Хроники конкурсов

Русские терема и солнечный свет. Финалисты конкурса на метро

24 Ноября 2014

На прошедшем в среду Архитектурном совете Москомархитектура наградила победителей и финалистов конкурса на разработку архитектурно-художественных решений станций метро «Солнцево» и «Новопеределкино». Всего в финал конкурса прошли 10 команд — по пять проектов на каждую станцию. Несмотря на то, что станции уже имели конструктивные решения, и архитекторы могли работать только с дизайном, уровень проектных решений оказался достаточно высоким.

«Солнцево»

Архитектурные бюро, разрабатывавшие проекты дизайна станции метро «Солнцево», конечно, отталкивались от самого названии будущей станции. Однако разнообразие трактовок образа солнечного света приятно удивило.

NEFAARCHITECTS (NEFARESEARCH) (Россия, Москва)

Российское архитектурное бюро NEFARESEARCH стало победителем конкурса на разработку дизайна станции метро «Солнцево». По словам архитекторов, они, в первую очередь, заботились о комфорте и настроении пассажиров. Благодаря этому родилась идея сочетания образа солнца и дачи.

Nefa Architects

Вестибюли станции по форме напоминают традиционные русские избы и бани, однако архитекторы предлагают сделать отверстия в металлических листах крыши, чтобы солнечные лучи проникали внутрь павильона.

На платформе ощущение солнца будет возникать благодаря искусственному освещению и настенной навигации, выполненной в виде светящейся полосы в полупрозрачном искусственном камне. Кроме того, на станции появятся светящиеся тумбы-колонны, использующиеся также для навигации и в качестве скамеек-тумб.

Nefa Architects

«Нам повезло, что из двух станций досталось проектировать именно „Солнцево“! Свет, солнечный свет — это основа архитектуры, а у нашей студии именно архитектурный подход к проектированию. Поэтому мы с большим воодушевлением работали над образом станции, разрабатывая тему солнечного света. То, что мы победили, это очень приятно, ведь построить станцию метро в Москве, в моем родном городе, — большая честь для архитектора. Спасибо всем участникам авторского коллектива студии», — отметил ведущий архитектор бюро NEFARESEARCH Дмитрий Овчарок.

Wall (Россия, Москва)

Особенностью этого проекта стало то, что архитекторы отказались от строительства наземных вестибюлей, а вдохновением им послужил космос. По проекту, перед входом в метро расположен арт-объект, повторяющий траектории движения планет солнечной системы, а на самой платформе — на стенах и потолке — размещены светящиеся полоски, имитирующие звездное небо. Еще одним интересным решением стала «изогнутая» стена в переходе к станции. Ее разработчики проекта предложили использовать как скамью.

Wall

Wall

Rhizome Group (Россия, Санкт-Петербург)

В своем проекте архитекторы из бюро Rhizome Group использовали яркие цвета, отталкиваясь от названия станции. Солнечную тему дополняют светильники в виде «солнечных дисков», размещенные как в надземном, так и в подземном пространстве. Всю станцию разработчики проекта предложили облицевать белой и желтой керамической плиткой, а в павильоне — оборудовать велопарковку и лавки.

Rhizome Group

Rhizome Group

Антон Барклянский (Россия, Москва)

Автор проекта стремился создать спокойное, визуально комфортное пространство. Павильоны станции он предложил оформить в нейтральных цветах из металлических и алюминиевых панелей, а стены спусков под землю — панелями из керамогранита. Самым ярким акцентом проекта стала ярко-оранжевая мебель на платформе. Солнечную тематику также продолжает панно с солнечными человечками, которую архитектор предложил разместить на путевых стенах.

Антон Барклянский

Антон Барклянский

Роспроект М (Россия, Санкт-Петербург)

Архитектурное бюро «Роспроект М» предложило создать минималистичное, но функциональное пространство. По словам самих разработчиков проекта, они «хотели показать, что затрачивая относительно невысокие суммы на дизайн, можно добиться высококачественного результата», поэтому они отдали предпочтение таким материалам, как гранит, керамогранит, шлифованный бетон и стеклофибробетон. Одной из особенностей проекта стало размещение необычных круглых скамеек на платформе и в пространстве, расположенном рядом с кассами.

