ENG
 
От первого лица

Никита Асадов: образование – это не конечный процесс

25 Октября 2016

Роль дополнительного профессионального образования сложно переоценить. Архитекторам оно дает иногда дальше больше, чем стены родного вуза. Так считает архитектор и куратор Никита Асадов. 28 октября в 13.00 мы обсудим эту тему на специальной сессии в рамках конференции «Открытый город. Образование» в Музее Москвы.

— Когда вы сами учились в МАрХИ, была ли у вас потребность в дополнительных источниках знаний?

— Сразу скажу, что до МАрхИ я учился в студии Владислава и Людмилы Кирпичевых «ЭДАС», поэтому уже к моменту поступления в вуз мне было, с чем сравнивать. В МАрхИ дают весьма ортодоксальное образование, в рамках которого плохо приживаются экспериментальные практики. В этом, конечно, есть свои плюсы, но вот доля образовательных «стартапов» минимальна. Для того, чтобы они возникали, не создаются условия, и этим МАрхИ проигрывает новым, не столь давно созданным институциям, таким как «МАРШ» или «Стрелка».

В какой-то момент я понял, что образование — не только формальная институция, но и то, что ты можешь получить из любых доступных источников

До 2–3 курса тебе действительно интересно то, что происходит. Но вот после — начинаешь ощущать серьезный недостаток возможностей получать те знания и заниматься именно тем, что для тебя действительно важно. Это касается как базовых знаний, которые зачастую очень сильно оторваны от реальности, так и разных способов презентации, от устной защиты и создания альбомов проекта до использования форматов слайд-шоу и видео-презентаций, создания сайтов и продвижения проектов в соцсетях — в общем, такого, с одной стороны, более неформального и, в то же время, гораздо более актуального на сегодня подхода.

Международный проект "ПроДвижение"

Я для себя понял, что для получения недостающих знаний на старших курсах МАрхИ нужно либо пойти работать в бюро, где можно получить недостающие знания и опыт, либо ходить на лекции архитекторов. Как раз тогда стартовал курс лекций CREDO Ирины Коробьиной, и это было чем-то действительно новым и очень нужным, поскольку иного опыта живого общения с практикующими архитекторами первой величины в рамках МАрХИ просто не было. Лично для меня эти лекции стали в чем-то даже большим вкладом в образование, чем тот, который я получил в рамках стандартной программы института.

— А вообще в вузах есть курсы по теме самопродвижения, самопрезентации архитекторов?

— Такие курсы есть, но насколько я знаю, там рассказывают не о том, что реально востребовано сегодня. Вплоть до того, что подчас студенты знают даже больше, чем преподаватели, которые ведут эти курсы.

Для студентов, безусловно, полезен элемент большей интеграции в рабочий процесс, где ты на ходу понимаешь целый ряд вещей, которых тебе не хватает. Поскольку мы каждый год принимаем на практику студентов из разных вузов, внутри бюро уже есть понимание, каких навыков не хватает начинающим архитекторам. Этот опыт уже можно оформить в готовый курс лекций — такой интенсив по базовым знаниям и навыкам, которые в первую очередь нужны молодому специалисту для успешной работы в архитектурном бюро.

Объекты международного фестиваля-практикума "ДРЕВОлюция"

— Кто должен инициировать нововведения в образовательных программах?

— Я думаю, это должен быть взаимный процесс. В ходе подготовки фестиваля «Зодчество» в этом году, мы общались с несколькими вузами, и для меня было неожиданно, что они действительно рады поддержать новые образовательные курсы и предоставить для них площадку. В этом смысле интерес и у тех, кто делает эти нестандартные образовательные программы, и у самих институций уже назрел.

С другой стороны, крупнейшие вузы, как правило, не всегда впереди процесса. У них и так вроде бы все неплохо — есть узнаваемый бренд, есть абитуриенты, большой конкурс на поступление. Но чтобы развиваться и продолжать высоко котироваться, экспериментальные курсы по актуальным направлениям нужно рассматривать как важную и необходимую часть образовательного процесса.

Летняя архитектурная школа AFF

В рамках круглого стола на конференции «Открытый город» мы как раз собираем проекты, которые являются экспериментальным, нестандартным подходом к образованию. Это и лекционные курсы, и летние школы, и практики в архитектурном бюро, т.е. такие форматы, которые сейчас даже не всеми воспринимаются как образование. Но, тем не менее, они уже существуют и приносят большую пользу — просто на сегодня еще недостаточно оформлены и слабо институализированы.

Образование — это не конечный процесс, когда ты защитил диплом и у получил некий документ. Это перманентное состояние, в котором ты пребываешь, постоянно совершенствуя свой опыт и пополняя запас знаний

— Кто целевая аудитория этих программ?

— Прежде всего, это студенты, испытывающие нехватку знаний в рамках традиционных образовательных программ вузов. И молодые специалисты, уже получившие высшее образование, но желающие повысить квалификацию через короткие интенсивы, дающие серьезный опыт за короткое время. Это не формальное образование для отчетности, а очень плотное, приближенное к условиям реальной работы.

Повышение квалификации и дополнительное образование для людей среднего и старшего возраста на сегодня становится все более востребованным. Мне кажется, институтам необходимо переориентироваться и на эту аудиторию, сегодня практически не охваченную.

АрхКоворкинг

— В целом, чему не учат в российских архвузах?

— Не учат самостоятельности, и это, кстати, заложено в самом учебном процессе. В западных школах ты можешь сам выбирать, у кого учиться, сколько по времени, менять преподавателей с достаточной степенью свободы. А, например, в МАрхИ это в принципе невозможно. Относительно недавно появилась возможность выбирать, к кому переходить на третьем курсе. Но это один раз за все 6 лет обучения, тогда как в мировой практике считается нормой возможность смены преподавателя практически каждый семестр!

В институте ты получаешь знания по отдельным дисциплинам, и при этом зачастую не хватает таких базовых комплексных вещей, как понимание для чего нужна каждая специализация и как в будущем она понадобится лично тебе

— Если говорить о конкуренции с западными школами, могут ли наши выпускники найти там работу?

-На мой взгляд, это даже не вопрос рейтинга диплома российских вузов на Западе. Европейский рынок переполнен профессионалами в области архитектуры, и, по большому счету, там нет места выпускникам из России. Сегодня гораздо разумней ориентироваться на внутренний рынок, который лично мне кажется более перспективным.

При этом пройти стажировку на Западе для повышения квалификации, безусловно, полезно — потому что это другой, гораздо более свободный и во многом более актуальный взгляд на профессию с обучением в таких областях, как, например, «устойчивая» архитектура, энергосберегающие технологии или «социальный инжиниринг», разработка не только архитектурного объекта, но и программы его использования различными социальными группами. Все это там давно уже стало естественной частью образовательного процесса, а к нам эти области знания только приходят.

— А какой процент выпускников наших архвузов открывает потом собственное бюро, нет такой статистики?

— В целом, со временем процент людей открывающих собственное бюро сразу после окончания ВУЗа, не сильно меняется. Это скорее, свойство характера, каких-то личностных качеств, которые, мне кажется, практически невозможно воспитать. Хотя знания и навыки, необходимые для поиска заказов и работы с ними, у студентов могут нарабатываться уже со 2–3 курса. Такая образовательная программа, кстати, могла бы стать очень популярной и востребованной!


Изображения:


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.