ENG
 
От первого лица

Сергей Зуев: что такое среда для инноваций

06 Октября 2016

Как связаны городская среда и инновации? Развитие культурных институций и количество креативно мыслящих людей? Ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук Сергей Эдуардович Зуев делится с «Архсоветом» мыслями о степени взаимосвязи городской среды, культуры, технического прогресса и образования. Интервью состоялось в рамках открытого конференц-тура «Город как инновация» в Сколково.

— Что Вы думаете о связи между средовым началом, насыщенной общественной и культурной жизнью и развитием инноваций? Существует ли она?

— Должен сказать, что, хотя я уже лет двадцать соприкасаюсь с этой темой, для меня остается неясным, что же все-таки такое — среда для инноваций. Это метафора? Или строго управленческое понятие? В таком случае там должен быть строгий алгоритм. Но как его выстроить? Есть ли какие-то теоретические модели или хотя бы статические выкладки, которые говорят, что вот если мы интегрируем в городскую среду какой-то музей современного искусства, то через некоторое время мы получим некий результат в виде каких-то моделей поведения, и все это как-то будет связано с инновацией? Думаю, нет. И никто не просчитывал эффект Бильбао.

Бильбао

Мне кажется, основной вопрос — это недостаток нашего общего знания о том, что может провоцировать активную инновационную жизнь

Например, есть некая макроисторическая линия, связанная с ответом на вопрос — отчего с некоторыми странами в одно время случилось «экономическое чудо», позволившее им на определенный исторический период оторваться от других. Чем это определялось, до конца неясно.

— То есть для вас взаимосвязь среды и инновации все-таки остается метафорой?

— Да, скорее моделью, похожей на то, что пытался в свое время сделать Ричард Флорида, когда обсуждал свой «креативный класс», городскую среду, способствующую концентрации исследования или, наоборот, не способствующую.

— А как же советские наукограды?

— Мне кажется, в случае с наукоградами речь идет не совсем о влиянии именно социокультурной среды. Те, кто в 1950-60-е годы занимался инновационной политикой, в основном говорили о том, что в этих городах «за колючей проволокой» была свобода научного исследования, свобода, как ни парадоксально, от внешнего мира, со слегка повышенным качеством жизни по снабжению продуктами и жильем.

— А «физики и лирики»? Активная культурная жизнь той же Дубны разве не могла способствовать в определенной степени развитию научной среды?

— Я вот затрудняюсь сказать, это побочный продукт или условие? Симптом или причина? Да, мы знаем, что когда наш Физтех в 1960-е годы был ведущим мировым университетом, и масса профессуры, которая там работала, это были люди с широкими увлечениями, в том числе, поэзией, историей какого-нибудь китайского искусства.... Но это что? Классический признак энциклопедиста или признак того, что там происходило что-то действительно интересное? Мы этого не знаем, мы чисто исторически можем наблюдать некоторые линии, но как они связаны между собой и связаны ли вообще — большой вопрос.

— Как Вы думаете, на общегородском уровне, политика, направленная на развитие культурных и общественных пространств, может влиять на развитие креатива у населения?

— Мне кажется, такая политика скорее обсуждает вопрос комфортной жизни и качество среды. Но оно может быть очень разным. Город Майами, например, исключительно комфортный, но для людей старшего возраста. В этом смысле сама по себе комфортность может иметь совершенно различное предназначение. Это, кстати, касается и ВДНХ, и Парка Горького.

А по поводу связи культуры с инновационной политикой, все-таки, я считаю, у нас нет программного инструмента, управленческой модели, но, может, и хорошо. Во всяком случае, сам я лично верю, что в конце XX- начале XXI века вещи, связанные с активной социокультурной политикой, как-то на инновации влияют. Если на достаточно тесном пятачке собрать кучу интересных людей, это, безусловно, даст какой-то эффект.

Сколково

Известно — и об этом писал Ричард Флорида — что наиболее мобильные, быстро двигающиеся города имеют свойство притягивать людей с хорошими мозгами

Тогда как все искусственные административные вещи очень часто проваливаются. И я бы сказал, что неудач больше, чем удач.

— А что Вы думаете о том, как формировать среду современных городов, чтобы она стала питательной для «креативного класса»? Должны ли современные градостроители приобретать новые компетенции?

— Я считаю, профессия архитектора в современном мире становится в сущности системной, то есть не ограниченной рамками ремесла и внутреннего профессионализма. Наверное, нужны и архитекторы в традиционном смысле — вычертить какой-то конкретный объект, но совершенно очевидно, что здесь очень ярко проявляется тяга к системному взгляду на вещи. Здание не может рассматриваться отдельно от среды. Это окружение очень разного рода — начиная от человеческих, транспортных, финансовых, информационных потоков и заканчивая экологической сообразностью и т.п. Все это нужно учесть.

Сколково

В этом смысле вопрос в следующем: либо архитектор останавливается на уровне ремесла, либо он становится реальным проектировщиком, умеющими понимать различные уровни смысла и контекстные дисциплины

Не то, чтобы это было совсем ново. В период расцвета итальянских городов — республик существовала похожая просвещенческая модель, которая предполагала знакомство архитектора со многими аспектами образования и понимание не только архитектуры в узком смысле. Или, например, в едином плане реконструкции Парижа Османа в стратегию пространственного развития были включены многие контексты — и финансовые, связанные с привлечением под будущую аренду, и политические, связанные с Парижской коммуной и необходимостью широких просторных бульваров, которые позволяли бы армейским подразделениям пробраться в любую точку, социальной сегрегацией слоев, а также культурными и архитектурными соображениями.

Сегодня это уже, собственно говоря, не архитекторы, а профессионалы широкого круга, которые при вычерчивании — неважно, кто это делает, машина или человек — способны учесть целый ряд контекстов. В той парадигмальной сдвижке, которую сейчас переживает академическая наука и социальные структуры, наверное, востребованность такого рода проектировщиков очень высока. 


Изображения: msses.ru, academ.info


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.