От первого лица

Антонио Бельведере: Ключевое слово в проекте ГЭС-2 – жизнеспособность

20 Декабря 2016

Партнер бюро Renzo Piano Building Workshop Антонио Бельведере и директор русского фонда V-A-C Тереза Иароччи Мавика рассказывают Порталу Архсовета о проекте Центра современного искусства ГЭС-2 на Болотной набережной, который стал одним из трех культурных мегапроектов Москвы, представленных на архитектурной секции V Санкт-Петербургского международного культурного форума.

Проект трансформации пространства бывшей гидроэлектростанции, расположенной на много лет закрытой территории за кинотеатром «Ударник», в центр культуры и искусства фонда V-A-C — пожалуй, самый громкий музейный проект Москвы. Его делает бюро притцкеровского лауреата Ренцо Пиано, на заре своей карьеры построившего самый известный современный музей мира — Центр Помпиду в Париже. Ренцо Пиано считается знатоком музейной архитектуры, на его счету и новое здание музея Уитни в Нью-Йорке, и реконструкция Музея искусств Гарвардского университета, где ему, кстати, пришлось, как и в Москве, работать с комплексом исторических зданий.

Московский проект фонда V-A-C музеем называется условно, здесь не будет постоянной экспозиции; как заметила Тереза Мавика, «я не хочу, чтобы люди думали, что там только что-то сохраняется. Я хочу, чтобы понимали, что это просто кусочек города, ты проехал там, и ты посмотрел и что-то узнал. Архитектура очень может нам в этом помочь...».



Архсовет: Вы имеете в виду, что архитектура может помочь преодолеть дистанцию между обществом и современным искусством?

Тереза Мавика: Да, именно поэтому мы обратились к Ренцо Пиано — он с самого начала определил этот правльный дискурс между искусством, которое хранится внутри архитектуры, и пространством, которое находится за ней. У него сразу возникла идея открыть эту территорию, вернуть ее городу, сделать доступной для всех.

Архсовет: Вопрос доступности, коммуникации ГЭС-2 с городом, с набережными в этом проекте ключевой. Несмотря на центральное расположение, место достаточно замкнутое, малодоступное....

Антонио Бельведере: Когда реконструируешь и преобразуешь городскую среду, здание, которое изначально создавалось и функционировало почти столетие как закрытое сооружение, в нечто доступное, «пористое», процесс коммуникации обретает особую важность. Мы работаем над этим со всех четырех сторон. Самая трудная — северо-западная сторона, так как там расположена новая электростанция. С юго-восточной стороны мы закладываем площадь — выходящую к реке городскую пьяццу — и рассчитываем, что она станет центральной точкой притяжения. Юго-западная сторона будет соединяться с музеем при помощи моста: здесь появится лестница, поднявшись по которой на мост, вы сможете выйти в город; спустившись с него, вы попадаете в здание со стороны пешеходной зоны.

 

 

Архсовет: А кроме Патриаршего моста, какие еще походы разрабатывались?

Антонио Бельведере: Наша идея была в том, чтобы создать целую систему подступов при помощи лифтов и лестницы, спустившись по которым люди будут попадать на площадь перед ГЭС. С северо-восточной стороны мы бы тоже хотели создать проход, который будет идти сквозь Дом на набережной с тем, чтобы образовался сквозной доступ.

Тереза Мавика: На этой пяцце, которая у нас начианется от реки, будут все те услуги, которые должны обычно быть в таких общественных центрах: кафетерий, книжный магазин, библиотека. Они все вместе будут слиты в одном органичном пространстве вместе с центральным нефом здания — его тоже предполагается сделать открытым для того, чтобы можно было прогуляться и по этой новой «улице».

Архсовет: А билеты? Как вы будете контролировать доступ посетителей?

Тереза Мавика: Мы надеемся, что не будет никакого контроля билетов. Пока мы работаем над технологическим решением этого вопроса.



Архсовет: То есть никакого ограждения? Тут рядом Дом на набережной, кинотеатр «Ударник», поясните, все-таки это будет сквозная территория?

Антонио Бельведере: Мы стремимся создать центральный вход с северной стороны, чтобы открывался вход через мост. Так что да, ограждения будут, но будет и мост для прохода через эту ограду. Она позволит ограничивать, контролировать доступ.

Архсовет: Расскажите о технологической стороне, которой всегда отличаются проекты Renzo Piano Building Workshop. И климатические особенности Москвы — вы их учитывали?

Антонио Бельведере: Вы прямо спрашиваете про самые проблемные моменты.

Ключевое слово здесь — жизнеспособность. Это не самая простая задача, а в Москве — и того сложнее, но мы полагаем, что нам действительно удастся создать экологически безопасное и рассчитанное на долгую перспективу здание

Мы облицуем здание фотоэлементами, общая площадь которых составит 5 000 м2. Они, конечно, не будут производить огромное количество электроэнергии, но будут все же обеспечивать около 10% от всего энергопотребления. Да, этот процент, конечно, не велик, но все же это значительная цифра, если учесть, что при производстве этой энергии где-либо еще, с учетом того, что ее придется как-то доставлять, затраты будут существенно выше. Это очень полезная вещь.



Что касается русского климата, мы бы хотели создать своего рода оранжерею, потому что мы хотим улавливать свет снаружи. Это, конечно, очень непростая задача, так как здание должно иметь оболочку очень высокого качества, иначе потери энергии будут слишком велики, а мы имеем дело с московским климатом. Но результаты инженерных расчетов вселяют в нас оптимизм, так как мы значительно усовершенствовали свойства оболочки и при этом по-прежнему можем сохранить эту идею «оранжереи», в результате чего свет будет проникать внутрь.

— Вопрос популярности, посещаемости места остается важнейшим, учитывая его замкнутость. Как вы собиратетесь завлекать туда публику?

Тереза Мавика: Завлекать, прежде всего, тем, что там будет происходить множество событий одновременно, и там все будут все находить то, что им нравится. В этом смысл общего пространства или common ground, туда должны приходить и те, кто обычно ходит в Третьяковку и Пушкинский, и молодежь, которая посещает «Гараж».

Мы хотим соединить вместе тех, кто интересуется visual art, тех, кто хочет послушать музыку, и тех, кто любит театр

Здесь также будет пространство для residents со всем необходимым оборудованием, чтобы пригласить художников со всего мира — сюда прихать и здесь работать.

Мы за то, чтобы строить будущее и прекратить смотреть назад, чтобы сегодня и здесь построить то, что называется «наследием» на завтра, работать с молодыми художниками, дать им воможность производить , показывать свои работы и понять их место в обществе. В Москве уже есть подобные институции, например, у «Гаража», которому, действительно, удалось создать такой кластер современной культуры. Я думаю, им помогло то, что они находятся в парке — и ауитория там у них уже имеется, осталось только эту аудиторию занитересовать тем, что они делают. Но, мне кажется, что таких мест в городе должно быть, безусловно, много.


Изображения: Renzo Piano Building Workshop


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.