоваться автотранспортом для того, чтобы доехать в какое-то необходимое вам место. Мы живем и не замечаем, что испытываем разные потребности с разной периодичностью. Чем-то мы пользуемся каждый день, а чем-то раз в неделю или раз в месяц. На все эти вопросы мы надеемся получить ответы при помощи проведенного конкурса, потому что люди и команды, которые участвуют в конкурсе, в проведении этого конкурса, они действительно лучшие из лучших, они имеют навыки, опыт и представление о том, как живут люди во всем мире. От участников конкурса мы ждем не только архитектурных решений, но и предложений по применению смарт-технологий.

Именно так родилась идея проведения конкурса, и мы очень рассчитываем на его результат.

Вы описали значение создания образа жизни, но при этом в задании на проектирование особое внимание уделяется архитектуре зданий, которая создаст образ нового района и будет привлекать сюда людей. Насколько работа архитектора будет важна для Вас при оценке Конкурсных проектов. Какие критерии будут главными при выборе победителя?

— Безусловно, когда мы говорим о душе города, о среде, где люди захотят жить, работать и отдыхать, существует неразрывная связь с созданием архитектурного характера района. Невозможно создать образ жизни без архитектуры зданий: мы все живем в какой-то среде, у нас у всех есть какие-то вкусы, пристрастия, что-то мы подсмотрели в мире, что-то нам нравится, а что-то не нравится.  У нас большой проект, поэтому будут и разные стили. Мы не хотим получить все в одной стилистике. Повторю еще раз фразу, услышанную мной: «Нет ничего более скучного, чем жить в абсолютно новом городе». Нам нравится жизнь, а жизнь — это изменение. Вы всегда будете видеть эти изменения: объекты, включая здания или сооружения, воплощаются в разных формах, более современных или более классических. Если все строить в одном стиле, вам будет очень скучно и, поэтому, конечно, с одной стороны, должно быть смешение стилей, с другой стороны, они должны быть органичны. Вот на этот вопрос лучшие из специалистов могут дать ответ: как сделать так, чтобы при внешнем многообразии оставалась гармония. Именно поэтому архитектурная составляющая конкурса играет огромную роль.

С моей точки зрения, хотя в конкурсе есть целый ряд формальных критериев, тем не менее, самым главным является то, что будет в душе членов жюри. Мы ведь не случайно пригласили в жюри людей выдающихся, незаурядных, известных своей принципиальностью, порядочностью и своим профессиональным взглядом на проблематику, связанную с созданием и жизнью городов. В конце концов, сам проект задуман и реализуется Сбербанком и его руководством при поддержке и ведущей роли Москвы, московского Правительства и прежде всего мэра Москвы.  

Есть ли у Вас собственный образ того места, в котором Вам и Вашей семье было бы комфортно находиться?

— Я себя всегда считал себя жителем городским, мне нравится город, мне нравится жизнь вокруг, мне нравится «движуха», мне нравится, когда люди заняты делом и происходят какие-то события, что-то новое появляется, что-то изменяется. С другой стороны, я, как и все, с удовольствием, провожу какую-то часть своей жизни в тихом пространстве, где нет постоянного шума, мне нужна природа, мне нужно «выдохнуть» и нужно «вдохнуть», перезагрузиться.

В моем понимании, образ того места, где я и моя семья хотели бы находиться, это, с одной стороны, та часть мегаполиса, где все время происходит что-то интересное, что-то новое и активное. Но стоит сделать шаг чуть в сторону - и можно оказаться в уединенном тихом месте, на природе, где тебя не будет отвлекать огромное количество звуков или действий, связанных с современным миром. И, конечно, я - активный пользователь различных технологий, потому что без этого сегодня невозможно. Я пользуюсь различными сервисами: бронирование авиабилетов, мест в ресторанах, гостиницах, заказ такси, билетов в театр, на стадион и т.д.  Я безусловно активно пользуюсь банковским сервисами и услугами, это действительно очень удобно. 

— Что для Вас включается в понятие Смарт-сити?

— Для меня Смарт-сити - это несколько составляющих, и, наверное, начнем с конца: пользовательские сервисы – смарт-технологии. В этом смысле, Смарт-сити - это smart people, в Сингапуре говорят, что строят smart nation. Мы же пришли к выводу, что Смарт-сити для нас — это обычные люди, люди, которые готовы обучаться, но они не обязательно должны быть «мега-продвинутыми» (это здорово, что такие люди есть, именно эти ребята сегодня создают эти новые технологии), потому что новыми технологиями должны пользоваться все.