Роспроект М

Роспроект М

«Новопеределкино»

В отличие от «Солнцево» будущая станция столичного метрополитена «Новопеределкино» не имеет говорящего названия. Архитекторы также, видимо, не нашли, за что «зацепиться» в контексте и в работе над проектами дизайна представили самые разнообразные решения.

U-R-A / United Riga Architects (Латвия, Рига)

Победителем конкурса на разработку архитектурно-художественного решения станции «Новопеределкино» стало рижское архитектурное бюро United Riga Architects. Основной идеей дизайна станции стало соединение исконно московских архитектурных мотивов и современных методов отделки интерьеров. Архитекторы использовали мотивы убранства старинных московских теремов и палат — настенные росписи в виде травяных орнаментов.

URA

Еще одной особенностью станции стала ее «изменяемость». Оснащенные RGB-LED излучателям световые коробы — плоские или в виде сводов — могут менять цветовое решение. Во время городских праздников и мероприятий узоры могут становиться синими, красными, многоцветными или даже транслировать видео.

Павильоны станции предлагается украсить узорами в виде стволов деревьев. Мотивы узоров также планируется использовать и в благоустройстве территории.

«Мы очень рады, что более 300 тысяч москвичей участвовало в голосовании и признало нашу работу лучшей, и еще более рады, что мнение москвичей было поддержано жюри! Наш проект очень московский, и очень русский по стилю. Исконно московские мотивы мы трансформировали с помощью современных материалов и новейших технологий. Основа декорации — световые панели, которые перфорированы отверстиями в виде русского узора. Эти панели объединены в световые коробы, по форме напоминающие своды кремлевских палат. Свет проходит через узор и создает кружевное освещение. А главное — свет может меняться! Встроенные RGB-LED излучатели могут светить разными цветами, и на городские праздники и мероприятия станция „Новопеределкино“ будет удивительно изменчивой.

URA

Самым сложным в условиях конкурса было то, что участникам дали уже готовый типовой проект, и мы имели возможность только „одеть“ уже существующие объемы. Поэтому особенно радует, что проекты всех участников получились такими разными и интересными», — подчеркнул главный архитектор U-R-A Евгений Леонов.

Gerber Architekten (Германия, Дортмунд)

Немецкие архитекторы предложили идею простой ориентации пассажиров на станции и ощущение солнечного света под землей. Главная черта станции — светящаяся лента, объединяющая наземную и подземную части. «Изюминкой» станции стал волнообразный потолок, благодаря которому разработчики проекта используют весь потенциал светодизайна, имитирующего солнечный свет.

Gerber Architekten

Gerber Architekten

Интересен и павильон станции, спроектированный в виде веера.

Студия Бориса Воскобойникова (NEFARESEARCH)

Минималистичный дизайн в этом проекте полностью компенсируется ярким светодизайном. Цвет играет здесь и навигационную роль. Насыщенные цвета создают глубину и визуально расширяют пространство.

Студия Бориса Воскобойникова

Студия Бориса Воскобойникова

Стены тоннеля и платформы архитекторы предложили украсить декоративным панно из триплекса с авторским рисунком, выполненным в технике плоттерной шелкографии.

Variant Studio (Латвия, Рига)

Основной идеей архитекторов из рижского бюро стала идея тишины. Стены и потолок они предложили облицевать акустическими элементами из звукоизоляционных и шумопоглощающих легких керамических материалов, которые позволяют звуковым волнам отражаться от стен и потолка и создавать эхо.

Variant Studio

По замыслу разработчиков проекта, рисунок стен поможет пассажирам быстрее ориентироваться, он будет указывать путь на платформу или к ближайшим выходам. Сами стены и потолок планируется выполнить в нейтральном тоне охра в форме гармошки.

Variant Studio

FAS(t) (Россия, Москва)

Проект станции отличается минимализмом, ярким акцентом является оригинальное решение, используемое под землей. Архитекторы предложили обустроить на платформе целый «лес». При этом на центральной оси платформы архитекторы расположили один ряд колонн, а все инженерные коммуникации они предложили сделать открытыми.

Fast

Fast


Изображения: stroi.mos.ru


публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.