ENG
 
От первого лица

Александр Фронтов: На площадке «Салют» не стесняются играть даже взрослые!

07 Сентября 2018
1 из 11
2 из 11
3 из 11
4 из 11
5 из 11
6 из 11
7 из 11
8 из 11
9 из 11
10 из 11
11 из 11
1 / 11

Увеличить

Парк Горького и Музей современного искусства «Гараж» открыли новую игровую площадку, состоящую из 9 различных зон. Подробнее о том, как она функционирует, и какие принципы закладывают архитекторы в подобные проекты, порталу «Архсовет Москвы» рассказал Александр Фронтов, генеральный директор бюро AFA.

 Площадка получила название «Салют», которое отсылает к празднику, яркому опыту и приключениям. Здесь есть пространства для игр с песком, водой, цветом, звуком, высотой и глубиной, разными фактурами, формами и размерами. Каждое задействует все органы чувств, помогая в развитии детей, в получении ими аудиального, визуального и тактильного опыта и давая возможность по-новому ощутить собственное тело в пространстве. Расскажите подробнее о каждой зоне.

 Игровая зона «Овраг» предлагает попробовать себя в разных видах движения на рельефе. Здесь можно выбрать самые разнообразные траектории перемещения вверх и вниз: от небольшого уклона до почти отвесного обрыва, можно карабкаться наверх по зацепкам и канатам, или же спускаться вниз по скоростным рельсам и перепрыгивать с кочки на кочку разного размера. Амфитеатр в «Овраге» играет роль не только игрового элемента, но и места отдыха и наблюдения для родителей.В центре – мягкое покрытие из гальки, которое позволяет избежать болезненного падения в процессе игры. 

Также мы с детства привыкли, что детская площадка – это обязательно качели. И мы решили собрать в одном месте все возможные варианты качелей и каруселей. Форма зоны «Мега-качелей» продиктована, в первую очередь, формой ранее стоящего на этом месте временного павильона Гаража по проекту японского архитектора Сигэру Бана, а также колесом обозрения, с которым долгое время ассоциировался парк Горького. В проекте мы соединили два этих образа – теперь это единая конструкция со множеством типов качелей для детей и взрослых: для малышей – спокойные, для подростков – с умеренным риском, для компаний – дружные и оригинальные.

Кроме того, есть «Башни», которые также отсылают нас к старым аттракционам: конструкции высотой 6 и 9 метров соединены между собой мостом, наполненным различными игровыми элементами: сетки, канаты, лазалки, дорожка с препятствием, переговорные трубы и многое другое. Забравшись по сеткам на башни, можно скатиться с горок разных типов и высот. А с верхнего яруса  открывается отличный вид на парк.

На площадке «Калейдоскоп» можно экспериментировать с цветом и звуком. Три вращающихся столба с разноцветными панелями при свете солнца дают цветные тени на поверхность площадки. Благодаря их вращению, цветные тени пересекаются между собой и дают новый цвет.

Вокруг столбов стоят три светодиодных прожектора RGBW, которые включаются в темное время суток. Нам удалось поиграть с физикой света и синтезировать белый цвет из трёх разноцветных ламп. Таким образом, есть момент, когда вся площадка залита белым светом, и только появление человека в середине показывает нам истинное положение вещей. Это, пожалуй, самый захватывающий момент. Ну, и плюс ко всему, зона «Калейдоскоп» – прекрасное место для селфи.

Одной из самых интересных площадок является «Водная станция». Она состоит из сложной системы ручьев, которая наполнена дамбами, помпами и брызгалками. Ребенок может наполнить ручей водой, пустить кораблик, поднять воду на уровень выше. Вся система призывает посетителей играть вместе: запустить активное движение воды в ручье, где заработает каждый игровой элемент, здесь возможно только сообща. Уровень воды в водоеме не превышает 40 см, что является безопасным для маленьких детей. 

В отдельной части можно играть с мокрым песком и водой: здесь расположены водные колонки и деревянные лотки для течения воды, а также грязевые столы для игры с мокрым песком . Также можно прорыть каналы в песке с помощью экскаваторов. В другой части площадки зарыты скелет динозавра (из архитектурного бетона) и небольшие «секреты» - здесь можно почувствовать себя археологом. Для того, чтобы увидеть голову динозавра или силуэты ящериц, необходимо их откопать. Эту зону мы назвали «Морское дно».

Помимо этого, есть «Конструктор», который состоит из крупных деталей. Они позволяют создавать самые разнообразные и необычные фигуры – домики и укрытия, машины и самолеты, башни и многое другое. Зона для интровертов «Ловец снов»  – это лазательная конструкция, на которой удобно лежать и смотреть на всё сверху. Здесь всегда хорошо и спокойно, даже в самые многолюдные периоды. И «Поляна малышей» – большая песочница с разными видами игр – тихими и подвижными, одиночными и групповыми. Здесь можно побегать, поиграть песком, взобраться на холм и спуститься с небольших горок, покачаться на качелях-пружинках, спрятаться в домиках-сферах или тихо отдохнуть на зеленой полянке. 

 На какой возраст они все рассчитаны?

 Важно, что площадка, в принципе, доступна людям любого возраста и с любым уровнем возможностей. Скажем, от 0 и до 99 лет. Все конструкции достаточно надёжны, и выдерживают вес такого количества человек, которые могут физически на них забраться. В правилах площадки мы даем лишь рекомендации. Например, на «Поляне» будет интереснее детям от 0 до 7 лет, на «Морском дне» – от 3 до 11 лет, в «Овраге» – от 5 до 11 лет, «Ловец снов» и «Башни» – от 7 до 99 лет, «Конструктор», «Мега-качели» и «Калейдоскоп» – от 0 до 99 лет. Мы гордимся тем, что на площадке «Салют» и взрослые не стесняются играть! Вечером, с включением интерактивной подсветки, площадка вообще преобразуется в ультрасовременное общественное пространство.