Один из руководителей Сбербанка, оказавшись на рынке и набрав все, что нужно, сунул руку в карман и обнаружил, что забыл кошелек дома - это весьма неловкая ситуация. И тут продавец, которого вряд ли можно назвать смарт-пипл, видит в руках этого руководителя смартфон и говорит: «У Вас смартфон! У вас «Сбербанк-онлайн» есть? Вы можете перевести мне деньги!» 

Вот это для меня «смарт»: когда технологии настолько проникают в нашу жизнь, что не нужно иметь специального образования, специальной подготовки, когда ты пользуешься технологиями, которые облегчают тебе жизнь. Чем больше будет таких технологий, тем лучше. Это должно быть удобно не только для подавляющего большинства, но абсолютно для всех людей, вот тогда это смарт-технологии. 

Что мы хотим? Это вторая составляющая. Мы хотим создать здесь среду для людей, которые склонны к работе с технологиями, мы должны создать условия, которые они для себя воспримут как лучшие, чтобы заниматься своим делом. Мы изучаем, что они вкладывают в это понятие, мы смотрим по всему миру, что продвинутые люди выбирают для себя, что важно для них, какая должна быть среда, для того, чтобы им было комфортно. Не буду углубляться, это есть в наших заготовках, в наших идеях, как это реализовать. Это связано со многими вещами: разумеется, с предоставлением высокоскоростной связи, связи интернет, возможностью хранения и обработки данных. Это связано также с условиями жизни, со средой обитания, потому что такие люди не любят тратить время на дорогу, на трафик, на пробки, им нужно, чтобы было удобно работать и при необходимости отдыхать в одном месте, и при этом, отдыхая, в любой момент можно было бы включиться обратно в работу. Это коворкинг, каршеринг, коливинг и т.д. Все это среда, в которой комфортно жить, работать и отдыхать. И добавлю только, что мы далеки от того, чтобы создавать здесь некую резервацию для молодых «головастиков», в хорошем смысле, я с большой симпатией произношу это слово по отношению к этим ребятам.

 Это как раз к вопросу о том, как Вы видите Вашу аудиторию, Вашего потребителя. Кто будет у вас жить?

— Мы хотим, чтобы у нас на территории жили люди разных возрастов, с разными занятиями, но, чтобы все они могли общаться между собой. Конечно, мы хотим много что здесь сделать для молодежи, для детишек. Это должны быть лучшие садики, лучшие школы, хорошие медицинские учреждения, но, что очень важно, люди должны иметь возможность общаться между собой. У нас должны быть люди и самого старшего возраста. Они должны быть интегрированы в жизнь нашей территории.

— До технологий в части эксплуатации еще несколько лет: если посмотрим за окно, там чистое поле. Пока не началось строительство, какие технологии можно уже применять сейчас?

— Сейчас самое время использовать различные смарт-технологии с точки зрения строительства. Если бы ими уже не занималась, то я бы сказал, что уже и поздно начинать… Что я имею в виду? Прежде всего это использование технологии так называемого цифрового строительства - BIM-технологии - это проектирование в трехмерной и даже в четырехмерной (плюс во времени) модели. Это крайне важно. Вы можете запроектировать какие-то строения, сооружения, работы, а потом вдруг выяснится, что вы не предусмотрели правильную последовательность этого строительства, а вас уже есть какой-то конструктив, но он мешает и не позволяет сделать то, что нужно было сделать до этого, и придется что- то сломать, разрушить, а потом заново восстанавливать. Этот способ проектирования позволяет таких ошибок избежать. А дальше - весь контроль за ходом строительства, самими постройками и за эффективной эксплуатацией построенного в будущем, так как вы имеете полную цифровую многомерную модель и можете всегда прибегнуть к ней, если есть изменения или отклонения. Все параметры должны быть в единой базе, не должно быть такого, что в процессе эксплуатации что-то поменялось, а никто не знает, что, где, когда и кто внес какие-то изменения. Такая модель в общем-то стала для многих профессиональных участников рынка нормой жизни. Но бывает, что модели используются в качестве демонстрации и презентации, а дальше сильно упрощаются, и в конечном счете выкидываются на свалку. Такого у нас ни в ком случае не должно произойти. Мы точно понимаем, что мы хотим, и, как бы ни было сложно особенно в начале, полностью следовать этой технологии, раз уж мы договорились использовать смарт, т.е. умные решения.