Как функционирует «Водная станция», что там за система очистки воды?

 Водная зона представляет собой мелкий водоем, мощёный брусчаткой с каналами для воды.С точки зрения систем очистки работают два следующих принципа. Все то, из чего ребенок может попить, всё, что похоже на колонку (помпы, водные пушки и т.д.) подключены к системе паркового водопровода. Там течет проточная вода.Сам водоем снабжен системой фильтрации и оборотного водоснабжения: с применением песчаных фильтров, ультрафиолета, а также станции дозирования для автоматической коррекции уровня кислотности воды. Мы сейчас анализируем опыт первых дней эксплуатации водной зоны. И, с учётом её крайней популярности и большого количества людей, корректируем регламент обслуживания водоема и оборудования.

 В проекте использованы, в основном, натуральные материалы?

 Да, мы использовали морскую гальку, песок, шунгит, гранит и валуны из натурального камня, кору лиственницы. Люди идут в парк Горького, чтобы побыть на природе, посидеть на траве, полежать под тенью деревьев. Соответственно и площадка в парке должна была поддерживать эту идею. Для создания некоторых элементов мы применяли архитектурный бетон - белый и черный. На склонах «Оврага», в силу рельефности зоны, и вокруг качелей мы положили резину, а для создания деревянных элементов применили лиственницу. С учётом нагрузки почти всё оборудование выполнено из нержавеющей стали, и только в зонах для малышей применена твёрдая альпийская лиственница и дуб.

 Расскажите, какие растения украсили площадку. Сколько всего было высажено деревьев?
Для озеленения мы использовали устойчивые к городским условиям деревья и кустарники. Это и привычные нам липы, ели, клёны остролистные и клёны красные, и с высокой степенью устойчивости гибридные ивы свердловской селекции сорта «Памяти Миндовского». Мы придерживались одного общего принципа посадки: крупными деревьями и кустарниками формировали визуальные кулисы и создавали тень на площадке, мелкими кустарниками обрамляли скамейки и разграничивали игровые зоны. Помимо этого, в каждой зоне был высажен какой-то один вид или сорт мелкого кустарника. Например, центральная часть с качелями, оврагом и калейдоскопом озеленена кизильником, зона с башнями – рябинником, морское дно – стефанандрой, водная зона – ивой пурпурной. Всего было высажено более 50 деревьев и более 8000 кустарников. Такое существенное преобладание кустарников связано с тем, что мы сохранили практически все существующие деревья на территории площадки.

 Это далеко не первый ваш проект детской площадки. Где вам удалось еще поработать?

 В том же Парке Горького мы спроектировали и построили две площадки – для пенсионеров и для подростков. Один из первых наших крупных проектов – тематический парк «Сочи-парк». Здесь мы делалии несколько игровых площадок на любой вкус: «Джунгли», «Эксперименты», «Эко-деревня», а также дорабатывали всю идею ландшафта парка, предложенную зарубежным бюро JRA, под российские реалии. В Московском регионе мы работали с набережными в парке Мещерский и в городе Долгопрудный. В рамках сотрудничества в ГК «ПИК» реализовали игровую площадку «Пирамиды» в ЖК «Бунинские луга» в формате PlayHub – площадка, рассчитанная на весь жилой комплекс и соседние районы.  Также мы реализовали  две площадки на о. Новая Голландия в Санкт-Петербурге – это фрегат «Петр и Павел» (совместно с WEST8) и находящаяся неподалеку от него площадка для малышей.

 Ваши проекты отличаются особой продуманностью деталей и креативными элементами. Как выстраивается работа внутри бюро?  

 В своих проектах мы всегда ориентируемся на потребности посетителей – и детей, и взрослых. Перед началом работы мы анализируем, кто будет пользователем данного пространства, сколько их, какое возрастное разделение, реализацию каких потребностей необходимо поддержать на конкретной площадке, а какие потребности уже реализованы сервисами близлежащих территорий. Например, мы посчитали, что средняя загрузка площадки «Салют» будет составлять порядка тысячи человек (500 детей и 500 взрослых) с локальным пиком в две тысячи. Соответственно, и оборудование и ландшафт территории проектировался с учетом емкости и пропускной способности. Одних только посадочных мест на лавочках предусмотрено более 500. Также мы отметали игровые решения, которые занимают много места, но позволяют играть в один момент времени только одному или двум детям (например, тарзанка), отдавая предпочтения более емким элементам.

Начиная работу с анализа, мы всегда подключаем разных специалистов, например, задание на разработку площадки чаще всего формирует психолог, и только потом подключаются архитекторы для реализации заданных функций в форме и пространствах.

Что касается принципов дизайна, мы считаем, что хорошая детская площадка – это не набор оборудования, пускай даже самого лучшего. В принципе, она может быть без оборудования вообще! Хорошая игровая площадка – это, в первую очередь уютная атмосфера, комфортные пространства, в которых приятно находиться. Другими словами, ландшафт площадки и зонирование важнее, чем применяемое оборудование. Плюс к этому, в городе существует дефицит общения с природой. Поэтому в своих проектах мы стараемся использовать природные материалы, рельеф, устойчивые решения по озеленению пространств и только потом качественное игровое оборудование. В этом и есть наш секрет успеха.


Изображения: AFA/Александр Фронтов и Архитекторы


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.