Территория большая, территория требует серьезной инженерной подготовки, более того, территория будет развиваться во времени, мы не завершим проект ни за год, ни за два, ни даже за пять. Поэтому использовать традиционные подходы ХХ века по обеспечению инженерной инфраструктурой этой территории с заявкой на смарт-сити было бы странно. Именно поэтому мы привлекли в качестве партнера крупнейшую аналитическую компанию мирового уровня - Electricite de France  (EDF) - у которой подразделение НИОКР в Европе имеет численность 2 тыс. чел. с годовым бюджетом 500 млн. евро. Они делали модель оптимизации энергосистемы с использованием своей технологии для Сингапура, для нескольких городов Европы.

Кроме того, мы обращаем внимание на такой аспект как ветровые нагрузки на нашей территории. У нас ситуация следующая: большую часть года у нас погода не такая хорошая как сегодня. Когда выходишь под снег или дождь, когда холодно на улице, попасть еще в аэродинамическую трубу - удовольствие ниже среднего, а такое часто бывает в разных городах, где бизнес-центры расположены без учета этого фактора. В городе, вроде, все спокойно, но у бизнес-центра невозможно выйти из машины или, наоборот, невозможно выйти из дверей бизнес-центра – ветер сдувает с ног! Как будто специально расположили бизнес-центр так, чтобы невозможно было находиться рядом.

Поэтому для нас смарт-технологии для строительства, при строительстве, в ходе строительства - чрезвычайно важный аспект. Технологии тоже меняются, улучшаются, становятся еще более современными, более эффективными. Мы будем использовать самое лучшее, что есть на сегодняшний день. Мы хотим использовать лучшие технологии, и для этого нам нужны лучшие партнеры.

Как Вы видите дальнейшую реализацию данного проекта? Этот вопрос волнует многих, город, возможно, в первую очередь. Если возможно, в нескольких словах.

— Мы сейчас находимся в той стадии, когда мы продумываем, как Рублево-Архангельское будет жить дальше, так как это, конечно, часть Москвы. Мы понимаем проблемы, с которыми нам придется столкнуться. Вот используем мы самые современные, новейшие технологии, но создаем некое публичное пространство, общественные места, которые по закону должны будут быть переданы в собственность Москвы. Дальше, со следующего же дня после передачи уже город будет заниматься текущей эксплуатацией и содержанием, ремонтом и т.д.

С нами поделились опытом коллеги, которые строили парк «Зарядье». Оказалось, что к содержанию растений уникального комплекса не подошли обычные рядовые нормы расходов на содержание и эксплуатацию парков. Есть уникальные растения, которые не вписываются в общий стандарт, и требуется иная подготовка, расходы и т.д.

Чтобы решить эту двуединую задачу, мы видим формат концессии как один из возможных подходов по ряду направлений жизнедеятельности Рублево–Архангельского. Когда то, что построено, станет собственностью Москвы, но остается в эксплуатации у управляющей компании, которую мы создадим, на то время, пока затраты на используемые здесь технологии не окупятся и сами технологии не станут обыденными и привычными для Москвы в целом. То, что будет получаться хорошо, я надеюсь, будет активно использоваться в Москве и будет тиражироваться на всю страну. Такой концессионный подход позволил бы снять противоречия. Это был бы хороший опыт в отношении очень разных направлений, и мы сейчас находимся в процессе выработки таких решений.  

И в заключение сформулируйте пожалуйста уникальность цели создания нового смарт-города.

— Для себя мы определили следующее: мы вовсе не девелоперский проект! С этой точки зрения проект был бы обречен, и не было бы шансов на успех по той простой причине, что в Москве строится достаточно много хорошего качественного жилья на любой вкус, на любой кошелек, в любом районе. В этом смысле, если бы мы конкурировали на этом рынке, наша доля была бы ничтожно мала, а доходность этого проекта была бы совсем низка.

Весь фокус нашего проекта сосредоточен на том, чтобы создать полноценную среду, такую среду в которой захотели бы жить даже часть тех, кто сегодня совсем не помышляет о переезде из центра города. Наша задача убедить их в том, что здесь будет лучше, удобней работать и жить, отдыхать, здесь будет удобно все. 


Изображения: .


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.